Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучить Шатровое зодчество XVI века.
В ходе изучения необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Раскрыть исторические аспекты развития шатрового зодчества;
2. Рассмотреть архитектуру шатрового зодчества.
Введение стр. 2
Глава 1. Исторические аспекты развития шатрового зодчества
1.1 Происхождение шатрового зодчества стр.4
1.2 Строительство шатровых храмов стр. 6
Глава 2. Архитектура шатрового зодчества
2.1 Храмовая архитектура стр. 11
2.2 Особенности построения храмовой архитектуры стр. 16
Заключение стр. 19
Список использованной литературы стр. 21
Глава
2. Архитектура шатрового
2.1 Храмовая архитектура
Каменные шатровые храмы - уникальное явление древнерусской архитектуры. Время возникновения этого архитектурного типа - начало XVI века.
Важное качество шатровых храмов - столпообразность - встречалось в русской архитектуре и ранее. Существовал особый тип храма "под колоколы", так как колокольни в виде отдельной башни не существовало. Чаще всего это были многогранные маленькие храмы без опорных столпов внутри (бесстолпные), имеющие несколько ярусов. Таким был предшественник колокольни Ивана Великого в Московском Кремле, построенный в 1329 г. Но первые шатровые храмы никак не были функционально связаны со звоном. Идея увенчать небольшой центричный храм не куполом, а вытянутым шатром была принципиально нова.
С конца XV столетия в развитии
русского зодчества, как и в истории
культуры вообще, определился новый
этап, обусловленный крупными переменами,
которые произошли в жизни
русских земель. Объединение страны
в единое государство и прогрессирующее
укрепление его силы, свержение монголо-татарского
ига и рост международного значения
и международных связей России, усиление
общения с западноевропейской культурой,
наконец, значительное увеличение материальных
средств государства, развитие ремесла
- все это создавало новые
Всматриваясь в постройки
конца XV в., в их формы и приемы
сооружения, можно заметить, как
в этот период отчетливо разрушается
прежняя местная четкость архитектурных
"почерков" и как все более
развивается
К концу XV в. Москва становится общепризнанным политическим, религиозным и культурным центром Руси. В новой исторической обстановке приобрело особое значение каменное монументальное строительство в Москве.
В архитектуре московских церквей трудно разобраться только на первый взгляд. Но каждая эпоха и стиль имеют строго определённые отличия.
К концу XV - началу XVI в. Московский Кремль становится самым значительным фортификационным сооружением в Европе. Причем его башни, соборы, гражданские постройки совершенны не только по своей архитектуре, но и по интерьерам и отделке.
В настоящее время было
установлено, что самым первым шатровым
храмом была Троицкая (теперь Покровская)
церковь в Александровской
Троицкая церковь как первая постройка принципиально нового типа получилась несколько неловкой. Нижний её ярус (не считая подклета) - четверик, имеющий вполне традиционные формы, не связанные со столпообразными церквями. С востока к нему примыкают три алтарные апсиды. Шатер церкви поставлен на невысокий восьмерик, украшенный кокошниками. Формы четверика говорят о переходном характере архитектуры храма, новый тип здесь ещё не вполне сложился. Храм входил в комплекс деревянного дворца Василия III. С этим могла быть связана идея архитектора использовать в каменной архитектуре формы деревянного зодчества. Шатёр Троицкой церкви уникален так же тем, что внутри него сохранилась фресковая роспись того времени.
Другим шедевром шатрового зодчества является центральный придел Собора Покрова на рву (храма Василия Блаженного) на Красной Площади.
Интересно, что в завершении
всех шатровых церквей сохранился купол.
Он приобрел миниатюрные формы, но имеет
свой барабан и покрыт снаружи
луковичной главой. В некоторых случаях
внутренность купола открыта в интерьер
шатра (как в Покровском соборе) или
отделена куполообразным сводом, завершающим
шатёр внутри (как в Коломенском).
Позднее (в XVII веке) шатры будут завершаться
глухими декоративными
Во второй половине XVI века шатровые храмы получили широкое распространение. Среди них можно выделить разные типологические варианты:
1. восьмерик на четверике (крестообразной или кубической формы);
2. шатёр на четверике без восьмерика
3. восьмигранный храм без четверика
4. композиция из нескольких шатровых приделов
Шатровые храмы возводились по указам царей, строились в царских селах и в имениях знатных людей.
В Переславле-Залесском на средства Ивана Грозного в 1585 г. была построена церковь митрополита Петра, так же восходящая к типологии храма в Коломенском. Её нижний объём имеет четкую форму равноконечного креста с фасадами завершенными кокошниками. Восьмерик и шатёр сделаны меньшей высоты и скромнее оформлены. В целом здание получилось более приземистым.
Церковь Успения в Брусенском монастыре Коломны, основанном - пример храма без восьмерика. Её шатёр поставлен непосредственно на четверик, так же как в Никитской церкви походящий на четверики крестово-купольных храмов.
Схожую архитектуру имеет церковь Илии Пророка в Прусах (Коломенский район Московской области).
Иногда, шатровые храмы служили не центром композиции многопрестольного храма, а могли играть роль приделов к большим соборам.
Самый ранний пример этого -
придел над мощами преподобного Авраамия
Ростовского в Ростовском Аврааминевом
Богоявленском монастыре. Собор
монастыря был построен в 1554-55 гг.
