Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:46, курсовая работа
Государственный долг используется как инструмент проведения стабилизационой, антициклической, перераспределительной политики, стимулирования или сдерживания темпов экономического роста. Самая большая трудность при этом – ввиду наличия и давления особых интересов различных социальных групп – совместить самые разнообразные, а иногда и противоречивые, но все-таки взаимосвязанные цели экономической политики.
Анализ
возможностей использования изменения
состава и структуры
В случае же фискально-ориентированного управления задолженностью механизм регулирования ее структуры представляется достаточно простым и затрагивает только процентные долговые обязательства: в фазе высокой конъюнктуры государство старается по возможности не брать долгосрочных кредитов и не обменивает краткосрочные обязательства в долгосрочные, чтобы не связывать себя в будущем обязательствами с высокой номинальной процентной ставкой.
Во время экономического спада правительство действует в противоположном направлении, реструктурируя свою задолженность в направлении повышения срока обращающихся обязательств. Займы новых средств осуществляются также преимущественно в форме долгосрочных кредитов. Таким образом, государству удается минимизировать издержки, связанные с займом средств на рынках капитала. Главным негативным моментом при этом является тот факт, что очень часто проведение фискального debt management оказывает проциклическое воздействие на экономику.
В соответствии с "антициклической" концепцией, изменение состава долговых обязательств в рамках debt management рассматривается в качестве инструмента конъюнктурной государственной политики. Наряду с проводимой центральным банком денежной политикой, эта политика направлена на достижение стабилизации экономики. При этом управление структурой долга, оформленного в виде процентных ценных бумаг, ориентируется преимущественно на макроэкономические, а не на фискальные цели. Издержки, связанные с процентными платежами по задолженности, минимизируются до той степени, пока это способствует достижению экономической стабилизации.
Механизмами регулирования состава и структуры обязательств могут быть следующие [2].
I. Замена долгосрочных ценных бумаг кредитами эмиссионного банка.
Решение правительства в пользу перераспределения финансирования государственного долга в пользу кредитов центрального банка (что в большинстве случаев возможно лишь в ограниченных объемах и для строго определенных целей) имеет эффект, аналогичный случаю экспансивных операций на открытом рынке. Единственным отличием является то, что в данном случае инициатива проведения подобных операций принадлежит не центральному банку, а правительству в лице Министерства финансов.
Основным
результатом подобного
Переход
от финансирования госдолга посредством
кредитов эмиссионного банка к финансированию
путем выпуска долгосрочных долговых
обязательств оказывает прямо противоположное
воздействие и может вести через повышение
ставок процента к вытеснению частных
инвестиций государственными.
II. Изменение финансирования долга за счет долгосрочных ценных бумаг посредством иностранных кредитов.
При твердом обменном курсе эффект от подобной операции является аналогичным вышеописанному (переход к финансированию путем кредитов эмиссионного банка). Покупка центральным банком по твердым обменным курсам валюты, полученной в результате иностранных кредитов, ведет к повышению объема денежной массы, эквивалентному случаю финансирования кредитами самого банка.
При
плавающем обменном курсе эффект от
подобной операции оказывается неопределенным.
Погашение ценных бумаг повышает ликвидность
в частном секторе и оказывает стимулирующее
воздействие, в то время как дополнительная
внешняя задолженность ведет к удорожанию
отечественной валюты и оказывает сдерживающее
воздействие. Какой из этих эффектов окажется
более сильным, зависит от конкретной
экономической ситуации.
III. Обмен долгосрочных ценных бумаг на краткосрочные.
В результате такого изменения финансирования государственной задолженности портфели инвесторов получают дополнительную ликвидность, хотя и в меньшей степени, чем в случае кредитов эмиссионного банка ввиду неизменности объема денежной массы. Поэтому замена долгосрочного финансирования краткосрочным воздействует, по меньшей мере, слабо экспансивно и очень часто приводит к монетизации государственного долга.
В соответствии с описанными механизмами, debt management как инструмент стабилизационной политики оказывается оправданным. Это было использовано правительствами большинства развитых индустриальных стран в 60-е гг. В то время считалось, что посредством debt management было найдено органичное дополнение или даже альтернатива бюджетно-налоговой политике, границы использования инструментов которой уже лежали на поверхности, что значительно сужало пространство для использования государством методов бюджетно-налогового регулирования экономики. Однако вскоре оказалось, что и возможности использования debt management в качестве такого инструмента являются сильно ограниченными.
