Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:58, курсовая работа
Разруха Смутного времени привела практически к полному прекращению каменного строительства в стране. Перерыв в строительной деятельности длился почти четверть века — срок достаточный для пресечения архитектурной традиции в условиях Средневековья, когда профессиональные навыки передавались посредством наглядного показа при совместной работе старшего и младшего поколений мастеров.
Это одноглавая
двухэтажная теплая церковь с
трапезной на втором этаже. Своей
интимностью и простотой
Здесь же, в монастыре, сохранилось и единственное в Муроме жилое здание XVII века - настоятельский корпус (1687), расположенный с западной стороны собора. Прямоугольное в плане двухэтажное здание выполнено в очень скромных архитектурных формах. Оно украшено простыми наличниками из профилированного кирпича. Это единственное здание в Муроме, которое дает возможность представить, какой была гражданская архитектура города XVII века.
Борисоглебский
монастырь. В XVII веке вблизи Мурома в
древнем Борисоглебском монастыре
на месте обветшавших деревянных
храмов возник замечательный ансамбль
каменных строений. Из трех великолепных
сооружений - церквей Рождества (1648),
Вознесенской с приделом Бориса и
Глеба (около 1681) и Никольской (1699) - в
настоящее время сохранилась
лишь церковь Рождества, бывшая центром
архитектурной композиции монастыря.
Рождественская церковь пятиглавая.
Небольшие глухие главы поставлены
на полную четырехскатную кровлю. В
отличие от многих муромских церквей
того времени, этот храм - двухэтажный,
с двухэтажной трапезной. С северо-западной
стороны к ней примыкает
В северной
части монастыря располагалась
пятиглавая кубической формы Вознесенская
церковь, очень близкая по своим
архитектурным формам к Благовещенскому,
Троицкому и Воскресенскому соборам
в Муроме. Ее стены были декорированы
двумя ярусами проемов и ниш,
обрамленных богатыми наличниками.
Окна располагались несимметрично,
что придавало своеобразие
В южной части монастыря стояла одноглавая Никольская церковь, построенная в самом конце XVII столетия. В ее архитектуре отразился переходный момент от старых традиций к стилю сооружений Петровского времени, а резные разнообразные детали не имели аналогий в муромской архитектуре.
Памятники архитектуры Мурома - страницы его многовековой истории. Их значение для русской культуры неповторимо. Они вошли в сокровищницу нашего древнего искусства и занимают место в ряду с прославленными памятниками зодчества Москвы, Ярославля, Углича, Ростова, Костромы, Рязани и других древнерусских городов XVI - XVII веков.
2 Архитектура Москвы и
В зодчестве на протяжении XVII в. произошли большие изменения. Хотя основным строительным материалом осталось дерево, но по сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Широко стали применяться новые виды строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали. Многие постройки возводились мастерами Приказа каменных дел (образован в конце XVI в.).
К выдаюшимся
произведениям деревянного
В деревянном
церковном зодчестве
Несмотря на попытку патриарха Никона запретить строительство каменных шатровых храмов, этот тип стал преобладающим в церковной архитектуре. В Москве возводятся церковь Рождества в Путинках, церковь Троицы в Никитниках, в Алексеевском монастыре в Угличе — «дивная» Успенская церковь, имеющая три шатра, в Троице-Сергиевом монастыре — церковь Зосимы и Савватия, а также храмы в Вязьме, в селе Остров (под Москвой), в Муроме и Устюге. Все они отличались, как правило, богатым архитектурным убранством и орнаментикой, придающим зданиям нарядность.
Вместе
с тем, под влиянием Никона в середине
— второй половине XVII в. осуществляется
строительство ряда монументальных
построек, выполненных в традиционном
стиле предыдущих периодов и имеющих
цель показать силу церкви. Таков величественный
Воскресенский собор
Заказчиками церквей выступали не только «власть предержащие», но и прихожане — жители посадов и сел. Поэтому говорят даже о посадском направлении в зодчестве. Характерным здесь является культовое строительство в Ярославле, одном из крупных ремесленноторгопых центров. Примеры этого: храмы Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Николы «Мокрого», грандиозная церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Примечательны церковные постройки и в других городах: Костроме, Романове-Борисоглебске.
В конце
XVII в. в храмовой архитектуре возникает
новый стиль — нарышкинское (московское)
барокко. Самым значительным памятником
его является московская церковь
Покрова в Филях, отличающаяся изяществом,
безукоризненными пропорциями, применением
во внешней отделке таких
Наряду с церковными в XVII в. строятся значительные гражданские сооружения. Существенной перестройке подвергается Московский Кремль. Надстраиваются Кремлевские башни, Спасская возводится (в ее теперешнем виде), создавая парадный въезд в Кремль. На всех башнях появляются шатровые навершия вместо прежних четырехскатных крыш. Все это придает Московскому Кремлю новый вид: оборонно-крепостной его облик уступает место торжественному ансамблю.
