Архитектурный ансамбль Ростовского кремля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:25, реферат

Краткое описание

Моя задача рассказать в своем реферате об этом удивительном ансамбле в целом, и о каждой его постройке в отдельности.

Содержание

1. Введение 2

2. Архитектура Ростовского кремля 3

2.1. Успенский собор 5

2.2. Звонница 10

2.3. Воскресенская церковь 12

2.4. Двор Ростовского кремля 14

2.5. Церковь Иоанна Богослова 16

2.6. Церковь Григория Богослова 18

2.7. Белая палата 20

2.8. Отдаточная палата. Княжьи терема. Ионинская палатка 21

2.9. Церковь Спаса на сенях 23

2.10. Самуилов корпус 25

2.11. Иераршие палаты 27

2.12. Красная палата 28

2.13. Дом на погребах. Часобитная башня. Церковь Одигитрии 30

3. Заключение 33

4.Список используемой литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый реферат архитектурный ансамбль Ростовского кремля.docx

— 53.91 Кб (Скачать файл)

 В интерьер собора  с трех сторон ведут три  перспективных портала, уступами  уходящих в глубь стены. Колонки  украшены красивыми резными «дыньками». К южному фасаду сооружения  уже в XVII веке было пристроено  крыльцо, на круглые столбы  которого опираются сдвоенные  арки с резными «висягами»  посредине.

 Южное крыльцо расписано  в 1697 году. Примерно тремя десятилетиями  раньше, в 1671 году, орнаментальной  росписью был покрыт западный  портал — главный вход в  храм. Решетчатые двери его выкованы  в 1696 году ростовским кузнецом  Максимом Гордеевым, а через  два года ярославский кузнец  Иван Алексеев отковал «ростовской  соборной церкви к западным  железным дверям замок нутряной»,  который действует до сих пор.  На этой же глухой двери  размещены две звериные маски  с кольцами-ручками — фрагменты  дверей собора Андрея Боголюбского, память далекого XII века.

В древние времена у  подножия Успенского собора многоголосо  шумела торговая площадь. Но после строительства  Архиерейского дома, в последние  годы XVII века — начале XVIII века, соборная площадь была отгорожена от кварталов  города невысокой кирпичной стеной, часть которой — к западу от храма — сохранилась до наших  дней.

Въезжать на соборную площадь  можно было через Святые ворота, расположенные в северо-западном углу упомянутой выше ограды. Существующие сейчас ворота построены в первой половине XVIII столетия в традициях  древнерусской архитектуры, хотя сама проездная арка сложного, барочного  рисунка, рустованные угловые лопатки  и окна с лучковыми перемычками  сооружены в стиле архитектуры XVIII века.

 Проездные ворота устроены  в основном кубическом объеме  сооружения — четверике, крытом  тесом. На четверике поставлен  восьмерик — восьмигранная башенка,  завершающаяся граненым куполом  и маковицей на тонком восьмигранном  барабане. Купол и главка по  традиции покрыты лемехом. Все  это очень напоминает о простых  формах приходской церкви XVII века.

 К северной и восточной  частям соборной ограды в первой  половине XIX века были пристроены  сохранившиеся до наших дней  каменные торговые лавки. Здесь  же, у восточной ограды площади,  возвышается одно из самых  замечательных сооружений Ростовского  кремля — звонница.

 

Звонница

Возведение ее относится  к 1680-м годам. Тип многопролетной звонницы, подобной ростовской, распространен  в русском зодчестве XVI—XVII веков. Они сооружались в Новгороде, Костроме, Суздале, Московском кремле. В ростовской звоннице первоначально  был построен трехарочный, вытянутый  с юга на север объем, завершенный  тремя луковичными главками. Зодчие очень удачно воспроизвели формы  Успенского собора, стилистически объединив  эти два сооружения и создав, таким  образом, законченный ансамбль.

 Горизонтальные тяги  членят плоскость стен на несколько  ярусов. В нижней части под  центральным пролетом в XVII столетии  существовала небольшая церковь,  служба в которой проводилась  только в храмовый праздник  — в Вербное воскресенье.

 Рядом с входом в  бывшую церковь в толщу стены  уходит узкая лестница с зарешеченной  дверью, ведущая на верхнюю площадку  звонницы. Направление каменной  лестницы отмечено на фасаде  крошечными оконцами, идущими по  диагонали. Лопатки стен так  же, как и в Успенском соборе, с каждым ярусом вверх становятся  все тоньше и уже. Стилевое  единство этих двух сооружений  подчеркивается сходными по форме  килевидными закомарами и угловыми  декоративными кокошниками —  бочками.

 После того как был  отлит самый большой колокол,  к первоначальному сооружению  пристроили высокую однопролетную  башню с одной главой, которая  удачно завершила композицию  всего сооружения. Башня хоть  и крыта на восемь скатов, но  профильные килевидные тяги, обрамляющие  арку, объединяют ее с предыдущей  трехпролетной частью памятника.  В общем, архитектура его чрезвычайно  пропорциональна и пластична.  Чистота и ясность форм ростовской  звонницы ставят ее в ряд  лучших сооружений XVII века в России.

