Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 18:25, курс лекций
Тема 1. Предмет и значение курса «Возрастная физиология и школьная гигиена»
Возрастная анатомия и физиология изучает особенности строения и жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза.
Предметом возрастной анатомии и физиологии являются особенности строения и развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.
Процентные величины окружности груди, см
Возраст,лет |
Пол |
«Коридор» и соответствующие ему показатели | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
13 |
м д |
64,7 64,3 |
66,9 66,8 |
70,2 70,0 |
78,2 80,9 |
87,2 85,0 |
87,0 88,0 |
14 |
м д |
67,0 67,0 |
68,6 69,6 |
73,1 73,0 |
81,1 83,5 |
86,2 87,6 |
91,0 91,0 |
15 |
м д |
70,0 70,0 |
72,6 72,9 |
76,3 76,2 |
85,7 85,5 |
90,1 89,3 |
94,2 92,6 |
16 |
м д |
73,3 73,0 |
76,1 75,9 |
80,0 78,8 |
89,9 87,1 |
93,6 90,6 |
97,0 93,9 |
17 |
м д |
77,0 75,4 |
80,1 78,0 |
82,9 80,7 |
92,2 88,0 |
95,5 91,1 |
98,4 94,6 |
Опыт № 2
Оценка
показателей физического
с помощью расчетных формул
Цель: научиться с помощью формул определять свое физическое развитие.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: отсутствуют.
Опыт проводится в парах или группах.
ХОД РАБОТЫ
1. Рассчитайте собственный
рост, используя для этого
Теоретический расчет среднего роста для людей в возрасте от 3 до 14–16 лет | |
Девочки среднего типа телосложения |
Рост = 6 ´ Возраст + 76 |
Мальчики среднего типа телосложения |
Рост = 6 ´ Возраст + 77 |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Отклонения от средних физических величин не должны превышать ±2,5 см для мальчиков и ±3,5 см – для девочек. Если полученный при расчете рост на 20 % больше или меньше среднего, это может указывать на эндокринные нарушения.
2. Определите индекс тучности. Для
этого воспользуйтесь
Формула заливки индекса тучности (ИТ) ИТ = Масса тела, кг / Рост, м |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Индекс тучности от 19 до 24 единиц измерения
соответствует нормальному
Формула Пиньи (показатель крепости телосложения)
Крепость телосложения = Рост, см – (Масса тела, кг + ОГ в фазе выдоха , см |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Полученные величины показателей Пиньи (у взрослых) оцениваются по следующей шкале:
меньше 10 – крепкое телосложение;
10–20 – хорошее телосложение;
21–25 – среднее телосложение;
26–35 – слабое телосложение;
36 и более – очень слабое телосложение.
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Сравните расчетные данные с результатами антропометрических измерений. Сделайте вывод о развитии собственного организма.
Практическая работа 2. Изучение глотательного рефлекса продолговатого мозга.
Рекомендации для учителя: Глотательный рефлекс относится к разряду вегетативных рефлексов. Он вызывается раздражением корня языка. Раздражителем может быть пища, вода, наконец, слюна. Без раздражения корня языка рефлекс не проявляется. Каждый работает индивидуально.
Цель работы: Выяснить причину глотательного рефлекса.
Инструкция по выполнения работы
Вопросы по выполнению работы |
ответы на вопросы |
1. Проглотите скопившуюся в |
У |
2. Сделайте 4-5 глотательных движения. |
У |
3. Ответьте на вопрос: Можете ли вы длительное время делать глотательные рефлексы? Что является причиной не проглатывания? |
У |
4. Вывод: (Для воспроизведения |
П |
Зачертить схему глотательного рефлекса.
Практическая работа 3
Психологические основы внимания, памяти
и особенности мышления
Опыт № 1
Выявление объема кратковременной памяти
Цель: определить объем кратковременной памяти.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: лист бумаги с подготовленным тестом из 25 слов, часы.
Проводится в парах и группах.
ХОД РАБОТЫ
В течение 1 мин внимательно прочитайте предложенный тест, затем отложите и закройте его. В течение 5 мин запишите все слова, которые вам удалось запомнить в любом порядке.
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок), за каждое слово запишите себе 1 балл.
Возможные слова для теста: сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, абстракция, вертолет.
