Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:44, автореферат
Институты регулируют доступ к законному использованию редких и ценных ресурсов, а также определяют принципы этого доступа. Они определяют, в чем состоят и каким образом должны воплощаться в жизнь те или иные интересы, учитывая тот факт, что сама редкость этих ресурсов, обусловливающая трудность доступа к ним, составляет основу для соперничества и даже конфликтов в борьбе за обладание ими. Институты регулируют (структурируют и закрепляют как общественно признанные практики) подобную борьбу различных интересов.
Введение 2
1. Теоретические основы института как категории институциональной экономики 3
1.1 Определения института. Классификация институтов. 3
1.2 Функционирование и взаимодействие институтов в экономике 6
2. Анализ развития институтов в России 8
2.1 Историческая динамика развития 8
2.2 Особенности функционирования и развития 15
3. Предложения по совершенствованию развития институтов 20
Заключение 25
Список литературы 26
А в соответствии с изменениями, внесенными в вышеуказанную статью Законом № 296-ФЗ от 30.12.2009 г., ФНС России, возможно, будет указывать в каждом заявлении о признании должника банкротом конкретную кандидатуру управляющего.
При
этом ФНС России самостоятельно определяет
порядок выбора саморегулируемой организации,
однако механизм этот абсолютно непрозрачен,
и позволяет представителям саморегулируемых
организаций в регионах добиваться
выбора саморегулируемых организаций
и утверждений в делах о
банкротстве неправовыми
Найти решение данного вопроса достаточно сложно, но возможно при достижении максимальной прозрачности и детальной регламентации при выборе саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
Один из вариантов – организационный способ, а именно: создание некой территориальной (в пределах одного субъекта РФ) ассоциации саморегулируемых организаций и их филиалов (представительств, представителей). Данной территориальной ассоциации возможно делегировать полномочия по выработке регламента для определения саморегулируемой организации арбитражных управляющих при поступлении запросов уполномоченного органа, и собственно функции выбора саморегулируемой организации, указываемой в каждом заявлении уполномоченного органа.13
Это
организационное решение
3) Как уже было указано выше, Закон о банкротстве предусматривает обязательное указание конкретного арбитражного управляющего либо конкретной саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении о признании должника банкротом. При этом в основе выбора заявителя зачастую предполагается не качественная оценка работы в целом арбитражных управляющих той или иной саморегулируемой организации, а предварительное согласие конкретного арбитражного управляющего в случае его назначения поддерживать позицию заявителя-кредитора или заявителя-должника. Указанная зависимость арбитражных управляющих от заявителя сродни «заинтересованности», предусмотренной ст.19 Закона о банкротстве. В этой ситуации арбитражный управляющий ради получения своего вознаграждения заранее обязуется осуществлять свою профессиональную деятельность в интересах заявителя (кредитора или самого должника) вопреки интересам прочих кредиторов, иногда и закона.
Одним из вариантов переориентирования деятельности арбитражного управляющего от интересов одного кредитора в сторону интересов всех кредиторов, должника и общества является делегирование полномочий заявителя в выборе саморегулируемой организации территориальной ассоциации саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, филиалов, представительств и т.д. (см. выше). В этой ситуации утверждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве не будет зависеть от предварительной договоренности с заявителем, которая, в свою очередь, не скажется на дальнейшей деятельности управляющего.
Данное решение нельзя считать антикоррупционным в чистом виде, но оно будет способствовать ликвидации условий, порождающих внеправовые отношения, и позволит упрочить интересы сообщества антикризисных менеджеров.
Социальный институт
Социальные
институты находятся в
Кроме того, причиной возникновения социальных институтов является появление новых ценностей — идеалов лучшего будущего, возникающих в обществе. Они оказывают громадное влияние на институциональные потребности, ценности, нормы, убеждения, а через них — на институционализацию статусов-ролей данного общества: семейных, бытовых, трудовых и т. п. Можно выделить три культурных уровня институционализации новых ценностей, статусов и ролей в социальных связях: 1) новые знания и убеждения людей; 2) новые нормы поведения; 3) новые ценности.