В соответствии с данной политикой в фазе подъема конъюнктуры государство должно эмитировать преимущественно долгосрочные обязательства. Но в условиях высокой процентной ставки и растущего инвестиционного спроса, что присуще экономике на стадии экономического бума, инвесторы едва ли готовы вкладывать средства в такие обязательства. К тому же размещенные в это время под высокий процент государственные займы будут значительно обременять будущий бюджет ввиду необходимости изыскания сумм для обслуживания взятых кредитов.
Напротив, в период экономического спада государство в целях стабилизации экономики должно финансировать себя преимущественно краткосрочными займами. Инвесторы в принципе готовы вкладывать средства в краткосрочные бумаги, стараясь повысить свою ликвидность, для того, чтобы при первых признаках оздоровления экономики получить возможность беспрепятственно превратить их в имущественный капитал.
Однако это противоречит целям государственной политики, которая в момент, когда инвесторы хотят "сбросить" пакеты краткосрочных ценных бумаг, снова должна быть рестриктивной (ограничительной). Таким образом, использование debt management в целях стабилизации экономики в фазе экономического подъема оборачивается бременем процентных платежей, а во время спада – трудно устраняемой "сверхликвидностью" кредитной системы.
Д. Тобину удалось преодолеть некоторые недостатки в теоретических разработках, касающихся проблем использования debt management для стабилизационных целей. Интеграция кредитно-денежной политики debt management была углублена благодаря введению в рассмотрение дисконтной политики центрального банка и теории портфельных инвестиций. При этом основную роль играют два показателя: предельный уровень дохода основного капитала, а также ставка процента, при которой инвесторы готовы сохранять имеющийся основной капитал ("supply price of capital").
Кроме того, Д. Тобин попытался объединить цели стабилизационного воздействия debt management и цели минимизации издержек по обслуживанию государственного долга. Однако о практическом значении разработанной таким образом модели судить невозможно ввиду отсутствия соответствующих эмпирических данных [2].
Нужно
отметить также, что использование
debt management как инструмента
Некоторые "технические" аспекты в практике регулирования государственного долга
Как известно, выплата доходов по государственным долговым обязательствам и их погашение происходит за счет средств государственного бюджета. Однако в очень редких случаях для этого используются деньги налогоплательщиков. В современных условиях, когда во многих странах совокупный государственный долг составляет более половины объема ВВП, а социальные, военные и другие расходы требуют все больше бюджетных средств, стала нормальной практика рефинансирования государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой задолженности путем выпуска новых займов. Активно такой метод используется при обслуживании и погашении как внутреннего, так и внешнего государственного долга.
Обязательным условием предоставления новых займов на внешнем рынке является хорошая репутация страны – должника. В данном случае речь идет о так называемой "кредитной истории" заемщика, проверяемой при принятии решения о предоставлении новых займов на внешнем рынке. Под кредитной историей подразумевается информация следующего рода: во-первых, практика внешних заимствований в прошлом, и, во-вторых, своевременность погашения страной своих обязательств. При этом огромное значение наряду с экономическими индикаторами играет также и фактор политической стабильности.
На внутреннем рынке рефинансирование государственного долга возможно только при условии незначительных колебаний как объемов, так и доходности размещаемых государственных долговых обязательств.
Для проведения эффективной долговой политики государственные органы могут использовать уже упомянутые ранее меры в области управления задолженностью, такие как:
Стоит отметить, что вышеперечисленные методы управления применимы в основном для нерыночного внутреннего государственного долга. История государственной задолженности СССР изобилует многочисленными фактами использования этих и других мер бывшими правительствами.
На международном уровне, наряду с заключением соглашений о реструктуризации долга, пролонгирующих платежи, приходящиеся на короткий консолидируемый период, принявших в интернациональном масштабе массовый характер, а также - в редких случаях - со списанием долгов в небольших суммах, в последние годы возник ряд новых средств содействия в урегулировании проблем стран-должников [2]. К ним можно отнести:
Все
упомянутые средства активно использовались
и используются в настоящее время
развитыми индустриальными
Среди
крайних мер, которые может принять
правительство для
Аннулирование
долговых обязательств государство
может проводиться по двум причинам.
Во-первых, аннулирование государственной
задолженности объявляется в случае финансовой
несостоятельности (банкротства) государства.
Во-вторых, аннулирование долга может
явиться следствием прихода к власти новых
политических сил, которые по определенным
причинам отказываются признать финансовые
обязательства предыдущих властей (например,
в России в 1918 г.). В любом случае применение
этих чрезвычайных мер свидетельствует
о некомпетентности экономического руководства
страны и несолидности проводимой
им финансовой политики.
Информация о работе Управление государственным долгом как инструмент регулирования экономики