Модель антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 10:02, реферат

Краткое описание

Цель работы – характеристика моделей антикризисного управления на примере предприятий пищевой промышленности.
Задачи работы:
1) раскрыть основы антикризисного управления,
2) изучить основные инструменты, применимые в целях вывода из кризиса предприятия;

Содержание

1. Введение
2. Глава 1. Антикризисное управление: сущность, основные инструменты
2.1 Сущность антикризисного управления
2.2 Финансовый анализ в антикризисном управлении организацией

Вложенные файлы: 1 файл

Антикризисное управление.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

 

Если рассмотреть  изложенную выше схему реструктуризации, то можно сказать, что арбитражные  управляющие, как правило, останавливаются на оперативной реструктуризации. Хотя, по нашему мнению, немаловажную роль при внешнем управлении играет стратегическая реструктуризация, так как без устранения действительных причин неплатежеспособности предприятия применение любого метода даст только краткосрочный результат - удовлетворение существующих требований кредиторов. В долгосрочной же перспективе предприятие неизбежно попадет в кризис.

 

Поэтому при  разработке моделей восстановления платежеспособности должника арбитражный управляющий должен искоренять причины неплатежеспособности, учитывая как краткосрочные, так и долгосрочные цели развития предприятия.

 

 

2.2. План финансового  оздоровления.

 

Бизнес-план повышения  конкурентных преимуществ и финансового  оздоровления предприятия.

 

Цель разработки процедур повышения конкурентных преимуществ  и финансового оздоровления предприятия.

 

Задачи бизнес-плана:

 

 сформулировать  долговременные и краткосрочные  цели предприятия;

 

 определить  конкретные направления деятельности предприятия;

 

 спланировать  хозяйственную деятельность предприятия  на ближайший и отдаленный  периоды в соответствии с потребностями  рынка и возможностями получения  необходимых финансовых ресурсов;

 

 выбрать  состав и определить показатели  объема продаж товаров и услуг, предлагаемых предприятием потребителям;

 

 оценить  производственные и торговые  издержки по их созданию и  реализации;

 

 разработать  комплекс процедур изменения  маркетинговой политики предприятия  для прироста выручки за счет  поиска новых рынков сбыта продукции (услуг), создания дистрибьюторской сети и агрессивной рекламы конкурентных преимуществах продукции предприятия;

 

 разработать  мероприятия по снижению издержек  производства, сокращению дебиторской  задолженности;

 

 провести  инвентаризацию имущества и продажу свободных активов, технологического оборудования и незавершенного строительства;

 

 определить  направления совершенствования  системы организации и оплаты  труда, ориентированные на снижение  издержек и повышение уровня  продаж продукции и услуг центров самостоятельной деятельности предприятия.

 

Предприятие завод  им.Лихачева (АМО ЗИЛ) находится в  сложном финансовом состоянии.

 

Диагностика причин возникновения кризисной ситуации показала, что ее основной причиной является недостаток финансовых ресурсов на покрытие текущих затрат предприятия.

 

Вместе с  тем завод им.Лихачева (АМО ЗИЛ) выпускает конкурентоспособную  продукцию, пользующуюся спросом у  покупателей. У предприятия существуют возможности расширения объема производства: загрузка его персонала и оборудования далеки от максимально возможной. Однако расширение производства сдерживается отсутствием оборотных средств.

 

Анализ ситуации показал также, что ряд затрат предприятия может быть значительно  сокращен.

 

Кроме того, дополнительные преимущества могут быть получены за счет:

 

 совершенствования  маркетинговой политики завод  им. Лихачева (АМО ЗИЛ);

 

 более активной  работы с предприятиями - потребителями  продукции с целью взыскания  просроченной кредиторской задолженности;

 

 осуществления  реструктуризации фискальной задолженности перед бюджетами различных уровней.