Становление социальных институтов, адекватных общественным системам (демосоциальной, экономической, политической, духовной), соответствует последовательности превращения важнейшие общественных потребностей в актуальные. Становление социальных институтов (процесс институционализации) семьи, денег, права, образования, торговли, науки и других проходит несколько этапов, которые накладываются один на другой.
Во-первых, возникает какая-то общественная нужда (неудовлетворенность), присущая многим. Этот период сопровождается беспорядком, дезорганизацией, свободой социальных связей.14
Во-вторых, идет формирование общественной потребности (мотива, плана, средств и т. п.) некоторыми людьми, ее реализация требует организованных действий в данной общественной сфере.
В-третьих,
стихийно (путем проб и ошибок) и
сознательно формируются
В-четвертых,
устанавливается система
В-пятых, возникают системы статусов и ролей, разделяющих членов социальной группы. Это завершающий этап, потому что социальный институт — это статусно-ролевая система социальных связей, образующая сущность социальной системы.
Становление и развитие социальных институтов связано с изменением их общественных функций, которые достаточно многообразны.
Во-первых, это функция закрепления социальных связей с помощью системы институциональных регуляторов, придающих действиям людей стандартизированный и регулярный характер.
Во-вторых, это интегративная функция, обеспечивающая: а) сплочение в социальную группу; б) соединение усилий членов группы, вызывающее кумулятивный эффект социального института.
В-третьих, это социализирующая функция, передача накопленного институционального опыта от одного поколения к другому и формирование необходимого для данного общества типа людей.
Институты — это "правила игры" в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Следовательно, они задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия — будь то в политике, социальной сфере или экономике. Институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени, и таким образом являются ключом к пониманию исторических перемен.
Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать, что институты влияют на функционирование экономических систем. Также не вызывает споров утверждение о том, что длительные различия в функционировании экономических систем формируются под очень глубоким влиянием развития институтов. Но ни современная экономическая теория, ни описательная историческая наука не проявляют видимого интереса к роли институтов в функционировании экономики и экономическом поведении, потому что до сих пор не разработаны аналитические принципы, которые позволили бы включить институциональный анализ в теорию экономики и экономическую историю. Задача этой книги состоит в том, чтобы выработать такие основополагающие принципы. Результаты соответствующего анализа потребуют пересмотра многих теоретических положений общественных наук в целом и экономической теории в частности и сформируют новое понимание процесса исторических изменений.
В настоящем работе мы рассмотрели природу институтов и их влияние на экономический (или социальный) процесс. Изложили общие принципы теории институциональных изменений с тем, чтобы не только сформулировать научные основы экономической истории, но и объяснили, как прошлое влияет на настоящее и будущее, как инкрементные институциональные изменения определяют существующие на каждый момент рамки человеческого выбора и какова природа зависимости настоящего от траектории предшествующего развития.
1 Институциональная экономика: новая институциональная экономика / Под общ. ред. А.А. Аузана. – М.: Инфра-М, 2007
2 Попов А.И. Хозяйственная система России: Теория становления. Институциональное устройство. Экономическая безопасность. – СПб.: Санкт-Петербургский государствен-ный университет экономики и финансов, 2004
3 Игошин И.Н. Институциональные искажения в российском обществе. – М.: Кнорус, 2003
4 Сотская Т.В. Особенности формирования социально-экономической политики государства в контексте институционального подхода // Финансы и кредит. – 2007. - № 14
5 Колодко Г. Институты, политика и экономический рост // Вопросы экономики. – 2004. - № 7
6 Введение в институциональную экономику / Под ред. Д.С. Львова. – М.: Экономика, 2005
7 Некипелов А. Становление и функционирование экономических институтов. – М.: Экономист, 2006
8 Экономическая теория / Под общ. ред. В.И. Видяпина. – М.: Инфра-М, 2008
9 Бережной И.В., Вольчик В.В. Исследование экономической эволюции института власти – собственности. – М.: Юнити, 2008
10 Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М., 2003
11 Джеффри Ходжсон Экономическая теория и институты. – М.: Дело, 2003
12 Овсиенко Ю.В. Каркасы государства // ЭКО. – 2007. - № 9
13 Ясин Е. Модернизация и общество // Вопросы экономики. – 2007. - № 5
14 Кузьминов Я.И. Курс институциональной экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2006