Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 02:09, курсовая работа
Как показывает зарубежный опыт, в странах со стабильными экономическими системами их успешное функционирование не обходится без прямого вмешательства государства. Сложившаяся в настоящее время экономическая ситуация в нашей стране диктует необходимость такого вмешательства со стороны государства в целях оказания позитивного воздействия на сферу экономических правоотношений. Эту роль и выполняют органы прокуратуры, осуществляя обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства (ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Введение …………… ………………………………………………………….…3
Участие прокурора в рассмотрении арбитражных
дел в суде первой инстанции …………………………………………………….5
Участие прокурора в рассмотрении арбитражных
дел апелляционной инстанции ……….. ……………………………………….16
Участие прокурора в рассмотрении дел кассационной
инстанции ……………………………………………………………………….20
Участие прокурора в надзорном судопроизводстве…………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы ……………………………………………………………...30
3) требования истца к
ответчику со ссылкой на
4) обстоятельства, на которых основаны исковые требования;
5) доказательства, подтверждающие основания исковых требований;
6) цена иска, если иск подлежит оценке. Цена иска определятся:
а) по искам о взыскании денежных средств исходя из взыскиваемой суммы;
б) по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке исходя из оспариваемой суммы;
в) по искам об истребовании имущества исходя из стоимости имущества;
г) по искам об истребовании земельного участка исходя из стоимости земельного участка по установленной цене, а при ее отсутствии — по рыночной цене.
В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафа, пени). Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований;
7) расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы (расчет, не представляющий особой сложности, допустимо производить в тексте искового заявления. Сложные же расчеты осуществляются в отдельном документе, который целесообразно приложить к исковому заявлению, о чем делается указание в его тексте);
8) сведения о соблюдении (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено ФЗ для данной категории споров или договором.
Так же прокурор должен, если ему известно о таких мерах, предпринимавшихся истцом и ответчиком, указать это в исковом заявлении;
9) перечень прилагаемых документов.
В исковом заявлении указываются и иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора, а также имеющиеся у прокурора ходатайства, в частности: о привлечении к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора; о вызове свидетелей; об истребовании письменных или вещественных доказательств; о назначении эксперта; о принятии мер по обеспечению иска.
Прокурор при предъявлении иска обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
Направление осуществляется с использованием любых средств связи, обеспечивающих фиксирование отправлений (заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, факсу), либо вручается лицам, участвующим в деле, под расписку. В качестве документов, подтверждающих отправку, к исковому заявлению приобщаются почтовая квитанция, копия списка (реестра) отправки корреспонденции, заверенная руководителем канцелярии прокуратуры и содержащая ссылку на номер и дату почтовой квитанции, выдаваемой в подтверждение приема почтовых отправлений.
В каждом исковом заявлении (заявлении) прокурора должно быть указано, что оно направляется в защиту государственных или общественных интересов и конкретизировано, в чем именно заключается их нарушение ответчиком.
Прокуроры должны принимать обязательное участие в судебном разбирательстве всех дел, возбужденных по их искам и заявлениям, в первой, апелляционной и кассационной инстанциях5.
Эта обязанность должна выполняться, как правило, силами аппаратов прокуратур субъектов РФ по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело.
Так же нельзя не сказать о том, что урегулирован случай, когда прокурор обращается с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или кассационной жалобой в арбитражный суд не по месту нахождения данной прокуратуры. В этом случае одновременно с направлением материалов в суд он должен высылать копии документов соответствующему прокурору субъекта Российской Федерации с извещением о необходимости участия в процессе работников данной территориальной прокуратуры, а также информировать об этом арбитражный суд. Прокурор же, получивший такое извещение, обеспечивает участие в процессе при рассмотрении арбитражных дел, возбужденных по инициативе прокурора другого субъекта Российской Федерации. Прокурор, принимавший участие в суде, незамедлительно извещает о результатах судебного рассмотрения прокурора, направившего исковое заявление (заявление), апелляционную или кассационную жалобу в арбитражный суд другой территории.
В соответствии с вышеуказанным нормативным актом прокуроры, участвующие в заседаниях арбитражного суда и имеющие классные чины, должны быть в форменном обмундировании (п. 11).
Истцами по делам, возбужденным по исковым заявлениям прокуроров, могут выступать предприятия, организации, органы государственной власти и управления, граждане-предприниматели, если иск заявлен прокурором в их интересах. Лишь в случаях предъявления прокурором иска в защиту так называемого неперсонифицированного интереса в деле прокурор выступает в качестве истца, процессуальный интерес которого обусловлен спецификой его государственных функций.
На прокурора распространяется требование о добросовестном использовании принадлежащих ему процессуальных прав (ч. 2 ст. 41 АПК РФ). Прокурор, в частности, имеет право знакомиться с материалами дела; делать выписки из них; снимать копии; заявлять отводы; представлять доказательства и участвовать в их исследовании; задавать вопросы; заявлять ходатайства; делать заявления; давать арбитражному суду объяснения; предоставлять свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам; возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные акты.
Прокурор, в отличие от других лиц, участвующих в деле, обладает значительным кругом полномочий, формально находящихся за рамками арбитражного процесса, но которые он вправе и обязан использовать в целях способствования арбитражному суду в достижении истины по делу.
Так, в связи с поступившими к нему сообщениями о нарушениях законности прокурор вправе провести проверку, в ходе которой может требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, организаций и подчиненных им должностных лиц; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям и др.
