Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:55, дипломная работа
Целью настоящей работы является объективная оценка взаимодействия норм права и норм морали в профессиональной деятельности адвоката в рамках всестороннего исследования с привлечением нормативно-правовых источников Российской Федерации.
В рамках поставленной цели сформулированы следующие задачи:
проанализировать этические требования в профессиональной деятельности адвоката;
выявить специфику норм поведения адвоката во внеслужебной обстановке;
выявить примеры из практики деятельности адвоката в связи
с неэтическим поведением;
Выделяет три
основных принципа, являющихся «краеугольными
камнями» адвокатской профессии, это честность, компетентность
и добропорядочность. Они проявляются
в различных аспектах адвокатской деятельности:
при консультировании клиентов, в суде,
иных публичных выступлениях, во взаимоотношениях
с коллегами, с судебной администрацией,
в ситуации конфликта интересов.
Правила адвокатской
профессии можно
и позволяет всем профессиональным правозащитникам
осознавать себя профессиональной публичной
корпорацией. Если корпорация отказывается
жить по дисциплинарным правилам, то такая
корпорация дряхлеет
и утрачивает публичный смысл. Правилами
профессии формируется целенаправленная
воля, ограничивается ее произвол, закладываются
основы профессионального духа. Правила
профессии – это обнаружение теории адвокатуры
в реальной жизни адвокатской корпорации,
борьба корпорации за самою себя, форма
и способ самоочищения.
Закон об адвокатуре, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., пришел на смену Положению 1980 г. Порядок осуществления адвокатской деятельности регулируется также иными нормативными правовыми актами, в том числе:
— Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 584 «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре, «адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию». Под адвокатурой (ст. 3) понимается профессиональное сообщество адвокатов, которое как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и принципа равноправия адвокатов. В ст. 4 Закона об адвокатуре предусмотрено, что законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из Закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами, нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных Законом об адвокатуре, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Кардинальность произошедших изменений можно проследить на примере оплаты труда адвокатов. В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь должна оказываться бесплатно, что следует рассматривать как исключение из правила.
До 1988 г. государственные расценки на услуги адвокатов были столь малы, что адвокаты отказывались вести дела без заключения соглашения с доверителем, ибо такое соглашение в соответствии с Положением 1980 г. позволяло им получать дополнительную оплату (так называемый микс — максимальное использование клиента). В связи с необходимостью обеспечения конституционного права на защиту в ст. 22 Положения 1980 г. предусматривалось оказание бесплатной юридической помощи нескольким категориям граждан:
- истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых дел; по искам колхозников к колхозам об оплате труда; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в связи с работой, а также гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
- гражданам по жалобам на неправильные записи в списках избирателей;
- депутатам Советов народных депутатов при даче консультаций по вопросам законодательства, связанным с осуществлением ими депутатских полномочий;
- членам товарищеских судов и добровольных народных дружин по охране общественного порядка при даче консультаций по законодательству в связи с их общественной деятельностью.
И такую юридическую помощь коллегии адвокатов оказывали бесплатно на протяжении 22 лет (с 1980 г. до 1 июля 2002 г.).
Кроме того, заведующий юридической консультацией, президиум коллегии адвокатов, орган предварительного следствия, прокурор и суд (в производстве которых находится дело) были вправе, исходя из имущественного положения гражданина, полностью или частично освободить его от оплаты юридической помощи. При освобождении гражданина от оплаты труд адвоката должен был оплачиваться из средств коллегии, а если гражданин освобождался от оплаты юридической помощи органом предварительного следствия — прокурор или суд расходы на оплату труда адвоката относили в установленном порядке на счет государства.
Ст. 26 Закона об адвокатуре — до внесения в нее изменения Федеральным законом от 28 октября 2003 г. N 134-ФЗ «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» — устанавливала два императивных условия, при которых гражданам оказывалась бесплатная юридическая помощь. Во-первых, такая помощь оказывалась гражданам Российской Федерации, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта России (поправки касались этого условия). Во-вторых, к таким гражданам относятся:
- истцы — по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
- ветераны Великой Отечественной войны — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
- граждане, пострадавшие от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией;
- граждане, которым требуется составление заявлений о назначении пенсий и пособий.
При сравнении ст. 22 Положения и ст. 26 Закона об адвокатуре можно сделать по крайней мере два вывода. Первый: в новом Законе осталась норма, касающаяся таких категорий споров в судах первой инстанции, как взыскание алиментов, возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем. Как и прежде, адвокаты обязаны бесплатно составлять заявления о назначении пенсий и пособий (презюмируется, что эта категория граждан является малообеспеченной и не в состоянии платить за оказанную юридическую помощь). Однако если в Положении 1980 г. категории граждан, претендовавших на бесплатную юридическую помощь, просто перечислялись, то Закон об адвокатуре добавил обязательное условие: среднедушевой доход этих граждан должен быть ниже величины прожиточного минимума, установленного законом субъекта Федерации.
