Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:58, реферат
Наука -- общественное явление, социальный институт и отрасль культуры. Это сфера человеческой деятельности по добыванию и теоретической систематизации объективно истинных знаний о бытии. Наука включает в себя научное сознание своих субъектов, учреждения науки и научные отношения. Научные отношения есть единство научного общения, поведения и деятельности его субъектов.
1)Наука -- общественное явление, социальный институт и отрасль культуры. Это сфера человеческой деятельности по добыванию и теоретической систематизации объективно истинных знаний о бытии. Наука включает в себя научное сознание своих субъектов, учреждения науки и научные отношения. Научные отношения есть единство научного общения, поведения и деятельности его субъектов.
Научное сознание состоит из научных знаний, системы эмоций и чувств, волевых состояний и ценностных ориентаций, возникающих и появляющихся в процессе добывания знаний и их систематизации.
Термин «наука» употребляется в собирательном значении для отграничения ее от искусства, образования, информационной жизни и других явлений общества, а также в более конкретном объеме -- применительно к сходным областям совокупной науки или отдельной науке: точные науки, гуманитарные науки, физика, биология, социология и т.п.
Наука как социальный институт имеет свою организацию и принципы функционирования, координационные и субординационные связи, формы контроля и отчетности, способы взаимодействия с различными видами практики.
В культуре общества она характеризует уровень познания и освоения человеком природы, социальной жизни и самого себя. Научная сфера сегодня - один из способов и необходимый элемент содержания жизнедеятельности общества как культурной жизни, показатель развитости (цивилизованности) государства.
Наука -- это сфера специальной исследовательской деятельности, направленной на изучение природы, общества и человека. Главная цель науки и ее предназначение - получить истинное знание, используя свои методы и формы, способы обоснования и проверки.
Форма научного познания -- относительно самостоятельное выражение познавательного цикла и его результатов на различных стадиях и этапах исследования. Типовой схемой исследования выступает:
а) обнаружение каких-либо несоответствий в функционировании объектов и процессов действительности с существующими научными знаниями или необходимость специального изучения вновь создаваемых явлений культуры, новых элементов бытия. Формулируются цель и задачи исследования, разрабатывается методика и выбираются методы, анализируется имеющаяся материальная и теоретическая база;
б) разрабатываются возможные варианты проведения исследования и егo ожидаемые результаты;
в) проведение самого исследования на эмпирическом и теоретическом (рациональном) уровнях;
г) закрепление результатов исследования и их выражение в знаковых системах.
3) Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, - всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты вузов. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой студента не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых.
Современные требования к
специалистам обуславливают особую
важность воспитания у студентов
стойкого познавательного интереса,
развития аналитического и творческого
мышления, являющихся неотъемлемыми
характеристиками гармонически и всесторонне
развитой личности. От выпускников
высшей школы требуется, чтобы они
не только квалифицированно разбирались
в специальных и научных
Система НИРС - одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение в процессе обучения по учебным планам и дополнительно основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков индивидуального и коллективного выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному творчеству, самостоятельности.
Цель научно-исследовательской
и учебно-исследовательской
Основными задачами научно-исследовательской работы со студентами являются:
- формирование у студентов
интереса к научному
- развитие у студентов
творческого мышления и
- выявление наиболее одаренных
и талантливых студентов,
- подготовка из числа
наиболее способных и
4) Российская академия
наук - высшее научное учреждение
Российской Федерации, ведущий
центр фундаментальных
Структура:
На протяжении почти трех столетий существования Академии наук менялись её задачи, статус и структура. Сейчас Академия построена по научно-отраслевому и территориальному принципу и включает 9 отделений РАН (по областям науки) и 3 региональных отделения РАН, а также 14 региональных научных центров РАН. В состав РАН входят многочисленные институты.
Росси́йская акаде́мия нау́к (РАН) — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране. Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России. Российская академия наук является некоммерческой научной организацией, созданной в форме государственной академии наук и выполняющей важные конституционно-публичные задачи по обеспечению благополучия и процветания России (Преамбула Конституции РФ) и свободы научного творчества.
