Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 22:35, реферат
Экономическая теория относится к числу общественных (социальных) наук и поэтому, как и другие общественные науки, имеет ряд особенностей по сравнению с естественными науками. Во-первых, экономическая теория имеет дело с действительностью людей, в то время как естественные науки изучают явления, процессы и законы, не опосредованные волей и сознанием людей. Во-вторых, экологическая теория прямо связана с экономическими интересами, политикой и идеологией.
Введение
1. Экономическая теория как наука
2. Актуальные проблемы развития экономической теории на современном этапе
2.1 Недостатки существующей концепции экономической теории
2.2 Реализация цивилизационного подхода в экономической теории
2.3 Переход от человека экономического к человеку творческому
2.4 Становление современного механизма функционирования и развития экономики
Заключение
Использованные источники
Индустриальная экономика
и общество - базис развития постиндустриального
общества. Они обеспечивают такой
уровень развития экономики, который
существенно изменяет условия жизни.
На этой основе создаются предпосылки
для всестороннего развития человека
как самоцели, развивается и расцветает
царство свободы. Эти положения
К. Маркса имеют принципиальное методологическое
значение. Они раскрывают диалектику
перерастания "царства необходимости"
в "царство свободы", индустриального
общества в постиндустриальное.
Вместе с тем
оказалось, что это процесс своеобразный,
существенно отличный от того, что
было известно истории. Одним из основных
принципов цивилизационного подхода
является секторный принцип, который
лежит в основе определения технологических
способов производства, закономерного
движения человечества по стадиям цивилизационного
прогресса. Становление индустриального
общества и его экономики происходит
путем создания и развития нового
сектора экономики - промышленности.
Машинная индустрия быстро стала
материально-технической
В отличие от индустриализации
как метода создания промышленного
сектора, информатизация экономики
и общества предполагает развитие сравнительно
небольшого информационного сектора
экономики, то есть производства информационного
оборудования, а главным путем
является проникновение информатизации
во все сферы производства, в сферу
услуг, особенно науку, образование
и т.д. Немецкие ученые, которые имеют
возможность анализировать
Немецкие авторы
показывают: отличие информации заключается
в том, что она проникает во
все сферы и отрасли экономики,
поэтому степень развития информационной
экономики определяют не по секторному
принципу, а по уровню информатизации
всей экономики. Проникновение информационных
технологий практически во все отрасли
экономики свидетельствует о
значительном развитии ее информатизации.
К тому же они играют возрастающую
роль и в обществе. Следовательно,
для оценки реальности новой экономики
необходимо учитывать не столько
рост сектора информационных технологий,
сколько информатизацию всей экономики
и общества. Немецкие авторы делают
вывод: "Тот, кто интерпретирует новую
экономику как сугубо секторное
явление, без сомнения, приуменьшает
ее значение. В традиционных экономических
сферах информационные блага становятся
все более важным фактором затрат,
возрастает содержание информации в
конечных продуктах". В соответствии
с этим немецкие авторы применили
метод определения удельного
веса обработки информации в общем
объеме всех видов экономической
деятельности. Расчеты показали что
связанная с этим деятельность работников
составляет около 43% всех ее видов. "До
сих пор, - пишут они, - заметны
лишь зародыши структуры новой экономики",
но этот длительный процесс обусловливает
"фундаментальный переворот в производственных
структурах народного хозяйства". Если
воспользоваться высказываниями К. Маркса,
то "царство необходимости", традиционная
индустриальная экономика еще долгое
время будут играть значительную роль,
особенно в таких странах, как Украина,
поэтому проблемы взаимодействия индустриального
и постиндустриального типов развития
будут актуальными.
Несмотря на то, что
проблемы становления и развития
нового общества разработаны на основе
исследования реальных процессов, в
нашей экономической литературе
имеют место толкования этих процессов
как таких, которые противоречат
реалиям. Особенно это касается экономики
и общества знаний. Так, один из авторов,
рассматривая концептуальные основы экономики
знаний, приходит к выводу, что "экономика
знаний сегодня становится базовой
и универсальной составляющей общей
экономики", "системообразующей
составляющей "новой экономики"".
Очевидно, автор признает существование
и "общей экономики", и ее базы,
то есть экономики знаний. Иначе
говоря, автор проводит секторный
принцип, который обоснованно отрицают
немецкие авторы, показывая, что тем
самым приуменьшается значение информационной
экономики, экономики знаний, проникающей
во все сферы не только экономики,
но и жизнедеятельности человека.