Число баллов |
Характеристика памяти |
6 и меньше |
Объем памяти низкий. Желательно регулярно
выполнять упражнения по тренировке
памяти. При необходимости |
7–12 |
Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться |
13–17 |
Объем памяти хороший |
18–21 |
Объем кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей |
Свыше 22 |
Ваша память феноменальна |
Опыт № 2
Образная память
Цель: изучение кратковременной памяти.
Материалы и оборудование: секундомер (или часы с секундной стрелкой), таблица с 16 разнообразными рисунками (готовится заранее).
Проводится в парах.
ХОД РАБОТЫ
В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой ему таблицы, составленной учителем. Затем в течение 1 мин он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Экспериментатор подсчитывает число правильно воспроизведенных образов.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Норма – это 6 и более правильных ответов.
Практическая работа 4. «Динамический стереотип»
Лабораторная работа 5. Строение глаза
Рекомендации для учителя: Лабораторная работа проводится фронтально. В качестве раздаточного материала можно показать глаз крупного рогатого скота (или влажный препарат или натуральный глаз, а так же модель глаза).
Оборудование: модель глаза, влажный препарат глаза коровы, лупы..
Цель работы: Рассмотреть и изучить строение глаза коровы и закрепить знания на основе изучения строения глаза по разборной модели..
Инструкция по выполнению работы.
Вопросы по выполнению работы |
Ответы на вопросы | ||||||
1. Вспомните, как реагируют на
сет беспозвоночные животные? Какое
строение имеет глаз |
У | ||||||
2. Прочитайте в учебнике |
У | ||||||
3. Рассмотреть глаз |
У | ||||||
4.Изучение строения глаза по разборной модели. Рассмотреть глазное яблоко снаружи и найти:
|
У | ||||||
5. Найти хрусталик. Особенности хрусталика. |
У | ||||||
6. Удалите стекловидное тело из модели глаза. Рассмотрите его. Какое оно по окраске? |
У | ||||||
7. Найдите место выхода из глаза зрительного нерва. |
У | ||||||
8.Заполните таблицу:
|
П | ||||||
9. Вывод |
П |
Проверочное задание.
По готовому рисунку подписать строение глаза.
Лабораторная работа 6. Аккомодация хрусталика.
Рекомендации для учителя: Заранее учащиеся дома готовят небольшие экраны (15820 см), затянутые прозрачной полиэтиленовой пленкой. На экране в центре по кругу пишутся буквы (5-6 букв) фломастером. На доске пишутся несколько слов. Например, глаз, хрусталик, сетчатка..
Оборудование: экраны на каждого человека.
Цель работы: Опытным путем обнаружить аккомодацию глаза..
Инструкция по выполнению работы.
Вопросы по выполнению работы |
Ответы на вопросы |
1. Расположить экран перед |
У |
2. Затем по команде учителя учащиеся фиксируют взгляд на слова , записанные на доске через экран. Выяснить, фиксируют ли они буквы на полиэтилене |
У |
3. Зафиксировать взгляд на |
У |
4. Можно ли одновременно |
У |
5. Сделайте общий вывод на
основании проведенного опыта.
Как изменится форма |
П |
Проверочное задание.
Зарисуйте схему преломления лучей в хрусталике глаза при рассмотрении близкого и удаленного предметов.
Образец
Фиксирование слов на доске
(плоский хрусталик)
Фиксирование букв на экране
(хрусталик более выпуклый)
(6, С.133)
Практическая работа 7. «Профилактика нарушения зрения у детей и подростков».
Задание: Подготовить памятку для профилактики нарушения зрения у детей и подростков
Лабораторные работы 8. «Состав и функции крови»
Рекомендации для учителя: Свежая кровь в тепле быстро свертывается. Сгусток свернувшейся крови положить в марлевый мешочек, поместить в стеклянную банку, чтобы он не доходил до дна. Банку закрыть марлей и оставить на сутки. Сыворотка стекает на дно, сгустки остаются в мешочке. Через сутки мешочек вынуть, сгустки крови промыть под краном, и поместить их в формалин или спирт. Можно хранить несколько лет. Приготовление не свертывающейся крови – в кровь взятую от убитого животного прибавить раствор оксалата натрия, калия или аммония 1гр. соли не 1 л крови. Работа проводится фронтально.
Информация о работе Лекции по "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"