Но славилась она не только и не столько внешним архитектурным  видом, сколько знаменитым на всю  Россию мелодичным звоном.

В письме к одному из своих  друзей Иона Сысоевич скромно писал: «На своем дворишке лью колоколишки, дивятся людишки». А дивиться и  в самом деле было чему.

 Всего в конце XVII столетия было отлито 13 колоколов,  причем самый большой из них,  названный по имени отца Ионы  «Сысоем», весит 2000 пудов. По нижней  кромке колокола декоративным  пояском бежит затейливая славянская  вязь, из которой явствует, что  этот колокол был отлит в  1689 году мастером Флором Терентьевым.  Следующий по величине тысячепудовый  колокол «Полиелейный» отливали  чуть раньше, в 1683 году, мастер  Филипп Андреев с сыном Киприаном.  Годом раньше те же мастера  отлили колокол «Лебедь» в  500 пудов. Почти каждый ростовский  колокол имеет свое название: «Голодарь», «Баран», «Козел», «Красный»,  «Зазвонный». Во второй половине XIX века на звоннице были укреплены  еще два колокола, и, таким образом,  всего их на ней сейчас 15.

 Ростовские звоны своей  мелодичностью и красотой недаром  заслужили восторженные отзывы  тех, кто имел возможность их  слушать. В свое время существовало  несколько мелодий звонов («ионинский»,  «георгиевский», «красный», «будничный»,  «акимовский» и другие), мастерски  исполнявшихся ростовскими звонарями  в особо торжественных случаях.  В конце XIX столетия они были  переложены на ноты. Долгие десятилетия  ростовские колокола как атрибуты  богослужения были под запретом, молчали. И только в 80-х годах  прошлого века звоны были восстановлены,  теперь снова, как и в давние  годы, над городом плывут их  могучие и мелодичные звуки.

 

 

Воскресенская церковь

К соборной площади обращен  северный фасад Архиерейского дома. В центре его, почти на одной оси  с крыльцом Успенского собора, возвышается  Воскресенская церковь. Ее фланкируют две стройные башни с кубовым  покрытием.

 Влево и вправо от  храма тянутся высокие стены  с бойницами; стены ограничиваются  двумя башнями, сходными по  форме с башнями церкви, но  более мощными по пропорциям. Воскресенская церковь — одно  из первых культовых сооружений  в Ростове при Ионе Сысоевиче  (построена в 1670 году). Здание ее  несколько отступает к югу,  а на переднем плане — богато  декорированная галерея, врастающая  своими концами во фланкирующие  башни. На фасаде галереи асимметрично  расположены двое ворот: слева  — пешеходные, в центре — проездные.  Асимметрия — обычное в древнерусском  зодчестве явление, придающее  архитектурным массам большую  живописность. Арки ворот обрамлены  несколькими декоративными поясками  — «елочкой» и «жгутиком», —  выполненными из кирпича. Справа  от проездных ворот размещено  небольшое, с красивым фигурным  наличником окно бывшей сторожки. Воскресенская церковь — надвратная, под ней существовал охраняемый  въезд на территорию Архиерейского  дома.

 Интенсивность декоративной  обработки фасада галереи нарастает  кверху. Над проездными арками  размещены крытый деревянным  навесиком киот с храмовой  фреской «Воскресение», два окна  со сложными наличниками и  несколько ниш-ширинок с изразцами  и выточенными из кирпича кубышками.  На уровне верхнего обреза  киота тянется ряд ширинок  с муравлеными изразцами. Фасад  галереи заканчивается аркадой  из восьми заглубленных полуциркульных  окон. Они разделены изящными  по пропорциям, далеко выступающими  трехчетвертными колонками. На  их капители опираются арочки, форму которых повторяет поясок  поребрика.

Завершение фасада галереи  придает ее внешнему виду поистине царственную пышность. Особенно красива  она при вечернем освещении. Косые  лучи солнца до боли в глазах высвечивают  рельефные детали фасада, глубокие контрастные тени залегают в многочисленных нишах и оконых проемах. Предельная изысканность и классическая ясность  форм галереи — несомненное достижение ростовских зодчих. В конце XVII века аналогичная обработка фасадов  галерей была распространена на Руси. Но нигде больше мастерам не удалось  достичь такой мягкости и пластичности декоративной обработки фасада, как  в галерее ростовской церкви Воскресения.

 Над галереей высится  основной кубический объем церкви. Он завершается трехфронтонным  щипцовым покрытием. Пять высоких  барабанов с серебристыми луковичными  главами довершают силуэт памятника.  Скромная гладь стен, единственным  украшением которых являются  неширокие лопатки и горизонтальные  тяги, еще более подчеркивает  декоративное богатство галереи.  Эти немногие детали, да еще  угловые бочки Воскресенской  церкви, стилистически сближают  ее с архитектурой Успенского  собора и звонницы.

