Лекции по "Ландшафтному дизайну"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:21, курс лекций

Краткое описание

Еще каких-то пару десятков лет назад пределом мечтаний огородника были обширный огород, дающий добротный урожай овощей, склонившиеся под тяжестью плодов и ягод деревья c кустaрниками, здесь же скромная клумбочка c неизменным набором ромашек, флоксов, астр, пионов. Сегодня отношение людей и сам подход к ведению дачного, подсобного хозяйства несколько изменились. И причиной тому появившиеся в изобилии разнообразные специальные газеты, журналы, прекрасно изданные aльбомы, масса доступной литературы, интересные радио- и телепрограммы...

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекций по введению в специальность «ландшафтный дизайн».doc

— 716.50 Кб (Скачать файл)

Альпинарий (рокарий) - каменистый сад-горка, напоминающий горный рельеф с обнаженными скалами, причудливыми низкорослыми деревцами, кустарниками, нежными альпийскими цветами и прочими растениями, высаженными среди камней.

         Подпорная стенка - построенная на перепадах рельефа без использования связующего раствора широкая стенка, внутренняя часть которой заполнена посадочной смесью, в которую высаживают альпийские растения.

Осыпь - площадка между крупными валунами или край альпинария, усыпанный в основном мелкими камнями. Среди них – «петля» горных засухоустойчивых растений.

Камни-солитеры - крупные, живописные, напоминающие скалы в миниатюре. Прекрасно смотрятся в различных уголках сада: близ водоема, на полянах, на фоне деревьев и кустарников и т.д.

Приподнятая клумба - обложенное камнем возвышенное «сооружение» (от 0,5 до              1 м), заполненное изнутри почвой, где произрастают альпийские виды растений, в том числе и слегка сползающие со стен вниз.

Садик на известковом  туфе - достаточно крупные одиночные камни, в выдолбленных отверстиях которых после засыпки земли высаживают мелкие альпийские виды. Если позволяют размеры, в камне делают корытообразное углубление, превращая его в естественный контейнер. Декоративные растения, находящиеся в корытце, образуют миниатюрный садик.

Водные объекты

Пруд - небольшой искусственный водоем, созданный путем выкапывания или перегораживания плотиной русла речушки. Если позволяет рельеф, пруды можно устраивать каскадом, когда они цепочкой следуют друг за другом. Идеальное место для разведения рыб и водных растений.

Бассейн - искусственно созданный водоем открытого или закрытого типа, предназначенный в основном для купания. Его берега - место для создания красочных композиций из самых различных растений.

Мини-сооружения - любую подходящую емкость диаметром от 0,5 до 1,2 м легко приспособить под мини-прудик, разместив его как на уровне земли, так и несколько приподняв над ним (бочки, корыта, ванны). Украшением его станут одно-два водных растения и несколько небольших рыб.

Ручей - одно из главных украшений сада, если у него подходящий рельеф для создания искусственного русла. Его обрамляют камнями, влаголюбивыми растениями. Источник может стать самостоятельным объектом интересного дизайнерского решения.

Водопад - естественный или искусственный, требует подходящего перепада высот. Простейший вариант его - переливание самотеком массы воды по уступу сверху вниз. Место водопада облагораживают подходящими декоративными растениями.

Мостики - один из самых романтических элементов садовой архитектуры. Живописно завершают собой интересную перспективу, являются важнейшим элементом в создании пейзажных картин. Ровные и горбатые, украшенные решетками, скульптурами, в виде руин, иногда дополненные беседками, они дают дизайнеру абсолютную свободу творчества.

Фонтан - неотъемлемая часть украшения парков, поместий во все времена. Непременно увязывается с архитектурным обликом строения, близ которого сооружается. «Оформляются» в виде родников, изливающихся чаш, прозрачных колпаков, воронками, мощными устремленными струями и т.д.

 

ЛЕКЦИЯ V. Используемые дизайнерские приемы и методики при созда-  нии и оформлении сада.

 

Сад, будь то ухоженный участок, совсем маленький пятачок у дома или роскошная вилла, усадьба, представляет собой целостную объемно-пространственную композицию (лат. - составление, связь). Все ее «комплектующие» элементы - живые и неживые структурообразующие и ее заполняющие - должны быть взаимно увязаны друг с другом, и если это решение гармонично, удачно подобраны цветовое решение, освещение, то такая садовая композиция вызывает наше восхищение.

 

Ее создание требует определенных знаний, без которых грамотно разработать садовую композицию просто невозможно. Познакомимся с основными понятиями садового дизайна поближе.

