Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 18:25, курс лекций
Тема 1. Предмет и значение курса «Возрастная физиология и школьная гигиена»
Возрастная анатомия и физиология изучает особенности строения и жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза.
Предметом возрастной анатомии и физиологии являются особенности строения и развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.
Основными компонентами режима дня являются: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе и дома, игровая деятельность по интересам, отдых по интересам, личная гигиена, питание, помощь по дому.
При построении рационального режима дня следует учитывать биоритмы функционирования организма. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга определяется в периоды 9-12 час и 16-18 час. Первый подъем более выражен по силе и длительности. Вместе с тем есть дети с одновершинным дневным подъемом работоспособности или с многовершинным вариантом. В ночное время функции всех систем выражены на минимальном уровне.
Пребывание вне помещения, прогулки, занятия по интересам, игры тоже можно отнести к отдыху, но с элементами активности. По И.М. Сеченову, подобный отдых ускоряет снятие утомления, так как увеличивает поступление кислорода в органы и ткани, стимулирует окислительно-восстановительные процессы. Кроме того, это способствует закаливанию, профилактике гипокинезии и ультрафиолетовой недостаточности, формирует положительные эмоции, помогает выявлению и развитию личностных особенностей ребенка, что способствует его дальнейшей социальной адаптации.
Пребывание на воздухе, как мощный оздоровительный фактор, для школьника желательно разбить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном - 3-3,5 часа, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа. Следует подчеркнуть, что учебные перегрузки, как правило, сокращают именно эту часть режима, тем самым, уменьшая двигательный компонент режима.
Свободное время школьников может быть отведено занятиям в кружках, спортивных секциях, клубах, при этом длительность таких занятий возможна в пределах 1-2 часов в начальной школе, 2-3 часов - 4-8 классы и 3-4 часов - в старшей школе. Нужно учесть, что в свободное время дети должны также оказывать посильную помощь в семье (уборка жилья, мытье посуды, садово-огородные работы).
Одним из обязательных элементов режима ребенка является прием пищи, который регламентируется возрастом и состоянием здоровья и требует определенного времени, обстановки и настроя организма. В школьном возрасте режим питания и его количественно-качественная характеристика несколько меняются в сравнении с дошкольным периодом в связи со спецификой этого этапа жизнедеятельности ребенка. Повышается потребность в свежих овощах, фруктах, в разнообразных витаминах, минеральных веществах.
К сожалению, негативные тенденции
современного школьного образования
(увеличение общего объема учебной
нагрузки, ее чрезмерное разнообразие,
снижение возрастных границ интенсивного
образования и др.) в значительной
степени уменьшают
Режим дня школьников значительно изменяется в выходные дни, в каникулярное время, в дни подготовки и сдачи экзаменов. В период каникул и в выходные дни следует существенно (лучше - максимально) увеличить время пребывания на воздухе, где можно организовать подвижные игры, спортивные игры, спортивные занятия, экскурсии, походы и другие виды активной эмоциональной деятельности. Все остальные режимные элементы тоже имеют место, но больше времени следует отводить творческой деятельности.
Во многих современных школах существуют группы продленного дня. Гигиенические требования к организации режима дня детей, посещающих эти группы, те же. После уроков дети обедают, идут на прогулку на воздух, где проводят время, активно отдыхая, затем готовят домашние задания в условиях, обеспечивающих возрастные гигиенические нормативы. В начальной школе желателен послеобеденный пассивный отдых (сон), если позволяют условия, в течение 1-1,5 часа. При неправильной организации режима дня в такой группе у детей быстро нарастают процессы утомления, ухудшается функциональное состояние систем организма, нарушаются обменные процессы.
3. План проведения
лабораторных/практических
4.1. Методические указания
по проведению лабораторных/
Приступая к изучению новой учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с учебной программой, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке, получить в библиотеке учебники рекомендованные преподавателем, ведущим дисциплину, учебно-методические пособия и лазерные диски с методическим материалом, завести тетрадь для конспектирования лекций и выполнения практических заданий.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. В ходе подготовки к лабораторно-практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.
Выполнять практические задания, выдаваемые преподавателем после лекций.
При подготовке к контрольной работе и зачету повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на контрольную работу, экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
В опорно-двигательном аппарате, или аппарате движения, объединяются кости, их соединения и мышцы. Аппарат движения выполняет функции опоры, перемещения тела в пространстве и исполнения движения.
