Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 13:55, курсовая работа
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.
Как отмечал Президент Республики Узбекистан Каримов И.А.: “...разразившийся глобальный финансовый кризис продемонстрировал серьезные пробелы и необходимость кардинального реформирования действующей мировой финансово-банковской системы, подтвердил отсутствие должного контроля за деятельностью банков, которые в основном обслуживали свои корпоративные интересы, увлекаясь различными спекулятивными операциями на кредитном рынке и рынке ценных бумаг”[1].
Введение
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты денежно-
кредитной политики……………………………………………………….
1.1. Сущность, задачи и методы монетарного регулирования…………..
1.2 Механизмы воздействия денежно-кредитной политики
на экономику страны………………………………………………………
1.3. Инструменты и развитие денежно- кредитной
политики в Узбекистане……………………………………………………
Глава 2. Макроэкономические результаты денежно- кредитной
политики Узбекистана…………………………………………………..
2.1 Становление и стратегия развития денежного рынка Республики…
2.2 Монетарная политика Центрального Банка Узбекистана……….
2.3 Анализ развития денежно- кредитного регулирования
Республики Узбекистан………………………………………………….
Глава 3. Основные направления развития денежно-кредитной
политики Узбекистана…………………………………………………..
3.1 Пути развития рынка государственных ценных бумаг…………..
3.2 Создание децентрализованного электронного
межбанковского рынка………………………………………………..
3.3. Перспективы и цели монетарной политики в 2006 году ……….
Заключение
Список использованной литературы
Наряду с этим, населению и хозяйствующим субъектом предоставлен целый ряд налоговых льгот при покупке акции банков, которые послужили дополнительным стимулом для увеличения капитала банков. Например, в настоящее время при покупке акции банков предприятиями, учреждениями или физическими лицами их доходы, полученные в виде дивидендов, освобождаются от налога на доход (прибыль) до 1 января 2010 года.
Кроме этого, за этот же период налогооблагаемая база по налогу на доход (прибыль) хозяйствующих субъектов уменьшается на сумму средств, направленных на приобретение акции банков.
Налоговые и другие льготы, сохранение низких темпов инфляции, а также высокая прибыльность акций и депозитов банков создали прочную основу для вовлечения свободных средств населения и хозяйствующих субъектов в банковских оборот.
Макроэкономическая ситуация в Узбекистане в 2008 году характеризовалась позитивными тенденциями. Основными из них стали: продолжение экономического роста, низкие темпы инфляции, увеличение реальных денежных доходов и занятости населения, объемов внешней торговли, а также динамичное развитие малого бизнеса, предпринимательства и надомного труда (табл. 1).
Таблица 1
Ключевые экономические показатели Узбекистана3, 2005-2008 гг.
(в % к предыдущему году)
Показатели | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Валовой внутренний продукт | 107,0 | 107,3 | 109,5 | 109,0 |
Промышленное производство | 107,2 | 110,8 | 112,1 | 112,7 |
Сельскохозяйственное производство | 106,2 | 106,2 | 106,1 | 104,5 |
Инвестиции в основной капитал | 105,7 | 111,4 | 122,9 | 128,3 |
Инфляция (ИПЦ) | 7,8 | 6,8 | 6,8 | 7,8 |
Курс сум./доллар США ( на конец периода) | 1174,02 | 1240,00 | 1290,00 | 1393,00 |
Объем ВВП в 2008 году увеличился в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года на 9%. На 12,7% возрос объем промышленного производства, на 4,5% - сельского хозяйства, на 10,2% – транспортных перевозок, на 8,3% – строительства. Объем оказанных услуг в прошлом году повысился на 21,3%, при этом их доля в ВВП составила 45,3%. В частности, объем услуг в торговле и общественном питании вырос на 26,8%, финансовых услуг – на 32,2%.
Меры, осуществленные Правительством и Центральным банком, способствовали удержанию инфляции в 2008 году в пределах целевых параметров – в прошедшем году уровень инфляции, рассчитанный по индексу потребительских цен, составил 7,8%. ЦБ РУз влияет на достижение поставленной цели по уровню инфляции, воздействуя с помощью инструментов денежно-кредитного регулирования на ее базовую составляющую.
В условиях усложнившейся конъюнктуры мировых рынков взвешенная валютная политика и меры по поддержке экспортного потенциала привели к росту торгового баланса. При этом объем экспорта в 2008 году увеличился по отношению к 2007 году на 28,7%, что положительно сказалось на сальдо внешнеторгового оборота, которое составило 69,2% к ВВП.
Меры
денежно-кредитной политики в 2008 году
были направлены на выполнение прогнозных
показателей социально-
Общей направленностью валютной политики в истекшем периоде 2008 года, с учетом динамики обменных курсов мировых валют, было удержание обменного курса национальной валюты в пределах целевых параметров и поэтапное снижение уровня ее девальвации. Дополнительным фактором обеспечения стабильности цен на внутреннем рынке, а также предотвращения негативного влияния внешнеэкономических факторов на внутренний рынок служит Фонд реконструкции и развития Республики Узбекистан, созданный с целью финансирования приоритетных отраслей экономики.