 

 

Пространство

 

Уточним, что всякий преобразованный человеком уголок природы есть объемно-пространственная композиция, где плоскостные элементы (газон, дорожки, цветники) чередуются с объемными (деревья, строения, стриженая изгородь), образуя то открытые, то замкнутые пространства. Таким образом, элементами пространственных форм являются плоскости и объемы, которые обладают определенной конфигурацией.

Основные свойства пространствообразующихся форм

Геометрические - в структуре сада могут быть использованы объемные элементы (крона деревьев и кустарников различной формы), плоскостные (газоны, цветники, водоемы) или линейные (дорожки, бордюры, ограждения).

Величина - размерные показатели объекта большой - маленький, высокий - низкий и т. д.

Фактура - показатель внешнего вида садового элемента: крона - ажурная, плотная, повислая; дорожки - песчаные, каменные, дощатые и т. д.

Цвет, освещенность - характеристики, «рисующие» колористическое пространство сада. Речь о них пойдет отдельно.

Организация простнства

Виды пространств. Условно их подразделяют на открытые - незанятые посадками, строениями площади; полуоткрытые - окруженные с двух сторон высокими посадками, строениями и закрытые - полностью занятые посадками или постройками или окруженные ими со всех сторон. Чередование видов пространств в саду - один из самых выразительных приемов в разработке окружающего пространства.

Оптимальное их соотношение: две трети  площади свободного к одной трети  занятого.

Единство и взаимосвязь  пространство образующих элементов. Отдельная садовая композиция или ее конкретный объект не могут существовать сами по себе. Только когда отдельные части сада гармонично соотносятся друг с другом, они составляют цельный художественный образ. Обычно декоративная часть сада включает в себя одну-две главные композиции, определяющие его облик, и две-пять вспомогательных, им подчиненных. Для связывания их между собой существует множество приемов: подбор схожих растений, мощение дорожек, соответствующее цветовое решение и т. д.

Геометрические формы. Планирование основных элементов сада предпочтительней вести, используя хорошо узнаваемые геометрические формы: прямоугольники и квадраты (они как бы расширяют пространство ); окружности (они оттеняют строгие простые линии построек, вызывают любопытство, усложняют садовые композиции); треугольники (сосредоточивают внимание зрителя на конкретном объекте).

Горизонтали и вертикали. При разбивке сада необходимо правильно соотнести его составляющие по высоте и протяженности. При этом учитывают, что горизонтальные элементы (газон, цветник, водоем) придают пространству спокойствие, упорядоченность, а вертикальные (деревья, кустарники, строения) - подчеркивают движение, некоторую устремленность. Избыток вертикальных форм вносит в композицию определенный беспорядок.

Пропорциональность. Имеется в виду соразмерность, т. е. правильное соотношение частей композиции как по отношению друг к другу, так и со всей композицией в целом: сад к дому, газон к саду, цветник к газону. Пропорции в основном сводятся к так называемому золотому сечению, соотношению 3 х 5, 5 х 8 (сторона квадрата к его диагонали). Для установления соответствия в каждом проектируемом участке берется некая константа, точка отсчета, чаще всего размер дома (3х3, 6х6 м). После чего на вычерченной сетке в пропорции размещаются все элементы сада. Важно подчеркнуть, что принцип пропорциональности распространяется на все элементы сада без исключений.

Упорядоченность. Ритм, повтор - явления, характерные для живой природы. Это смена времен года, дня и ночи и многое другое. Применимы они и к ландшафтному дизайну, где их подразделяют на простые и сложные. Простые проявляются в одинаковости цвета, форм, деревьев, камней и т. д., отчетливо наблюдающихся в садах регулярного, геометрического стиля. Сложные предполагают череду уже целых групп объектов, расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Подобный ритм типичен для садов пейзажного стиля.

Психологи установили, что смена  видов в саду должна происходить  не реже, чем через каждые 20-30 м. Но это в больших садах, а в совсем маленьких частые повторы, монотонные прямые линии, так же как и обширные плоские поверхности, нежелательны. Следует добавить, что использование повторяющихся приемов позволяет сделать садовую компазицию более динамичной.

Симметрия и асимметрия. Симметрия сада заключается в одинаковости планирования его правой и левой частей относительно оси симметрии, называемой планировочной осью. Симметричные композиции обладают устойчивым внутренним равновесием, гармонией. Симметрия стала основным принципом в планировке регулярных парков.

Ощущение равновесия и соразмерности  частей сада по отношению друг к другу может быть создано иллюзорно за счет сосредоточения внимания зрителя на необычных объектах, привлекающих цветом, яркостью, формой, изгибами, повторами и т. д. даже при отсутствии строгой симметрии.