Недостатком указанного
подхода является то, что экономика
знаний сводится к науке и образованию.
"К экономике знаний относятся
три основные сферы:
1) НИОКР и инновации;
2) образование и
обучение, способствующие формированию
человеческого капитала;
3) информационно-
Опыт Украины - бесспорное
доказательство этого тезиса. Как
известно, она была индустриально
развитой страной, имела мощный научный
и образовательный потенциал. Длительный
и глубокий экономический кризис
обусловил огромный спад производства,
уменьшение занятости в науке
втрое, разрушение передовых отраслей.
Все это сделало ненужной большую
массу высококвалифицированных
рабочих и инженерно-
Раскрытие особенностей
становления информационной экономики
- основа для управления и направления
процессов информатизации, следовательно,
и для оценки продвижения страны
по этому пути.
Таким образом, реализация
цивилизационного подхода в экономической
теории поднимает ее на качественно
новый научно-теоретический, методологический
уровень. Превращение научно-
Вместо сравнительно
ограниченного рассмотрения экономики
как рыночной, присущей индустриальной
эпохе, экономическая теория раскрывает
основные черты информационного
постиндустриального общества, пути
и методы сочетания индустриального
и постиндустриального типов
развития, что составляет теоретическую
основу совершенствования
2.3 Переход от человека
экономического к человеку
Одной из определяющих
составляющих перехода к постиндустриальной
стадии цивилизации является перерастание
человека экономического (homo cconomicus) в
человека творческого (homo creator). При
всем различии античного, феодального
и буржуазного способов производства
их объединяет то, что это, по определению
К. Маркса, - "царство необходимости",
"эпоха экономической
Первоначальное накопление
капитала, когда сотни тысяч людей
лишались земли и других средств
производства, превращались в юридически
свободных, но экономически зависимых
людей, вынужденных продавать свою
рабочую силу, становиться наемными
работниками, отличалось насилием и
жестокостью, которые были характерными
чертами этого периода. Становление
машинной индустрии сопровождалось
превращением формального подчинения
человека капиталу в его реальное
подчинение. Машины в руках капитала
стали орудием формирования из производителей
товаров частичных рабочих, выполнявших
лишь отдельные операции, становившихся
придатком машины. А это означало
реальное подчинение труда капиталу.
Экономическая зависимость
Целесообразно воспроизвести
в памяти сложную и мучительную
историю потому, что в экономической
литературе обходят острые вопросы
истории и теории: существовала ли
эксплуатация, то есть отношения создания
и присвоения прибавочной стоимости?
Является ли научно обоснованной теория
трудовой стоимости? Существовала ли классовая
борьба?
Даже категорию
стоимости товара "рабочая сила"
обходят, будто бы она никогда
не существовала. Особенно этому способствует
распространение категории "человеческий
капитал", которая изображается внеисторической,
будто бы она всегда существовала.
Ее использование создает
Большинство этих авторов
исповедовали теорию "факторов производства
", отрицавшую эксплуатацию, доказывавшую,
что каждый фактор получает справедливое
вознаграждение. Им теория человеческого
капитала нужна как аргумент для
оправдания их позиции. Намного сложнее
с А. Смитом, основоположником классической
экономической теории, ядром когорой
является трудовая теория стоимости. В
соответствии с ней именно человек
создает стоимость, в том числе
- прибавочную, которую присваивает
капиталист. Поэтому, чтобы отнести
А. Смита к авторам теории человеческого
капитала, нужно хотя бы проанализировать
ее соотношение с трудовой теорией
стоимости.
Действительно, и
А. Смит и К. Маркс показали, что
совокупность знаний и умений человека,
его профессиональный и образовательный
уровень являются неличиной, которая
аккумулируется, накапливается и
принимает участие не в одном,
а во многих производственных циклах,
переносят свою стоимость на вновь
созданную продукцию частями, то
есть как основной капитал. "С
точки зрения непосредственного
процесса производства сбережение рабочего
времени можно рассматривать
как производство основного капитала,
причем этим основным капиталом является
сам человек" ". Я специально
привожу цитату из работы К. Маркса,
чтобы была очевидна несовместимость
взглядов не только К. Маркса, но и А
Смита с теорией человеческого
капитала. Из приведенной цитаты видно:
и К. Маркс, и А Смит полагали, что
функционирование человека в качестве
фактора производства в значительной
степени совпадает с движением
основного капитала. Но это вовсе
не означает, что они признавали
существование человеческого