Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 01:27, реферат
Развитие научных основ технического творчества, разработ-
ка методик активизации творческого процесса, обучение основам
творчества, создание в научных, проектно-конструкторских и
технологических организациях, на предприятиях и в вузах бла-
гоприятных условий для творчества стало в настоящее время
настоятельной необходимостью.
Ускорение научно-технического прогресса экстенсивными ме-
тодами - путем роста численности кадров научных работников и
научно-вспомогательного персонала не может отвечать целям се-
годняшнего дня. Чтобы ускорить процесс получения новых знаний,
создания высокоэффективной техники на базе изобретений необхо-
димо иметь средства для активизации творческого мышления. Спе-
цифичность этих средств связана с тем, что "логика научного
открытия (изобретения) далека от логики формальной, а обстоя-
тельства, сопутствующие прорыву на более высокую ступень поз-
нания, далеко не всегда соответствуют важности момента.
ВВЕДЕНИЕ ............................................ 3
1. ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСТВА
1.1. Техническое творчество и его сущность .............
1.2. Многоуровневость творчества .......................
1.3. Модель технологии живого творчества ...............
2. ЭВРИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ТВОРЧЕСТВА
2.1. Эвристика и техническое творчество ................
2.2. Эвристические приемы активизации
творческого мышления ...................
3. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций ............
Список использованной литературы ...................
Комбинации составляются из двух элементов путем попытки
объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с каждым
случайным объектом.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Составление перечня признаков случайных
объектов.
Определяются признаки случайно выбранных объектов с воз-
можно большим количеством призников в течение ограниченного
времени (2-3 мин.). Успех поиска в значительной мере зависит
от широты охвата признаков случайных объектов, поэтому це-
лесообразно перечислять как основные, так и второстепенные
признаки. Для удобства составляется таблица признаков, в одном
столбце которой указаны по порядку случайные объекты, а в дру-
гом (напротив) - признаки этих случайных объектов.
ПЯТЫЙ ШАГ. Генерирование идей путем поочередного присое-
динения к техническому объекту и его синонимам признаков слу-
чайно выбранных объектов.
ШЕСТОЙ
ШАГ. Генерирование гирлянд
Поочередно
из признаков случайных
четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для
каждого из отдельных признаков они могут быть практически не-
ограниченной длинны, поэтому генерирование следует ограничить
по времени или количеству элементов гирлянды.
Если
генерирование гирлянд
тивно, то каждый член коллектива занимается этим самостоятель-
но.
СЕДЬМОЙ ШАГ. Генерирование новых идей.
К элементам гирлянд синонимов технического объекта пыта-
ются присоединить элементы гирлянд ассоциаций.
ВОСЬМОЙ ШАГ. Выбор альтернативы.
На этом шаге решается вопрос - продолжать генерирование
гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных
идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно
продолжить создание гирлянд ассоциаций, начиная с какого-ни-
будь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге и
действуя подобным же образом.
ДЕВЯТЫЙ ШАГ. Оценка и выбор рациональных вариантов идей.
Среди множества нерациональных, тривиальных и даже неле-
пых идей, как правило, всегда находятся оригинальные и рацио-
нальные. Если в течение короткого времени можно найти несколь-
ко десятков вариантов решения, то вполне удовлетворит положе-
ние, при котором хотябы 5-6 вариантов окажутся рациональными.
ДЕСЯТЫЙ ШАГ. Выбор оптимального варианта.
╔═════════════════════════════
║ ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ГИРЛЯНД ║
╚═════════════════════════════
Для демонстрации метода гирлянд поставим перед собой за-
дачу расширение ассортимента часового завода, поэтому возьмем
для модернизации такой объект как часы.
1. На первом шаге мы получим гирлянду синонимов слова
часы: часы - будильник - секундомер - хронометр.
