Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 19:07, реферат
ХХ век по праву называют «веком индустриального дизайна». Родившийся на рубеже XIX и XX столетий он на волне промышленной, а затем и научно-технической революций, стремительно ворвался в нашу жизнь и превратился в один из самых распространенных и влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Призванный создавать удобные и эстетичные вещи для человека, формировать комфортную предметную среду, индустриальный дизайн в ХХ веке начал стремительно расширять свои сферы. «От софы до среды города» – очерчивали круг своей профессиональной деятельности дизайнеры в начале ХХ столетия, «от иголки до самолета» – заявляли они в 1960-х (В. Аронов).
«Метод сценарных карт» в организации
пространственной среды архитектурно-
Раздел 3.3. «Теоретико-методологическая модель-концепция комплексной организации предметно-пространственной среды города» по-священ теоретико-методологической модели-концепции дизайна города, диалектически объединяющей в себе традиционный дедуктивный и альтернативный индуктивный подходы к организации пространственной структуры города.
Полученная в результате исследования и проектных экспериментальных поисков альтернативная «индуктивная градостроительная модель» во многом дополняет существующую традиционную «дедуктивную градостроительную модель», а вместе они фактически представляют собой «две стороны одной медали» – диалектический подход к организации пространственной структуры города и его предметного наполнения, основу для построения «теоретико-методологической модели-концепции комплексной организации предметно-пространственной среды города».
Охватывая различные уровни
пространственной организации – от систем
расселения до генерального плана отдельного
архитектурного объекта (дедуктивная
модель) и от предметного окружения человека
до предметно-пространственной среды
градостроительного ансамбля (индуктивная
модель), – обе модели касаются объемно-пространственной
композиции как на уровне отдельного сооружения,
так и проекта детальной планировки архитектурно-
Принцип ярусности в организации
предметно-пространственной среды архитектурно-
В результате исследований третьей главы выявлены особенности организации предметно-пространственной среды города в рамках традиционного дедуктивного подхода, сформировавшегося в условиях индустриально развитого общества середины ХХ века, в т.ч. возникшие здесь проблемы – композиционные, экологические, масштабности высотной застройки, информативности и художественной выразительности.
В то же время был разработан альтернативный подход к организации пространственной структуры города, базирующийся на общенаучном методе индукции и берущий свои истоки в контекстуализме (средовом подходе) конца ХХ века. Идущий «от человека», основанный на принципе эргоцентризма, отражающий современные веяния постиндустриального общества, дополняя существующий дедуктивный подход, он способен в значительной мере решить возникшие проблемы в организации предметно-пространственной среды в рамках традиционного градостроительства.
Все это позволило в итоге сформировать теоретико-методологическую модель-концепцию дизайна города, диалектически объеди-няющую в себе традиционный дедуктивный подход (дедуктивную градостроительную модель) и разработанный в процессе исследования альтернативный индуктивный подход к организации пространственной структуры города (индуктивную градостроительную модель).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа является итогом многолетних научно-исследовательских, учебно-методических и проектно-практических работ автора в области организации предметно-пространственной среды города как актуальной и перспективной творческой архитектурно-дизайнерской проблемы. На его основе, а также обобщения существующего исторического и теоретического опыта автором сформулировано новое направление в теории и практике архитектурной деятельности – дизайн города, которое представлено в работе как обособленный вид проектно-художественной деятельности, основанный на синтезе дизайна с монументально-декоративным искусством, архитектурой и градостроительством, направленный на комплексную организацию предметно-пространственной среды города, включая различные иерархические уровни: предметный, объемно-пространственный (архитектурный), пространственно-планировочный (градостроительный); отвечающий современным представлениям о функциональности, информативности и художественной выразительности городской среды, ее комфортности.
Впервые представлен целостный взгляд на решение проблем дизайна городской среды в виде теоретико-методологической концепции ком-плексной организации предметно-пространственной среды города. Она объединяет в себе два методологических подхода к организации простран-ственной структуры города:
1. традиционную методологию градостроительного проектирования, основанную на общенаучном принципе дедукции, решающую проектные задачи по снисходящей от стратегических экономгеографических моделей и схем районной планировки к генеральным планам и проектам детальной планировки ансамблей и отдельных архитектурных объектов и элементов благоустройства;
2. альтернативный подход, начавший формироваться в лоне средового проектирования конца ХХ века, идущий от человека, его предметного окружения к организации предметно-пространственной среды и пространственно-планировочных структур; базирующийся на общенаучном методе дедукции.