 

Вместе с  тем, было выявлено, что для финансирования мероприятий по финансовому оздоровлению недостаточно собственных средств  завода. Поэтому было принято решение  обратиться в правительство г. Москвы с просьбой об оказании временной финансовой поддержки - предоставлении льготного банковского кредита.

 

Московский  комитет по делам о несостоятельности (банкротстве), принимающий решения  о выделении подобных кредитов, потребовал от завода предоставить план финансового оздоровления (бизнес-план), обосновывающий ходатайство предприятия.

 

Содержание  бизнес-плана повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия. В целях повышения  конкурентных преимуществ и финансового  оздоровления неплатежеспособных предприятий подготовлена типовая форма и методика разработки плана финансового оздоровления предприятия-должника, установленная распоряжением ФУДН № 98-р от 05.12.94.

 

План финансового  оздоровления включает следующие разделы:

 

Общая характеристика предприятия.

 

1. Краткие сведения  по плану финансового оздоровления.

 

2. Анализ финансового  состояния предприятия.

 

3. Мероприятия  по восстановлению платежеспособности  и поддержке эффективной хозяйственной  деятельности.

 

4. Рынок и  конкуренция.

 

5. Деятельность  в сфере маркетинга предприятия.

 

6. План производства.

 

7. Финансовый  план.

 

В работе подробно расматривается пункты 2,3,4.

 

Краткие сведения по плану финансового оздоровления.

 

В состав кратких  сведений по плану финансового оздоровления включаются:

 

 срок реализации  плана;

 

 общая сумма  средств, необходимых предприятию;  требуемая государственная помощь;

 

 финансовый  результат реализации плана (погашения  просроченной задолженности, восстановление  платежеспособности и т. п.);

 

 наименование и реквизиты агента правительства, через которого предполагается осуществлять государственную финансовую поддержку предприятия. В этом разделе должна бить представлена достаточная информация для понимания того, как и в каких целях организовывалось предприятие, как оно развивалось.

 

В случае налаживания  совершенно нового для данного предприятия  вида бизнеса акцент при предоставлении информации следует изменить. В центр  внимания в этом случае выдвигаются  факторы, приведшие к необходимости  появления нового вида продукции. В схематичной форме указываются пути реализации новых потребностей.

 

Пример: В сжатом виде план финансового оздоровления завод им. Лихачева содержит следующие  сведения:

 

1. Срок реализации  плана: 1998 -1999 гг.

 

2. Сумма необходимых  финансовых средств: государственная финансовая помощь привлекается в размере 4,5 млн. руб.

 

3. Срок погашения  государственной финансовой помощи: 4 квартал 1999 года.

 

4. Результаты  реализации бизнес-плана (в денежном  измерении 1997 года):

 

Прибыль от реализации продукции всего, млн. руб. 14804

 

Балансовая  прибыль всего, млн. руб. 9643

 

Остаточная  прибыль всего, млн. руб. 6268

 

Рентабельность  продукции, % 10

 

Дополнительный  выпуск продукции

 

в натуральном  измерении, тыс. единиц 15

 

в отпускных  ценах, млн. руб. 19188

 

Характеристика  структуры баланса на дату реализации

 

бизнес-плана:

 

Коэффициент текущей  ликвидности 2,19

 

Коэффициент обеспеченности собств. об. ср-вами 0,54

 

Бюджетная эффективность  бизнес-плана.

 

1. Доля налогов  в выручке от реализации) 0,252

 

2. Доля взносов в фонды в выручке) 0,062

 

3. Сумма налогов,  млн. руб. 4832

 

4. Отчисления  во внебюдж. Фонды, млн. руб. 1181

 

5. Плата за  привлечение фин. Поддержки, млн.  руб. 788

 

Всего выплаты  бюджету и фондам, млн. руб. 6801

 

Анализ финансового  состояния предприятия.