Впрочем,
изменениям подвергается и внутреннее
пространство Кремля. Выдающимся светским
сооружением является Теремной дворец
(1635-1636). Он представлял собой трехэтажное
на высоких подклетях здание, заканчивающееся
высоким «теремком». Здание было богато
украшено: золотая кровля, два пояса
изразцовых карнизов, каменная резьба.
Декоративным убранством отличается золотое
крыльцо. На формы отделки непосредственно
оказало влияние деревянное зодчество.
В ином стиле возводятся там же
Патриаршие палаты с Крестовым залом,
здание Земского приказа. Примером поисков
нового оформления зданий общественного
назначения стала построенная Михаилом
Чоглоковым Сухарева башня. Над массивным
первым ярусом (подклетом) располагались
два яруса подклетного
В XVII в. получает дальнейшее развитие торгово-промышленное строительство. Так, гостиные дворы сооружаются в Китай-городе в Москве и в Архангельске. Архангельский гостиный двор, вытянувшийся вдоль Северной Двины на 400 м, окружали высокие каменные стены с боевыми башнями. Внутри его размещалось более двухсот торговых помещений.
Большая заслуга
в организации строительства
в Московском государстве по-прежнему
принадлежала «Приказу каменных дел»,
который объединял наиболее квалифицированные
кадры «каменных дел
Гражданское каменное строительство постепенно приобретает большой размах и ведется в различных городах.
По заказу
Льва Кирилловича Нарышкина, дяди будущего
императора Петра I, и членов этого
семейства в Москве и округе возводятся
здания в стиле условно именуемом
«нарышкинским» или «московским
барокко». Исполнитель заказов Яков
Бухвостов, крепостной. Не первое, но одно
из самых известных его сооружений
- церковь Покрова в Филях (1690-1695).
«Нарышкинский стиль» или «московское
барокко» - результат соприкосновения
с искусством Западной Европы. От барокко
здесь лишь некоторые декоративные
детали ордера - верхней части колонны
и несомого ею, и большие окна
со стеклами. Все остальное - традиционно.
Это -пятиглавый, двухцветный (красный
с бельм) башнеобразный слитый с
колокольней храм. Постепенно в светском
и культовом зодчестве
Еще в 30-40-х
годах XVII начинает распространяться тип
бесстолпного, обычно пятиглавого приходского
храма с глухими в большинстве
случаев барабанами. Это -московские
церкви Рождества Богородицы в Путинках
(1649-1653) и Троицы в Никитниках (1628-1653).
В семидесятых годах строятся
подмосковные храмы в боярских усадьбах,
автором которых считается
«Обмирщение»
архитектуры проявляется и в
палатах Ростовского
Церковные реформы патриарха Никона коснулись и архитектуры. Никон пытается запретить светские новшества и возведение шатровых храмов. Но запреты его не всегда исполнялись, и дело закончилось тем, что в 1657-1666 годах он возводит Новоиерусалимский (или Воскресенский) монастырь в современном нам городе Истра. Собор монастыря должен был стать точной копией храма «Гроба Господня» Х1-ХП веков в Иерусалиме. Одних только приделов (церквей) в нем 29, соединенных между собой центральным шатровым перекрытием.
С собором
граничит катакомбная церковь
Дошедшие
до нас памятники деревянного
зодчества в большинстве
Жесткая
регламентация в области
Для зодчества характерно то, что при увеличении числа кирпичных зданий (причем не только церковных, но и жилых и торгово-промышленных) основным строительным материалом оставалось дерево.
Выдающимся памятником деревянного творчества стал Царский дворец в Коломенском, разобранный во второй половине XVIII в. В деревянном культовом творчестве преобладали шатровые храмы, но получили распространение и ярусные церкви, отличающиеся размещением на четверике нескольких последовательно уменьшающихся восьмериков (Вознесенская церковь 1653 г. в Торжке).
Архитектура приобрела общероссийский характер: обмирщение, сближение культового стиля с гражданским, украшение зданий, новые виды строительного материала (многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали). Никон после вступления в 1652 г. на патриаршество запретил строительство шатровых храмов, желая вернуться к суровой монументальности прошлых веков, взяв за образец Успенский собор в Кремле.
Но ему
не удалось полностью возродить
традиции XVI в. и устоять перед
новыми влияниями в кирпичной
храмовой архитектуре (огромные оконные
проемы и многоцветные изразцы). К
выразительным элементам
2. 1. Церковь Покрова в Рубцове
Церковь Покрова построена в середине 1620-х годов. Это была первая крупная храмовая постройка Романовых, возведение которой приблизительно совпало по времени с первыми серьезными работами по обустройству их резиденции в Кремле, связанными с деятельностью представителей европейской традиции, английских мастеров Христофора Галовея и Джона Талера. Архитектура церкви Покрова, напротив, целиком принадлежит русскому контексту и тесно связана с принципами построения художественной формы, сложившимися в конце XVI в., в "годуновский" период.