Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 12:05, курсовая работа
Кризисные ситуации, возникающие вследствие неравномерного развития народного хозяйства и его отдельных частей, колебания объемов производства и сбыта, появления значительных спадов производства, следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций, а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике. Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих превентивных мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию экономического организма предприятия с соответствующей неспособностью продолжения финансового обеспечения своей деятельности, что квалифицируется как банкротство.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ БАНКРОТСТВА…5
1.1 Понятие банкротства, его причины и способы диагностирования........…..5
1.2 Модели экспресс-диагностирования банкротства ……………………….10
1.3 Описание модели О.П.Зайцевой……………………………………………15
1.4 Описание модели Э.Альтмана………………………………...…………….18
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НАСТУПЛЕНИЯ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ МУП ЗАО «ВАРЯГ» ПО МОДЕЛИ О.П.ЗАЙЦЕВОЙ И Э.АЛЬТМАНА…………………………………………………………….……20
2.1 Информация о предприятии и его бизнесе…………………………….......20
2.2 Анализ финансового состояния ЗАО «Варяг»…………………….………21
2.3 Расчет вероятности наступления банкротства предприятия ЗАО «Варяг» по модели О.П.Зайцевой…………………………………………………...……25
2.4 Расчет вероятности наступления банкротства предприятия ЗАО «Варяг» по модели Э.Альтмана………………………………………………………..…27
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ………………………………………………………..………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..............33
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….35
В своих исследованиях Альтман использовал данные стабильных фирм и компаний, которые позже, в течение пяти лет, обанкротились. Z-модель Альтмана построена с помощью аппарата мультипликативного дискриминантного анализа (Multiple-discriminant analysis - MDA). Его целью было определение возможностей использования модели для дифференциации фирм, перед которыми не стоит угроза банкротства, и компаний с высокой вероятностью будущего разорения. Индекс Альтмана представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период. Впервые Z-модель Альтмана, для компаний, акции которых котируются на бирже, была опубликована в 1968 году. В 1983 году была опубликована модель для предприятий у которых акции не котируются на бирже.
Для компаний, акции которых котируются на бирже:
Z=1,2x1+1.4x2+3.3x3+0,6x4+0.
Для компаний, акции которых не котируются на бирже:
Z=0,717x1+0,847x2+3,107x3+0,
где
x1 - отношение оборотного капитала/сумме активов
x2 - отношение нераспределенной прибыли/сумме активов
x3 - отношение операционной прибыли/сумме активов
x4 - отношение рыночной стоимости акций/задолженности (для компаний, акции которых котируются на бирже)
x4 - отношение балансовой стоимости собственного капитала/привлеченному капиталу (для компаний, акции которых не котируются на бирже)
x5 - отношение прибыли/сумме активов
Для полученных результатов, Альтман определил 3 интервала:
Для компаний, акции которых котируются на бирже.
< 1,8 - предприятия
являются безусловно-
1,81-2,99 - зона неопределенности
> 3,0 - финансово устойчивые предприятия
Для компаний, акции которых не котируются на бирже.
< 1,23 - предприятия
являются безусловно-
1,23-2,90 - зона неопределенности
> 2,90 - финансово устойчивые предприятия
2. ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ НАСТУПЛЕНИЯ
В 1996 году, в Брянске появился небольшой цех по производству металлопластиковых окон и алюминиевых конструкций. Руководители новоиспеченной фирмы поставили своей главной целью повышение качества продукции, и не ошиблись. Фирма уверенно укрепила позиции на региональном рынке, а её двери и окна, изготовленные из импортного профиля, сразу же стали пользоваться повышенным спросом у покупателей.