Второй вывод касается появления новых категорий граждан, которые вправе претендовать на помощь в порядке ст. 26 Закона об адвокатуре, — ветеранов Великой Отечественной войны и репрессированных граждан, но осталось в прошлом оказание юридической помощи (хотя бы консультирование по вопросам законодательства) депутатам местных законодательных органов, членам товарищеских судов и добровольных народных дружин. Закон об адвокатуре (ст. 3) четко разграничил систему органов государственной власти и адвокатуру как институт гражданского общества.
Законом N 134-ФЗ, вступившим в силу с 31 октября 2003 г., абз. 1 ч. 1 ст. 26 Закона об адвокатуре изложен в новой редакции: «Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях...».
Приказом Минюста и Минфина России был утвержден Порядок расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела. Это — важнейший шаг в урегулировании адвокатской деятельности, поскольку вводит в действие механизм компенсационных выплат. Отсутствие таких выплат адвокатам, безусловно, нарушало бы ст. 130 Трудового кодекса РФ, согласно которой государство гарантирует работнику минимальный размер месячной оплаты труда (таким образом, презюмируется, что за малообеспеченных граждан адвокатам за их труд должно платить государство).
Следует признать, адвокаты по-прежнему сторонятся бесплатной помощи, пытаются избежать общения с гражданами, добивающимися назначения им бесплатного адвоката. Вполне объяснимо с логической точки зрения, что качество юридической помощи, оказываемой по соглашению, и бесплатной помощи существенно различается.
В целом история адвокатуры в России, безусловно, нашла свое отражение в Законе об адвокатуре.
Адвокатура
является тем правовым институтом,
который призван на профессиональной
основе обеспечивать защиту прав, свобод
и интересов физических и юридических
лиц. Закон об адвокатуре освещает скрытые
проблемы современной адвокатуры, формы
и методы ее деятельности
в условиях серьезных социальных перемен,
произошедших в жизни общества. Возможно,
принятие Закона об адвокатуре позволит
данному институту в полной мере реализовать
свое высокое предназначение, ведь
в нем учтены такие прогрессивные моменты,
как самоуправление адвокатских коллегий,
отсутствие подчинения коллегии и конкретного
адвоката ничему и никому, кроме Закона
и Кодекса профессиональной этики адвоката
(принят первым Всероссийским съездом
адвокатов 31 января 2003 г.), отсутствие административно-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека 10 декабря 1948 г. // Собрание Законодательств РФ. 1995. № 39.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ 13.05.2004
3. О гражданских и политических правах: Международный Пакт от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994
4. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в пос.ред. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 21.01.2009
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в пос. ред. от 23.12.2010 № 387-ФЗ) // Российская газета 27.12.2010
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Фелерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в пос. ред. от 20.03.2011 № 39-ФЗ, № 40-ФЗ) // Российская газета 25.03.2011
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (в пос. ред. от 06.04.2011 № 67-ФЗ) // Российская газета 08.04.2011
8. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (в пос. ред. от 28.12.2010, с изм. и доп., вступающими в силу с 09.02.2011) // Российской газете 10.11.2010
9. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в пос. ред. от 28.12.2010 № 419-ФЗ) // Российская газета 31.12.2010
10. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (в пос. ред. от 09.11.2009 №5-ФКЗ) // Собрание законодательства. 09.11.2009
11. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (в пос. ред. от 23.07.2008 № 160-ФЗ) // Российская газета. 01.01.2009
12. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ (в пос. ред. от 08.12.2010 № 346-ФЗ) // Российская газета. 13.12.2010
13. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Российская газета. 08.02.2011
14. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в пос. ред. от 07.02.2011 № 4-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 01.03.2011
15. О статусе судей в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 (в пос. ред. от 28.12.2010 № 404-ФЗ, с изм. от 29.12.2010 № 433-ФЗ) // Российская газета. 15.01.2011
Судебная практика
1. Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации: Приказ Генпрокуратуры РФ от 17.03.2010 № 114 // URL: http://genproc.gov.ru
2. Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 24.12.2008
№ 1138 // URL: http://ovo.ucoz.ru/
3. Кодекс профессиональной этики
адвоката Российской Федерации от 31 января
2003 года (в пос. ред. от 05.04.2007) // URL: http://www.fparf.ru/norms/
4. Кодекс судейской этики, утвержден VI Всероссийским съездом судей 02.12.2004 // Российская юстиция, 2005
5. О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 № 583 (ред. от 10.09.2010 № 703) на 2007 - 2012 годы // Собрании законодательства РФ 20.09.2010
6. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.05.2007 № 27 (в пос. ред. от 20.05.2010) // Российская газета 20.05.2010
7. О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 № 52 (в пос. ред. от 10.06.2010) // Российская газета 10.06.2010
8. О судебном решении: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 // Российская газета 26.12.2003
9. Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей (утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007) (в пос. ред. от 25.05.2010) // Российская газета. 25.05.2010