Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 10:23, курсовая работа
Предмет исследования- трудовые отношения в организациях, подлежащих банкротству.
Цель исследования -анализ современного правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений в условиях банкротства работодателя сквозь призму защиты трудовых прав и интересов работников. При этом предметная область исследования ограничивается рассмотрением в заданном ракурсе указанных отношений в ходе реализации процедур несостоятельности работодателей-юридических лиц.
Задачи исследования:
1) обосновать необходимость отнесения особого состояния работодателя, связанного с применением к нему предусмотренных законодательством процедур банкротства, к числу оснований дифференциации правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений;
2) сформулировать понятие защиты трудовых прав и интересов работников;
3) выявить и обосновать наличие специфики защиты трудовых прав работников при реализации процедур банкротства работодателя;
4) проанализировать особенности защиты интересов работников в процессе процедур банкротства;
Введение………………………………………………………………………….……3
I. Банкротство: общая характеристика………………………….…………………...4
1.1Понятие и признаки банкротства…………………………………………………4
1.2. Общая характеристика процедур, применяемых к несостоятельному должнику………………………………………………………………………………8
II. Регулирование трудовых отношений в организациях………………………....16
2.1. Регулирование трудовых отношений в организациях, проходящих процедуры реорганизации. ………………………………………...……………….16
2.2. Регулирование трудовых отношений в организациях, подлежащих ликвидации…………………………………..……………………………………….19
2.3. Роль профсоюзов в регулировании трудовых отношений кризисных предприятий …………………………………………………………………………21
III. Защита интересов работников при банкротстве предприятия………..……...24
3.1. Содержание понятий и международный опыт………………………………..24
3.2. Международный опыт защиты интересов работников в условиях проведения процедур несостоятельности(Опыт США)………………….……………………..28
3.3. Международная организация труда (МОТ) о несостоятельности и защите интересов трудящихся……………………………………………………………….31
3.4. Российское законодательство о труде, несостоятельности, коллективных договорах и соглашениях: реальность и проблемы……………………………….36
Заключение………………………………………………….………………………..46
Список литературы…………………..………………………………………………47
Взаимоотношения
между должником и его
Арбитражный управляющий в ходе всего процесса о банкротстве должен занимать нейтральную позицию в отношениях должника и кредиторов; иными словами, он не может быть заинтересован в разрешении дела в пользу той или иной стороны. Следовательно, арбитражными управляющими назначаются лица, которые не являются заинтересованными по отношению к должнику и кредиторам.
К кандидатуре арбитражного управляющего законодательством установлен ряд требований. Арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и наличие не менее 2 лет стажа руководящей работы в совокупности. Кандидат на должность арбитражного управляющего должен сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражного управляющего, а также пройти 6-месячную стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего.
1.2. Общая характеристика процедур, применяемых к несостоятельному должнику.
Наблюдение. Процедура
наблюдения вводится по результатам
рассмотрения обоснованности требований
заявителя (кредитора) к должнику, за
исключением случаев
В процессе наблюдения проводится анализ финансового состояния должника, определяется стоимость его имущества, осуществляется инвентаризация, выявляются кредиторы. Основная цель этой процедуры - установить, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой - сохранить его имущество.
Наблюдение проводит
временный управляющий, по итогам этой
процедуры он должен представить
собранию кредиторов и арбитражному
суду наиболее полные сведения о должнике:
наличие или отсутствие признаков
банкротства, возможность расплатиться
с кредиторами до заседания арбитражного
суда и т.д. Кроме того, именно анализ
финансового состояния должника
дает временному управляющему возможность
установить наличие признаков фиктивного
или преднамеренного
На стадии наблюдения, по общему правилу, управление должником - юридическим лицом осуществляют те же лица, что и до начала дела о банкротстве. Руководитель может быть отстранен от должности только по ходатайству временного управляющего, если имели место нарушения закона. При этом обязанности руководителя возлагаются на его заместителя или другого сотрудника, а не на временного управляющего.
Помимо анализа
финансового состояния
Решение первого собрания кредиторов направляется на утверждение арбитражному суду, который может с ним не согласиться и вынести иное определение. Данное определение выносится не позднее 7 месяцев с момента подачи в суд заявления о признании должника банкротом.
Наблюдение прекращается: с момента введения финансового оздоровления или внешнего управления; признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства; утверждения мирового соглашения.