Августовский кризис 1998 года заставил руководство фирмы искать новые идеи и принимать нестандартные решения. Так был реализован смелый проект создания целой сети аналогичных предприятий на территории всей России. В 2002 году компания «Варяг» переехала в более просторный производственный комплекс общей площадью 20000 кв.м. в том же году было закуплено новое высокотехнологичное оборудование, позволяющее выпускать 250-300 рам ПВХ в смену. Это позволило значительно улучшить качество продукции, и выйти с хорошими количественными характеристиками на региональный рынок Центральной России. Руководство компании находится в постоянном поиске новых технологических идей, совершенствуя технологический процесс за счет приобретения новых станков и технологий.
На сегодняшний день ЗАО «Варяг» включают в себя три высокотехнологичных производства: завод по производству рам из профиля ПВХ; завод по изготовлению алюминиевых конструкций; линия по производству газонаполненных клееных стеклопакетов.
Производственный комплекс «Варяг» это хорошо спроектированная территория с производственными, административными и складскими помещениями. На предприятии есть свой автопарк, позволяющий перевозить изделия компании не только по городу, но и по регионам, таким образом, предлагая своим партнерам в регионах услугу доставки заказа своим транспортом.
2.2 Анализ финансового состояния ЗАО «Варяг»
Таблица 3 - Основные технико-экономические показатели
Показатели |
Ед. измер |
2008 год |
2009год |
20010 год |
Отношение | |
20010 к 2009 |
20010 к 2008 | |||||
Выручка |
Тыс. руб |
151696 |
203443 |
297211 |
1,46 |
1,96 |
Оборотные активы |
Тыс.руб |
58666 |
88245 |
159020 |
1,8 |
2,7 |
Численность работников |
Чел. |
180 |
200 |
250 |
1,25 |
1,39 |
Уставный капитал |
Тыс.руб |
10 |
10 |
10 |
1 |
1 |
Чистая прибыль |
Тыс.руб |
2889 |
7859 |
8103 |
1,03 |
2,8 |
По результатам таблицы видно, что показатель чистой прибыли увеличился за период 2008-20010 в 2,8раз. Оборотные активы выросли на 100354 тыс.руб. С увеличением объемов производства растет численность работников, за анализируемый период увеличение составило 39%.
Таблица 4 - Основные показатели оценки производственной базы предприятия
Наименование показателя |
Ед. измерения |
в динамике (3 года) |
Относительные показатели | |||
2008 |
2009 |
20010 |
20010/2008 |
20010/2009 | ||
Фондоотдача |
Руб./руб. |
25,50 |
34,21 |
39,24 |
1,5 |
1,1 |
Фондоемкость |
Руб./руб. |
0,03 |
0,02 |
0,02 |
0,6 |
1,0 |
Фондовооруженность |
Тыс.руб./чел. |
23,8 |
30,2 |
29,9 |
1,3 |
1,0 |
Стоимость основных фондов (остаточная) |
Тыс.руб |
5947 |
7574 |
7470 |
1,25 |
1,0 |
Производительность |
Тыс.руб./чел. |
606,8 |
813,8 |
1188,8 |
1,9 |
1,5 |
Рентабельность продаж |
% |
0,2 |
0,3 |
3,9 |
30 |
10 |
По данным
таблицы видно, что для производства
характерны положительные тенденции,
большинство показателей
В таблице 5 представлены основные показатели деятельности предприятия по продукции за 2010 год.
Таблица 5 - Основные показатели деятельности предприятия по продукции
Наименование показателя |
Ассортимент выпускаемой продукции | ||
Окна и двери из ПВХ |
Окна и двери из алюминия | ||
профиль REHAU |
профиль Brusbox | ||
Цена за 1 м2, руб. |
4006,3 |
2902,35 |
6203,02 |
Себестоимость, руб. |
2035,1 |
1608,15 |
2067,67 |
Доля в объеме производства, % |
10 |
75 |
15 |
Доля в объеме производства, тыс. руб. |
29721,1 |
222908,25 |
44581,5 |
Объем производства, тыс. м2 |
7,4 |
77,8 |
7,189 |
Таблица 6 - Показатели рентабельности в 2008 – 2010 гг.