Опорно-двигательный аппарат разделяют
на пассивную и активную части. К
пассивной части относятся
Изучение физиологии опорно-двигательного аппарата позволяет получить важный материал для понимания основ как двигательной деятельности, так и физического развития человека. Познания в этой области важны для формирования представлений о тесной взаимосвязи скелета и мышц, для создания благоприятных условий труда, активного отдыха, спортивных занятий, т. е. для решения проблемы здоровья человека. Большое значение в оценке физического состояния человека имеют и антропометрические исследования.
Антропометрия – совокупность методов изучения человека, основанных на измерениях как внешнего и внутреннего строения, так и функциональных признаков. В ней различают следующие методы:
Определение гармоничности физического
развития
по антропометрическим данным
(соматометрические исследования)
Цель: научиться оценивать показатели физического развития с помощью измерений.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: ростомер, напольные медицинские весы, сантиметровая лента.
Опыт проводится в парах или группах.
ХОД РАБОТЫ
Антропометрические измерения лучше проводить в медицинском кабинете, в первой половине дня, без верхней одежды и обуви.
Измерение роста. Проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого. Полученный результат зафиксируйте.
Измерение окружности грудной клетки. Испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает сантиметровую ленту так, чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Затем испытуемый опускает руки.
Окружность груди измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе. Экскурсия грудной клетки – это разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе.
Определите экскурсию грудной клетки. Полученный результат зафиксируйте.
Определение массы тела. Измерение проводится с помощью медицинских напольных весов. Полученный результат зафиксируйте.
1. Заполните таблицу.
Антропометрические показатели
Испытуемый |
Показатели роста, см |
Показатели окружности грудной клетки, см |
Показатели массы | ||
в паузе |
макс. |
макс. на выдохе | |||
1. |
|||||
2. |
|||||
3. |
2. Оцените полученные результаты.
Величина экскурсии грудной клетки у молодых здоровых людей колеблется обычно от 6 до 9 см.
3. Сравните полученные вами
4. Сделайте вывод о степени вашего физического развития.
Используя данные таблицы, найдите
соответствующий «коридор» для
каждого из ваших показателей (на
пересечении возраста и величины
показателя). «Коридор» процентных
величин характеризует
Пример.
Процентные величины длины тела, см
Возраст,лет |
Пол |
«Коридор» и соответствующие ему показатели | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
13 |
м д |
140,2 139,5 |
143,6 143,1 |
147,4 148,0 |
160,4 160,3 |
165,8 164,3 |
169,6 168,0 |
14 |
м д |
144,9 144,0 |
148,3 147,4 |
152,4 152,4 |
166,4 164,2 |
172,2 168,0 |
176,0 170,5 |
15 |
м д |
149,3 148,1 |
153,2 151,6 |
158,0 156,3 |
172,0 167,0 |
178,0 170,3 |
181,0 172,6 |
16 |
м д |
154,0 151,7 |
158,0 155,0 |
162,2 158,3 |
177,4 169,0 |
182,0 172,0 |
185,0 174,1 |
17 |
м д |
159,3 154,1 |
163,0 157,3 |
168,1 161,2 |
181,2 170,0 |
185,1 173,1 |
187,9 175,5 |
Процентные величины массы тела, кг
Возраст,лет |
Пол |
«Коридор» и соответствующие ему показатели | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
13 |
м д |
31,0 32,0 |
33,4 35,3 |
39,8 40,0 |
49,0 51,8 |
56,2 56,8 |
63,6 64,2 |
14 |
м д |
34,0 36,1 |
35,2 39,9 |
42,2 44,0 |
54,6 55,0 |
62,6 60,9 |
70,6 70,0 |
15 |
м д |
37,8 39,4 |
40,8 43,7 |
46,9 47,6 |
60,2 58,0 |
65,1 63,9 |
76,5 73,6 |
16 |
м д |
41,2 42,4 |
45,4 50,5 |
51,8 51,0 |
65,9 61,0 |
73,0 66,2 |
82,5 76,1 |
17 |
м д |
46,4 45,2 |
50,5 48,4 |
56,8 52,4 |
70,6 62,0 |
78,0 68,0 |
86,2 79,0 |
Информация о работе Лекции по "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"