В нём нашла отражение
В XVI веке почти никогда не совмещали несколько шатров в композиции одного храма, что станет обыкновенным в следующем столетии. Но было исключение.
Уникальной постройкой, подражающей
Прокровскому собору в Москве, был
не сохранившийся пятишатровый собор
Бориса и Глеба в Старице (1550-е
гг.). Храм Бориса и Глеба состоял
из примыкающих друг к другу восьмериков,
увенчанных пятью шатрами, центральный
из которых выделялся своей
Последние шатровые церкви перед смутным временем были построены по заказу царя Бориса Годунова.
Богоявленская церковь в селе Красное близ Костромы была построена в 1592 г. Она следует сложившемуся типу, но её восьмерик столь богато декорирован рядами уменьшающихся кокошников, что зрительно сливается с шатром, в основании которого сделаны завершающие "горки" из маленьких кокошников.
Редчайшим, несохранившимся памятником шатрового зодчества была Борисоглебская церковь в Борисов-Городке под Можайском (1603 г.). Она была однопрестольной и имела стройные вытянутые пропорции четверика и восьмерика.
2.2 Особенности
построения храмовой
Для строительства определённого
сооружения или комплекса сооружений
архитектура должна располагать
целым рядом материальных условий
и, прежде всего: наличием территории для
строительства, надлежащими строительными
материалами и орудиями строительного
дела и непосредственными
Таким образом, объектом архитектурного
творчества является всё сооружение
(или комплекс сооружений) в целом:
размещение здания (или группы зданий)
на территории (генеральный план), распределение
отдельных частей внутреннего пространства
здания (собственно план здания), наружный
облик всего здания и каждого
из его фасадов, композиция и внутренняя
отделка помещения (интерьер здания),
- равно как и все стороны
технико-конструктивного
К важнейшим средствам архитектуры относятся: общая композиция отдельного здания или совокупности зданий (ансамбль); гармоническое сочетание размеров отдельных частей здания между собой и с целым (пропорции) и выявление общей масштабности сооружения, отвечающей его характеру и его роли среди других зданий; далее - различные способы членения объёмов, стенных плоскостей и др.; пластическая обработка частей и деталей здания; применение отделочных материалов, обладающих той или иной фактурой и другими пластическими качествами; применение цвета для окраски наружных и внутренних частей здания применение орнамента и других декоративных элементов; сочетание архитектурных форм со скульптурой, живописью, произведениями прикладного искусства. Определённые архитектурные формы складываются также на основе творческой переработки тех или иных приёмов строительной техники; так возникли архитектурные формы колонны, арки, свода, шатра и т.д. В свою очередь архитектурное творчество вызывает появление и разработку новых конструкций и новых строительно-технических приёмов.
Новая полоса в истории
русской архитектуры
Опыт великолепных построек середины XVI в. оказывал воздействие на сооружение ряда зданий и в условиях второй половины XVI в. Вообще следует отметить заметное оживление декоративного начала в зодчестве конца XVI в. Стройные формы и изящная отделка были присущи построенному в 1593 г. собору московского Донского монастыря.
К XVI в. сложилась общерусская архитектурная школа, началось блестящее развитие шатрового зодчества, неразрывно связанного с творчеством народных мастеров. Успехи русского зодчества середины XVI в. подготовили условия для возобновления его подъема в конце столетия и последующих новых, важных изменений в зодчестве, происшедших уже в XVII в.
Развитие русского зодчества в первой половине XVI в. привело к заметному изживанию местных особенностей в архитектуре. Русское средневековое зодчество, как и в других феодальных странах, было очень тесно связано потребностями церкви и направлено в значительной степени на обслуживание ее интересов. Это обстоятельство не могло не отразиться на характере сооружений. Творческий подход зодчего к решению поставленных перед ним задач ограничивался определенными канонами. И, тем не менее, в развитии русского зодчества в XVI в. можно заметить постепенное проникновение чисто светских элементов в культовые сооружения, прогрессирующее развитие творческой мысли русских архитекторов того времени.
Строительство культовых зданий развивалось в основном по двум направлениям:
1. Создание монументальных мемориальных храмов;
2. Создание небольших посадских или монастырских церквей.
В последнем случае, особенно при создании посадских церквей, светские элементы выступали все более отчетливо.
Шатровое строительство
продолжало развиваться. Возникали
все более сложные и
Заключение
Быстрый рост могущества Русского централизованного государства дал большой толчок в развитии архитектуры ХVI века. Возрастает и значение Москвы как центра, объединяющего культурное наследие воссоединенных русских земель. Со всей Руси свозят сюда лучшие произведения искусства и прославленные святыни. На строительство Москвы собирают лучших мастеров: псковичей, тверичей, ростовцев.
Появляются существенные технические новшества: наряду с белым камнем используют кирпич, деревянные связи заменяют железными, начинают применять подъемные механизмы и т.п.
Московская архитектура рубежа VI и XVI веков стала общерусским явлением. В процессе бурного строительства, развернувшегося на обширной территории России и особенно при перестройке Московского Кремля, различные традиции слились в русле богатого и яркого зодчества Русского централизованного государства. В XVI веке только в Пскове и Новгороде ещё сохранялись местные особенности, однако даже и новгородская архитектура быстро теряла свои самостоятельные черты, подчиняясь московскому зодчеству.
Однако шатровая архитектура
с большим неудовольствием