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
Рентабельность продаж(в %) |
2,9 |
4,8 |
1,9 |
Экономическая рентабельность(в %) |
1,6 |
3 |
1,4 |
Рентабельность основных средств(в %) |
2 |
4 |
1,8 |
Рентабельность оборотных |
9,4 |
12,3 |
6,55 |
Рентабельность собственного капитала(в %) |
5,2 |
9,1 |
3,7 |
Рентабельность производства(в %) |
1,7 |
3,2 |
1,5 |
Анализ показателей прибыльности (рентабельности) деятельности ЗАО «Варяг» показывает, что в 2009 году компания добилась наилучших результатов деятельности.
Таблица 7 - Горизонтальный анализ баланса
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% | |
Актив | ||||||
1.Внеоборотные активы |
||||||
1.1. Основные средства |
2178 |
100 |
1393 |
63,9 |
849 |
38,9 |
1.2. Незавершенное производство |
- |
- |
278 |
100 |
- |
- |
Итого по разделу 1 |
2178 |
100 |
1671 |
76,7 |
849 |
38,9 |
2. Оборотные активы |
||||||
2.1. Запасы |
1652 |
100 |
-43 |
-2,6 |
- |
- |
2.2.
Дебиторская задолженность ( |
1874 |
100 |
1945 |
103,8 |
1675 |
89,4 |
2.3.
Краткосрочные финансовые |
1250 |
100 |
4600 |
368 |
6100 |
488 |
2.4. Денежные средства |
427 |
100 |
773 |
181 |
1310 |
306,8 |
Итого по разделу 2 |
5208 |
100 |
7276 |
139,7 |
9085 |
174,4 |
Баланс |
7386 |
100 |
8947 |
121,1 |
9934 |
134,5 |
Пассив | ||||||
3. Капитал и резервы |
||||||
3.1. Уставный капитал |
7 |
100 |
7 |
100 |
7 |
100 |
3.2.
Нераспределенная прибыль |
5963 |
100 |
8752 |
146,8 |
9611 |
161,2 |
Итого по разделу 3 |
5970 |
100 |
8759 |
146,7 |
9618 |
161,1 |
4.Долгосрочные обязательства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5.Краткосрочные обязательства |
||||||
5.1. Займы и кредиты |
545 |
100 |
- |
- |
- |
- |
5.2. Кредиторская задолженность |
869 |
100 |
187 |
21,5 |
316 |
36,4 |
5.3.
Прочие краткосрочные |
1 |
100 |
- |
- |
- |
- |
Итого по разделу 5 |
1415 |
100 |
187 |
316 |
||
Баланс |
7386 |
100 |
8947 |
121,1 |
9934 |
134,5 |
Величина имущества предприятия ЗАО «Варяг» в 2010 г. по сравнению с 2008 г. выросла на 2548 тыс. руб.
Соответствующие изменения произошли в источниках финансирования, при этом величина собственного капитала выросла на 3648 тыс. руб., а заемного уменьшилась на 1099 тыс. руб.
Таблица 8 - Вертикальный анализ баланса
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Актив | |||
1.Внеоборотные активы |
|||
1.1. Основные средства |
100 |
83,4 |
100 |
1.2. Незавершенное производство |
- |
16,6 |
- |
Итого по разделу 1 |
29,5 |
18,7 |
8,5 |
2. Оборотные активы |
|||
2.1. Запасы |
31,7 |
-0,6 |
- |
2.2.
Дебиторская задолженность ( |
39 |
26,7 |
18,4 |
2.3.
Краткосрочные финансовые |
24 |
63,2 |
67,1 |
2.4. Денежные средства |
5,3 |
10,1 |
14,5 |
Итого по разделу 2 |
70,5 |
81,3 |
91,5 |
Баланс |
100 |
100 |
100 |
Пассив | |||
3. Капитал и резервы |