Всего в Академии по состоянию на июль 2008 года насчитывалось 470 научных учреждений, более 55 тыс. научных сотрудников, в том числе более 522 академиков и 822 членов-корреспондентов.
5) Генезис науки и проблема периодизации ее истории.
Преднаука древневосточной культуры.
Для определения времени
появления науки является продуктивным
трансцендентально-
М. задать 5 важнейших особенностей научного знания:
1) предметно-практическая направленность;
2) особенность;
3) использование
4) экспериментальная
5) профессиональный характер.
С точки зрения хронологической последовательности появления этих свойств, определяют 5 возможных дат появления науки:
1) наука была всегда, т.к.
она сводится к предметно-
2) наука появилась в античности, в период с 6 по 4 в. до н. э.( Фалес — 6в., Аристотель — 4 в.), когда оформляются объективность знания и его теоретичность, т.е. отрыв от практической деятельности и оперирование идеальными объектами;
3) есть мнение, что зачатки
экспериментального метода
а) создание философского камня;
б) алкогест (растворитель);
в) эликсир бессмертия.
Однако их эксперименты не
выдерживают критериев
4) 16-17 вв. — становление
классического естествознания
5) при превращении научной деятельности в профессию (с середины 19 в. впервые стала оплачиваться научная деятельность в Германии, Берлинский университет, ректор Вильгельм Гумбодльд).
Следовательно решение вопроса о дате появления науки зависит от того, какие ее свойства считаются основными.
Конкурируют античность и Новое время ( с небольшим перевесом).
Относительно движущих сил развития науки конкурируют 2 концепции:
1) интернализм — развитие науки определяется ее внутренними резервами и запросами;
2) экстернализм — развитие науки направляют потребности общества.
Совокупность этих концепций является единственно верным решением.
Модели периодизации истории науки
Доминирующая в отечественной науке модель ее развития предложена В.С. Степиным:
Миф → Логос → Преднаука → Наука
Логос (слово, закон, разум!) — систематизация и рационализация мифа, не выходящая за его пределы.
На этой стадии оформляются 3 важнейших положения рационального мышления:
а) принцип определенности — устранение принципа «все превращается во все» и скрытая оформленность мысли по законам логики:
1. Закон тождества а≡а.
2. Закон непротиворечия ^(a ∙ ^a) (не может быть вместе а и не а).
3. закон исключенного третьего (a + ^ a) (третьего не дано).
б) принцип естественности
— это устранение мифологического
смешения естественного и
в) принцип объективности — это устранение мифологического смешения вещи и образа вещи.
Преднаука.
Наиболее мощно она сформировалась в древневосточной культуре (Др. Египет, Месопотамия, Индия и Китай), т.к. к 10 в. до н.э. там была мощная цивилизация.
Несмотря на то, что были достигнуты огромные успехи в астрономии, геометрии, арифметике, эти знания не являлись научными в силу следующих особенностей:
1) оно не
фундаментальное, не
2) были ограничения в распространении знания — кастовые, цеховые и семейные;
3) отсутствовало
критическое отношение к
4) оно было не полностью рациональным, т. к. его носителями были жрецы или облеченные властью люди, авторитет которых и определял истинность знаний;
5) отсутствие систематичности знания;
6) рецептурный характер знания, т.е. отсутствие его обоснованности.
Наука в своем развитии проходит 3 стадии:
1) классическая;
2) неклассическая;
3) постнеклассическая.
6) Наука как социальный
институт возникла в Западной
Европе в XVI—XVII вв. в связи с
необходимостью обслуживать
Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. В связи с этим говорят о политических, социальных, религиозных институтах, а также институте семьи, школы, учреждения.
Однако долгое время институциональный подход не разрабатывался в отечественной философии науки. Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о ее претензиях на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов.
Наука как социальный институт
имеет свою собственную разветвленную
структуру и использует как когнитивные,
так и организационные и