Классическим примером асимметрии является пейзажный стиль. Он олицетворяет собой свободу, естественность самой  природы.

Масштаб. Планируемые в саду объекты должны быть соразмерны человеку, чтобы он чувствовал себя комфортно и мог наслаждаться в полной мере созданной им красотой. Отсюда вытекают оптимальные размеры основных элементов сада. Часть из них была приведена в предыдущих разделах.

Контраст, нюанс, сходство. 3аконы зрительного восприятия человека таковы, что объемно-пространственные композиции осмысляются через сходство, контраст или нюансы их составляющих элементов. С контрастом может быть названо резкое отличие друг от друга расположенных рядом форм (конус - шар), цвета (темный - светлый), свойств (высокий - низкий) и т. д.

Нюанс, напротив, означает тонкий переход, незначительное различие между сравниваемыми объектами. Прием рассчитан на внимательного наблюдателя.

Сходство достигается обычно объединением аналогичных или чуть отличающихся друг от друга элементов. Такие композиции дают в целом ощущение покоя. Однако слишком частое их применение может вызывать ощущение однообразия. Злоупотребление контрастами, наоборот, вносит беспокойство и сумбур.

Доминанты (фокусные точки). Необходимы в каждом саду, поскольку помогают привлечь внимание к отдельным его частям, отвлекают от менее значимых, неухоженных. Имеют решающее значение в создании садовой композиции. Типичный набор доминант: вазы с цветами, скульптура, отдельные камни или их группы, садовая мебель, светильники, водные элементы и другие.

Рельеф местности, повышенные и пониженные участки. Моделируя участок, в первую очередь учитывают существующий рельеф местности. Не учитывать его при размещении элементов сада просто невозможно. Выпуклая поверхность обладает свойством как бы выталкивать объект. Вогнутая, наоборот, притягивает. Следовательно, высокие объекты, размещенные на возвышенных местах, становятся еще выше. Скульптуру, украшения обычно помещают на пониженных участках, поскольку здесь они лучше всего обозримы. Возвышенные места абсолютно не подходят для размещения мест отдыха и групп растений.

 

Геопластика. В практике садового зодчества часто прибегают к приемам дополнительной пластической обработки рельефа. Они позволяют сделать его более эффектным.

Имеющийся рельеф можно просто доработать, сделать его более выразительными, с плавным или, наоборот, резко  очерченным профилем. Создавая холмы, валы, террасы на изначально плоском участке, получают искусственные рельефы, которые основательно закрепляют насыпными откосами, засеянными травой, подпорными стенками и т. п. Насыпные холмы в русских усадьбах XVIII-XIX веков служили видовыми точками, под ними размещали гроты, погреба, иные сооружения.

Иллюзорность пространства. Сделать садовую композицию более впечатляющей несложно, прибегнув к «обману» глаз. Приемы самые различные: игра с цветом, перспективой, различными ассоциациями и т. д. Для иллюзорного увеличения пространства можно использовать насыщенный рисунок разнообразных линий прямых, волнистых, изгибающихся, ломающихся под острым углом.

На гладкой стене можно нарисовать калитку, картину, пейзаж. Можно просто встроить в стену кирпичную арку, кованую дверцу. Изредка на стене  вешают зеркала, и отражение в  них также иллюзорно расширяет границы сада.

 

Перспектива

 

Красота сада заключается не только в гармоничном заполнении его пространства, но и в его видимой, вполне ощутимой глубине. Это впечатление развивающегося в глубину пространства строится по своим законам, открытым мастерами эпохи Возрождения, которые точно обосновали эти законы с математической точки зрения и дали им название перспективы (лат. - ясно вижу). Суть законов перспективы сводится к зрительному уменьшению предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Аспекты перспективы

Линейный аспект - с увеличением расстояния от зрителя до объекта размеры и форма этого объекта уменьшаются. При этом небольшие предметы переднего плана могут казаться больше высоких, но расположенных дальше.

Воздушный аспект - степень яркости, четкость предметов зависят от степени их приближенность к наблюдателю.

Цветовой аспект - цветовая гамма, ее чистота тона, насыщенность зависят от степени удаленности рассматриваемого объекта.

Основные понятия

План - его образуют предметы, расположенные в одной плоскости на равном удалении от наблюдателя, своего рода нарисованный театральный сценический «задник». Наличие нескольких зрительно выделяемых планов (переднего, среднего, заднего) способствует зрительному увеличению глубины пространства что учитывается при разработке дизайн проектов.

Информация о работе Лекции по "Ландшафтному дизайну"