 

В этом разделе  бизнес-плана финансового оздоровления дается подробная характеристика учетной  политики, применяемой предприятием; приводится сводная таблица финансовых показателей предприятия, к которым  относятся:

 

 коэффициенты  ликвидности (текущей, абсолютной и др.);

 

 коэффициенты  устойчивости (коэффициент обеспеченности  собственными оборотными средствами; отношение общей и текущей  задолженности к итогу баланса  и остаточной стоимости основных  средств);

 

 коэффициенты  деловой активности (показатели скорости оборачиваемости всех активов предприятия и отдельных их частей - готовой продукции, дебиторской задолженности и др.);

 

 коэффициенты  прибыльности (различные модификации  рентабельности продукции и активов).

 

Расчет производится для четырех лет, предшествующих планируемому периоду.

 Показатели  предприятия сопоставляются со  среднеотраслевыми.

 

Данный раздел бизнес-плана включает проведение анализа  финансового состояния предприятия, и на основе анализа делаются выводы.

 

Исходной информацией  являлись бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах (о прибылях и убытках).

 

Пример: Фрагмент анализа финансового состояния  завода им.

 Лихачева.(Приложение  таб.2)

 

Оценка эффективности  деятельности производственного предприятия  осуществляется по показателям трех групп:

 

 объем производства  и реализации продукции (объем  валовой, товарной, реализованной  продукции);

 

 эффективность  затрат и ресурсов (рентабельность, прибыль, фондоотдача, скорость  оборачиваемости);

 

 ликвидность  баланса (коэффициенты ликвидности, покрытия).

 

Проведенные расчеты  свидетельствуют о плавном улучшении  показателей ликвидности - коэффициентов  ликвидности и устойчивости. После  падения в

1996 г. коэффициент  текущей ликвидности вырос с  1,63 до 1,78.

 

Позитивной  является также динамика абсолютной ликвидности и отношения текущей задолженности к запасам. Значение коэффициента абсолютной ликвидности соответствует среднему рекомендуемому уровню.

 

Следует отметить некоторые ухудшения показателей  эффективности производства

- коэффициентов  деловой активности и прибыльности. Происходит замедление оборачиваемости оборотных средств в целом, их отдельных составляющих, всего капитала предприятия.

 

Причинами этой тенденции являются:

 

 стабилизация  макроэкономической ситуации в  стране и, как следствие, общее падение уровня рентабельности;

 

 регулярные  переоценки основных фондов, обусловившие  более высокие темпы роста  активов и капитала по отношению  к уровню прибыли;

 

 маркетинговая  политика предприятия, не обеспечившая  более высоких темпов роста  объема реализации и прибыли по отношению к активам и капиталу.

 

В целом индикаторы финансового состояния предприятия  являются удовлетворительными.

 

Мероприятия по восстановлению платежеспособности и  поддержке эффективной хозяйственной  деятельности.

 

В этом разделе бизнес-плана приводится перечень мероприятий, проводится анализ их эффективности. Приводятся сроки их реализации; эффект, который получит при этом предприятие. В состав таких мероприятий рекомендуется включить:

 

 инвентаризацию  имущества;

 

 сокращение дебиторской задолженности;

 

 снижение  издержек производства;

 

 продажу  дочерних фирм и долей в  уставных капиталах других предприятий;

 

 продажу  незавершенного строительства;

 

 оптимизацию  количества персонала;

 

 продажу  излишнего оборудования, материалов  и складированных готовых изделий;

 

 конверсию  долгов путем преобразования  краткосрочных задолженностей в  долгосрочные ссуды или долгосрочные  ипотеки;

 

 внедрение  прогрессивных технологий, автоматизации,  механизации производства;

 

 совершенствование  организации труда;

 

 проведение  капитального ремонта, модернизации  основных фондов, замена устаревшего  оборудования, приобретение дополнительных  основных фондов.

(Приложение  таб.3)

 

В настоящее  время общая сумма дебиторской  задолженности предприятия завода составляет около 25 млн. руб. Особенностью этого вида активов является большое число должников предприятия и относительно невысокий уровень задолженности каждого из них.

Информация о работе Модель антикризисного управления