Таким образом, предлагаемая синтетическая модель-концепция выво-дит организацию предметно-пространственной среды города на качественно новый уровень, соотнося ее с традиционными методами градостроительного проектирования, с одной стороны, и человеком-индивидумом постиндустриальной формации с учетом ценностных ориентиров и представлений о комфорте, с другой стороны, а также наметившимися современными тенденциями в дизайне городской среды. В ней впервые человек (потребитель), дизайн (предмет) и город (пространство) рассматриваются как составляющие и взаимовлияющие компоненты единой триады «человек-дизайн-город», являющейся главным объектом современной проектной деятельности архитектора-дизайнера при организации предметно-пространственной среды города.
Основные выводы исследования
Обобщение результатов проведенного исследования в области дизайна городской среды позволяет сделать следующие выводы:
1. На рубеже ХХ и ХХI вв. в условиях постиндустриального общества обозначился переход индустриального дизайна в новое качество – производство предметов потребления вне индустриального направления с использованием новейших информационных технологий, с превалированием в объектах проектирования эмоциональной и эргономической составляющих, с высоким уровнем индивидуальности объектов дизайна. Дизайн в обществе информационных технологий вступил в новую стадию своего развития – постиндустриальную. Его отличительными признаками являются:
- миниатюризация предметов – объектов дизайна, когда «форма предмета перестает следовать строго за функцией», а начинает «следовать за эргономикой»;
- виртуальность – кибер-дизайн, бестелесный дизайн, при котором «форма предмета начинает терять свою материальность»;
- искусственный интеллект
предметов (»умные вещи») – окружающие
человека предметы все больше
превращаются из послушных «
- интерактивность –
Постиндустриальный дизайн принес с собой и новые формы синтеза как с различными видами проектно-художественной культуры (архитектурой, градостроительством, скульптурой и декоративно-прикладным искусством), нашедшим выражение в появлении таких новых художественно-стилевых течений, как «хай-тек», «арт-дизайн», «эл-арт», «кинетическое искусство», а также в рамках системы «человек-предмет», который кардинально меняет существовавшие до сих пор традиционные формы тактильно-визуального контакта человека с предметом; такой синтез происходит на различных уровнях – интеллектуальном, психоэмоциональном, биомеханическом.
2. Современное
3. В работе предлагается «эргоцентрическая модель предметного формообразования» в постиндустриальном дизайне, в основе которой лежит система «человек-предмет». Проектная модель представляет собой ряд иерархических уровней – взаимосвязанных и взаимопроникающих друг в друга предметных и пространственных «оболочек человека», обеспечивающих ему комфортные условия для функциональных процессов жизнедеятельности:
- «биомеханический уровень»
«диффузионного» и
- «уровень продолжительного
тактильного контакта»
- «уровень кратковременного
сенсорного контакта и
- «уровень зрительного
контакта» – предметно-
Пограничными областями «эргоцентрической модели» являются архитектурное пространство (верхняя граница) и область биогенного синтеза (нижняя граница).
Рассматривая предметно-пространственную среду как своеобразную систему оболочек, развивающихся от человека, эргоцентрическая проектная модель, таким образом, определяет принципиально новый системный подход к организации пространства на микроуровне (человек-предмет), с использованием иных, кардинально отличных от архитектурных, проектных принципов, основанных на философии постиндустриального дизайна
4. Одной из перспективных областей постиндустриального дизайна сегодня является дизайн города (городской дизайн), призванный обеспечить масштабную, информационно насыщенную, функционально и психологически комфортную предметно-пространственную среду для человека. Как самостоятельный вид проектно-художественной деятельности дизайн городской среды сформировался во второй половине ХХ века как особый вид синтеза дизайна с архитектурой, градостроительством, монументально-декоративным искусством, став своего рода феноменом двадцатого столетия. Он имеет свой обособленный объект проектной деятельности и арсенал исследовательских и проектных методов.
При этом от архитектуры и градостроительства городской дизайн перенял такие признаки и особенности и черты, как ансамблевость, стремление к уникальности общего композиционного решения, образность и художественную выразительность, контекстуализм. Методология и философия индустриального дизайна проявляются в использовании высокотехнологичных методов в производстве формирующих градостроительный партер элементов, методов эргономического проектирования, метода «фирменных стилей» и использование в формообразовании элементов предметного наполнения городской среды актуальных художественно-стилевых течений индустриального и постинду-стриального дизайна.