Следующим важным вопросом в рассматриваемой теме является обращение прокурора в арбитражный суд с заявлением. Из ст. 52 понятно, что с заявлением в арбитражный суд прокурор вправе обратиться при оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Что касается оспаривания нормативных правовых актов, то подобные дела рассматриваются судом по общим правилам искового судопроизводства с особенностями, установленными в гл. 23 АПК РФ. Особенность, в частности, заключается в том, что обращение прокурора в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если ФЗ не установлено иное (ч. 3 ст. 192 АПК РФ). Необходимо оговориться о том, что в соответствии с ч. 3 ст. 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с ФЗ отнесено к компетенции арбитражных судов. Другими словами, эта категория дел рассматривается арбитражными судами в том случае, если их оспаривание прямо отнесено к подведомственности арбитражных судов.
Следующая особенность касается требований к заявлению об оспаривании нормативного правового акта. А именно (ст. 193 АПК РФ):
- заявление оформляется в письменной форме и подписывается заявителем;
- в заявлении указывается полное наименование арбитражного суда;
- наименование заявителя;
- наименование органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
- название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об акте;
- права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушены;
- название нормативного правового акта, который имеет большую силу и на соответствие которому нужно проверить оспариваемый акт;
- требования заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
- перечень прилагаемых документов6.
Следует учесть, что подача заявления в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта. Так же, заявитель направляет копию заявления, а так же документы, которые у них отсутствуют, иным участникам дела.
По окончании рассмотрения дела арбитражный суд направляет копии судебного решения (в десятидневный срок) лицам, участвующим в деле, в арбитражные суды РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Президенту РФ, в Правительство РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ, в Министерство юстиции РФ и Генеральному Прокурору РФ.
Что касается оспаривания ненормативных правовых актов, то подобные дела так же рассматриваются судом по общим правилам искового судопроизводства с особенностями, установленными в гл. 24 АПК РФ. Заинтересованные лица (в нашем случае это прокурор) обращаются в арбитражный суд с заявлением, в котором содержатся требования о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Апелляционное производство– это производство в суде II инстанции в целях проверки законности и обоснованности решений судов I инстанции, не вступивших в законную силу.
«Пересмотр судом апелляционной инстанции не вступивших в законную силу решений и определений – наиболее доступный и быстрый способ проверки законности судебных актов»7. Основная цель проверки судебных актов заключается в недопущении их вступления в законную силу и исполнения, а так же в надежной защите прав организаций и граждан в арбитражном суде. Апелляционная инстанция создана для проверки законности и обоснованности решений суда I инстанции методом повторного рассмотрения и разрешения дела по имеющимся в нем и дополнительно представленным доказательствам.
В соответствии со ст. 257 АПК РФ право на подачу апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение арбитражного суда имеют лица, участвующие в деле. Из этого следует, что право на подачу апелляционных жалоб соответствующий прокурор имеет только по делам, которые были возбуждены по его искам, либо если прокурор вступил в дело на какой-либо стадии производства (ч. 5 ст. 52 АПК РФ).
Право апелляционного обжалования имеют Генеральный прокурор РФ, заместитель Генерального прокурора РФ, прокурор и заместитель прокурора субъекта, а так же приравненные к ним прокуроры или их заместители (ч. 2 ст. 52 АПК РФ).
Необходимо отметить, что апелляционному обжалованию подлежат лишь решения арбитражных судов субъектов РФ. Решения же Высшего Арбитражного Суда РФ вступают в законную силу с момента их принятия и апелляционному обжалованию не подлежат. Апелляционная жалоба может быть подана и на часть решения (например, мотивировочную, резолютивную части). Апелляционное обжалование решения прокурором может быть осуществлено при наличии следующих условий:
- соблюдение установленного для подачи жалобы срока – подается не позднее месячного срока со дня принятия решения, если иной срок не установлен АПК РФ;
- соблюдение требований к форме и содержанию апелляционной жалобы (ст. 260 АПК РФ):
а) жалоба подается в письменной форме;
в ней указываются:
б) наименование арбитражного суда, в который подается апелляционная жалоба;
в) наименование лица, подающего жалобу;
г) наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, номер дела и дата принятия решения, предмет спора;
д) требования лица, подающего жалобу (прокурора) и основания, по которым лицо обжалует решение, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства;
е) жалоба должна быть подписана руководителем (прокурором или его заместителем) прокуратуры субъекта РФ;
ж) перечень прилагаемых к жалобе документов.
- жалоба должна быть направлена на судебный акт, который по закону подлежит апелляционному обжалованию;
- в апелляционной жалобе могут также содержаться надлежаще обоснованные ходатайства: о восстановлении пропущенного срока для ее подачи; о дополнении материалов дела новыми доказательствами, которые не были представлены прокурором по не зависящим от него причинам при рассмотрении дела в первой инстанции.
Прокурор, подавший апелляционную жалобу, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии жалобы и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют (ч. 3 ст. 260 АПК РФ). К апелляционной жалобе прилагаются доказательства выполнения этого требования (например, копия почтового реестра, почтовой квитанции и т.п.).
Несоблюдение вышеуказанных требований влечет возвращение апелляционной жалобы, о чем выносится определение судьи. Следует иметь в виду, что повторное обращение с апелляционной жалобой после устранения недостатков, послуживших поводом для ее возвращения, может последовать в общем порядке, т.е. в пределах месячного срока со дня принятия обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта (а не со дня вынесения определения о возвращении жалобы).
Информация о работе Участие прокурора в арбитражном процессе