2. На втором шаге выберем пять случайных объекта, исполь-
зуя для этого орфографический словарь и генератор случайных
чисел. Генератор чисел выдает группу из трех чисел, определяю-
щих страницу, номер столбца и номер слова в столбце. При про-
ведении эксперимента получилась следующая пятерка слов:
кассета (82,2,17), подснежник (131,2,18), транспарант
(173,1,8), постель (136,1,23), войлок (51,1,27).
3.
На третем шаге получаем
и случайных объектов: часы с кассетой, часы с подснежником,
часы на транспоранте, часы в постеле, часы в войлоке, будиль-
ник с кассетой, будильник для постели, будильник с войлоком,
секундомер с кассетой и т.д.
4. На четвертом шаге получим таблицу случайных объектов и
их признаков:
╔════════════════╦════════════
║CЛУЧАЙНЫЙ ОБЪЕКТ║ ПРИЗНАКИ ║
╠════════════════╬════════════
║ Кассета ║ Пластмассовая, хрупкая, музыкальная. ║
╟────────────────╫────────────
║ Подснежник ║ Голубой, маленький, пахучий. ║
╟────────────────╫────────────
║ Транспарант ║ Большой, тяжелый, красочный. ║
╟────────────────╫────────────
║ Постель ║ Чистая, мягкая, теплая, широкая. ║
╟────────────────╫────────────
║ Войлок ║ Плотный, колючий, теплый. ║
╚════════════════╩════════════
5.
Комбинируя модернизируемый
признаками случайных объектов получаем: пластмассовые ч сы,
хрупкий будильник, голубые часы, музыкальные часы, мален кие
часы, будильник с запахом, большие часы, тяжелый будиль ик,
красочный секундомер чистые часы, мягкий будильник, теплые
часы, широкий секунломер, теплый секундомер, плотные часы, ко-
лючий будильник и т.д.
6.
На данном шаге будем
ассоциаций основой которых будут признаки случайных объектов:
╔═══════════════╦═════════════
║ ПРИЗНАК ║ Г И Р Л Я Н Д А А С С О Ц И А Ц И Й ║
╠═══════════════╬═════════════
║ Пластмассовый ║ Пластмасса - ручка - бумага - огонь ║
╟───────────────╫─────────────
║ Хрупкий ║ Стекло - стакан - вода - дождь ║
╟───────────────╫─────────────
║ Голубой ║ Небо - солнце - лето - жара ║
╟───────────────╫─────────────
║ Пахучий ║ Духи - женщины - цветы - весна ║
╟───────────────╫─────────────
║ Тяжелый ║ Гиря - спорт - соревнования - призы ║
╟───────────────╫─────────────
║ Красочный ║ Журнал - компьютер - дискеты - программы ║
╚═══════════════╩═════════════
7.
Синтезируя гирлянду
емого предмета получим следующие комбинации: часы в ручке, ог-
ненные часы, стеклянные часы, водные часы, солнечные часы,
часы в духах, женские часы, цветные часы, спортивные часы,
призовые часы, стеклянный будильник, водный будильник, призо-
вой будильник, водный секундомер, компьютерный секундомер.
8. На данном шаге мы решаем не продолжать процесс генери-
рования идей т.к. их уже достаточно.
9. Выбирая из множества идей только рациональные и отсеи-
вая те решения, которые уже воплащены в жизнь (будильник с
кассетой, часы с музыкой, женские часы, подводные часы, спор-
тивные часы, часы в ручке и т.д.), получим следующие комбина-
ции:
Будильник с запахом, часы в духах, солнечные часы, теплые
часы, стеклянные часы, призовые часы, компьютерный секундомер.
10. На последнем этапе выбор решений должны производить
представители "производства", но на мой взгляд наиболее инте-
ресным решением является будильник с запахом и часы в духах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
1. Столяров А.М. Эвристические приемы и методы активиза-
ции творческого мышления. - М: ВНИИПИ, 1988.
2. Столяров А.М. Методологические основы изобретательско-
го творчества. - М: ВНИИПИ, 1989.
3. Альтшуллер Г.С.