Финансовое оздоровление. Практика рассмотрения дел о банкротстве показала крайнюю неэффективность внешнего управления в процессе банкротства. Поэтому по аналогии с законодательством некоторых зарубежных стран в Закон о банкротстве были включены нормы о совершенно новой процедуре, позволяющей не отстранять руководство должника от занимаемых должностей.
Финансовое оздоровление
вводится по ходатайству учредителей
должника при наличии плана финансового
оздоровления и графика погашения
задолженности. Также учредителями
или даже третьими лицами должно быть
предоставлено обеспечение
Основная цель
финансового оздоровления - восстановить
платежеспособность должника и следовать
графику погашения
Законодательство
устанавливает достаточно жесткие
требования в отношении сроков и
порядка погашения
В ходе финансового оздоровления органы управления должника, продолжая выполнять свои функции, ограничиваются в распоряжении средствами.
Финансовое оздоровление вводится на срок до 2 лет. За месяц до истечения этого срока должник представляет административному управляющему отчет, включающий баланс должника, отчет о прибылях и убытках, документы, подтверждающие требования кредиторов. Если график погашения задолженности не выполнен, требования кредиторов погашаются лицами, предоставившими обеспечение, и тогда эти лица становятся для должника кредиторами третьей очереди.
По итогам рассмотрения
результатов финансового
Внешнее управление. Данная процедура вводится на срок до 18 месяцев с возможным продлением еще на 6 месяцев. С моментом введения внешнего управления связан ряд важных правовых последствий. Руководитель должника отстраняется от занимаемой должности, и внешний управляющий, в отличие от временного и административного, полностью его заменяет, получая достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом организации, оказавшейся в ситуации неплатежеспособности. Ему передаются также вся документация и печати.
Снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, причем аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника снимаются в силу прямого указания Закона. Иными словами, специального определения арбитражного суда, к примеру о снятии ареста, не требуется. Аресты на имущество и иные ограничения по распоряжению должником принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.
К внешнему управляющему переходят полномочия по распоряжению имуществом, за исключением возможности заключать крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления. Помимо этого в случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника (за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления), также могут совершаться только с согласия собрания (комитета) кредиторов.
Следует заметить,
что предварительное
Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, срок исполнения которых наступил до введения этой процедуры.
Одним из наиболее привлекательных для должника последствий внешнего управления является мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Мораторий касается начисления неустоек (штрафов, пени), иных финансовых (экономических) санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также процентов, подлежащих уплате. Вместо этого начисляются проценты в порядке и размерах, которые предусмотрены ст. 395 ГК РФ, т.е. по ставке рефинансирования Центрального банка РФ.
Мораторий не распространяется на:
а) денежные обязательства, которые возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения по которым наступил после введения внешнего управления;
б) требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.
Управляющий составляет план внешнего управления, в котором содержатся меры по восстановлению платежеспособности должника. Среди них может быть перепрофилирование производства, замещение активов (создание на базе ликвидного имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ), увеличение уставного капитала должника за счет дополнительной эмиссии акций, продажа предприятия на открытых торгах.
Окончание процедуры внешнего управления - это либо переход к расчетам с кредиторами (после накопления достаточных денежных средств или получения их от учредителей либо третьих лиц), либо признание должника банкротом и открытие конкурсного производства.
Конкурсное производство.
Конкурсное производство является конечной
стадией в процессе несостоятельности
(банкротства). В результате проведения
конкурсного производства прекращается
существование юридического лица или
предпринимательская
С момента открытия конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей, т.е. кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам (даже если срок их исполнения еще не наступил) вправе предъявить к должнику свои требования в срок не менее 2 месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом. После открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника. Это относится ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право на получение указанных санкций при обычных условиях.
Сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории конфиденциальных либо являющихся коммерческой тайной.
Конкурсный управляющий приглашает оценщика и проводит инвентаризацию имущества должника, чтобы сформировать конкурсную массу, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущества (за исключением вещей, изъятых из оборота, и прав, связанных с личностью должника). Конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся у него на момент открытия и выявленное в ходе конкурсного производства. Таким образом, конкурсная масса состоит из двух относительно обособленных частей: в первую включается имущество, имеющееся в наличии во владении, пользовании и распоряжении должника на момент открытия конкурсного производства; вторую часть составляет имущество, выявленное в ходе конкурсного производства. Еще раз подчеркнем, что в конкурсную массу включается только то имущество, на которое может быть обращено взыскание.
Информация о работе Регулирование трудовых отношений в организациях, подлежащих банкротству