В
прошедшем году одним из важных инструментов
управления денежной массой в экономике
и регулирования ликвидности банков продолжала
оставаться норма обязательных резервов,
депонируемых в Центральном банке. В соответствии
с целевыми показателями денежной массы
с 1 ноября 2008 года норма обязательных
резервов по привлеченным депозитам юридических
лиц в национальной и иностранной валюте
установлена в размере 15%
Рис4. 1
Реализация процентной политики в 2008 году была направлена на поддержание процентных ставок на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте в банках и одновременно расширению возможностей по удовлетворению спроса субъектов экономики на банковские услуги. При этом процентная политика использовалась также в качестве антиинфляционного инструмента.
В целях ослабления инфляционного и девальвационного давления, вызванного в основном внешнеэкономическими условиями, управления денежной массой в экономике и проведения жесткой денежно-кредитной политики ставка рефинансирования в 2008 году удерживалась на уровне 14% (рис 2 ).
В
результате взвешенного подхода
к изменению ставки рефинансирования
наблюдались положительные
Ри5с 2.
Средневзвешенная процентная ставка по депозитам физических лиц на конец 2008 года составила 17,4% годовых. При этом подтверждением адекватности проводимой процентной политики явился устойчивый приток сбережений населения в банковский сектор. За 2008 год объем привлеченных денежных средств населения в банковских вкладах увеличился на 50,7% и на 1 января 2009 года составил 5771,6 млрд. сумов. При этом остатки банковских вкладов населения выросли на 69% и на 1 января 2009 года достигли 1723,8 млрд. сумов (рис 3).
Продолжились
рост эмиссии электронных платежных
инструментов и развитие технической
инфраструктуры их применения. В 2008 году
коммерческими банками
Последовательно реализуется политика развития и укрепления банковского сектора. В 2008 году количество коммерческих банков в республике достигло 30. Из них 3 государственно-коммерческих банка, 11 акционерно-коммерческих банка, 11 частных банков и 5 банков с привлечением иностранного капитала. Филиальная сеть отечественных банков насчитывает 800 филиалов.
Таким
образом, определяющее влияние на развитие
банковского сектора
5.Перспективы и цели денежно-кредитной
политики в Республики Узбекистан
Центральный банк Узбекистана будет продолжать осуществлять денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильности национальной валюты, дальнейшее углубление финансового посредничества коммерческих банков и повышение их эффективности.
Основное внимание будет уделено на полное удовлетворение потребности экономики в денежных средствах и предотвращение роста цен. В целях недопущения образования недостатка платежных средств в обороте, что может привести к возникновению определенных трудностей в производстве и реализации товаров и другим негативным для экономики последствиям, Центральный банк будет предпринимать адекватные меры по своевременному обеспечению спроса в денежных средствах в реальном секторе экономике.
В частности, особое внимание было уделено на следующие показатели:
В основных направлениях монетарной политики Центрального банка на перспективу определены параметры денежно-кредитных показателей исходя из целей и задач, направленных на удовлетворение спроса реального сектора на денежные средства, дальнейшее развитие производства, насыщение внутреннего рынка местными потребительскими продуктами, а также создание благоприятных условий для производства продукции на экспорт. В частности, Центральный банк будет обращать внимание на обеспечение объема золотовалютных резервов на уровне не менее 6-месячного импорта с учетом цен на основные экспортные товары на мировом рынке. Также Центральный банк в целях обеспечения уровня цен в установленных Правительством параметрах будет принимать в координации с Министерством финансов все меры по резкому снижению роста регулируемых государством и подверженных сезонному колебанию цен на товары и услуги.
Несмотря на негативное воздействие финансового кризиса, в 2008 году в основных отраслях экономики также были достигнуты позитивные результаты. Так, по сравнению с прошлым годом темпы роста в промышленности составили 12,7 %, в частности, в производстве потребительских товаров – 17,7 %, объем сферы услуг вырос на 21,3 % (табл. 1).
Стабильными темпами развивались и другие отрасли экономики: строительство выросло на 8,3 %, объем грузо- и пассажироперевозок на транспорте – на 10,2 %, сфера торговли – на 7,2 %.
Монетарная политика Центрального банка в течение 2009 года будет направлена на обеспечение изменения денежной массы в установленных параметрах в целях обеспечения стабильности национальной валюты и сдерживания уровня инфляции, а также удовлетворения реального спроса на деньги.
Прогнозируется, что рост денежной массы будет происходить за счет неинфляционного источника увеличения золотовалютных резервов. Ожидается, что рост экспорта превысит импорт, что приведет к формированию положительного торгового баланса и росту золотовалютных резервов. Центральный банк в целях снижения влияния роста золотовалютных резервов на инфляцию будет оперативно принимать адекватные меры. В частности, Центральный банк посредством рыночных инструментов монетарной политики будет осуществлять на постоянной основе операции на денежном рынке, в том числе операции по привлечению свободных денежных средств коммерческих банков в депозиты и выпуску собственных ценных бумаг.
В
целях обеспечения путем
Таблица 2.
Динамика средств, выделяемых из госбюджета для повышения уставного капитала банков6, млрд. сумов
Информация о работе Теоретические и методологические аспекты денежно- кредитной политики