Издалека виден проем  пешеходных ворот, как бы приглашая  пройти под церковью на территорию бывшего Архиерейского дома. Отсюда, от Воскресенской церкви, хорошо просматривается  почти весь двор кремля. По всему  чувствуется, что его планировка тщательно продумана и отличается цельностью и логичностью замысла.

 

 

Двор Ростовского  кремля

Двор имеет форму прямоугольника с квадратным в плане прудом в  центре. Рядом с ним возвышается  трехэтажный Самуилов корпус, выкрашенный  в желтый цвет (в нем сейчас размещаются  экспозиции Ростовского музея). В  прошлом это хоромы ростовских митрополитов. Вокруг них, по периметру двора, находятся  различные палаты и терема: Красная  и Белая палаты, Княжьи терема, Ионинская  палатка, Иераршие палаты, Дом на Погребах. Весь ансамбль окружен высокими кирпичными стенами с одиннадцатью башнями. Круглые по форме башни с кубовым  и шатровым покрытием стоят на углах прямоугольника кремлевского двора. Две проездные квадратные башни — Водяная и Садовая  — расположены в центре восточной  и южной стен кремля.

 Обладая определенными  художественными достоинствами,  существующие палаты и терема  придают Ростовскому кремлю особую  теплоту, смягчая строгую торжественность  силуэтов церквей и островерхих  башен. 

 Въезд на территорию  Архиерейского дома существовал  под двумя надвратными церквами: Воскресенской — с севера и  Иоанна Богослова — с запада, а также под упомянутыми выше  квадратными башнями. С церквей,  палат и хором во двор спускалось  пять торжественных крылец, органично  связывающих величественные сооружения  с окружающим пространством. Это  придавало митрополичьему двору  характер парадности, чего так  добивался Иона Сысоевич.

Впечатление парадности усиливалось  многочисленными висячими галереями, устроенными на высоких арках. По галереям можно было попасть в  любое жилое или хозяйственное  помещение кремля, а по крытым переходам, сделанным в кремлевской стене, — в любую из пяти существующих церквей.

 Могучие стены кремля  имеют все атрибуты оборонного  сооружения: бойницы подошвенного  боя, обычные, щелевидные бойницы  и так называемые варницы — бойницы навесного боя. Однако ощущения суровой боевой мощи Ростовский кремль не вызывает. Слишком много внимания уделено зодчими красоте форм стен и башен, их декоративной обработке. При строительстве преследовалась все та же цель: придать Архиерейскому дому большую помпезность, величие, говорящие о могуществе и богатстве ростовского митрополита. В XVII веке в Ростове, находящемся в глубине обширной территории России, воевать было не с кем, и стены, по существу, служили обычной оградой. Они достаточно высоки, чтобы уберечь двор митрополита от постороннего глаза, а при необходимости — и от чрезмерно разбушевавшейся «черни», у которой повода для волнений в конце XVII столетия было более чем достаточно.

В старые времена существовала и невидимая с парадного двора  хозяйственная часть Архиерейского  дома. Она располагалась у южной  стены кремля, за Самуиловым корпусом и Спасской на Сенях церковью. Сюда входили поварни, пекарни, сушильни, засолочные и другие сооружения, в  большинстве своем деревянные, почему они и не сохранились до наших  дней. Непосредственно к хозяйственным  помещениям примыкал митрополичий сад, отделенный от города высокой кирпичной  стеной. Несмотря на то что многие хозяйственные  сооружения Ростовского кремля не дошли  до наших дней, очевидно, что в  общей его застройке большая  площадь занята сооружениями гражданского назначения.

 

Церковь Иоанна Богослова

Надвратный храм Иоанна Богослова  сходен с церковью Воскресения. Он также  стоит на высоком подклете, также  имеет по сторонам выступающие вперед круглые башни. Однако основная часть  храма вытянута вверх, что придает  постройке легкость, изящество. Это  еще более подчеркивает удлиненные барабаны. Апсиды церкви небольшой  кривизны, что вообще характерно для  ростовских церквей. Западный фасад  храма и вся плоскость ворот, выходящих на московскую дорогу, богато украшены.

Фрески церкви изображают сцены из жизни Иоанна Богослова  и Авраамия Ростовского, святого, который, по летописным источникам, был одним  из первых проповедников христианства в Ростове. Особенно интересен нижний ярус росписей, где изображена встреча  Авраама с Иоанном и борьба с идолопоклонниками. В этих фресках  отражены представления живописца  о древней Ростовской земле. В  сцене встречи на западной стене  изображен Ростов, огражденный крепостной стеной с башней. Рядом сцена сокрушения идола Велеса, написанная также на фоне города.

Информация о работе Архитектурный ансамбль Ростовского кремля