Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 23:23, реферат
Значение творчества Ле Корбюзье, крупнейшего теоретика и мастера, воплощавшего свои новаторские идеи языком зодчего, художника и литератора, четкость его формулировок, броских, как агитационные плакаты, острота композиционных замыслов давно признаны советскими архитекторами. Творческий путь Корбюзье как мыслителя и художника знаменуется переходом от лозунга конструктивизма — виллы в Гарше — к сложному сочетанию идей Марсельской жилой единицы и комплекса Чандигарха.
Модулор Ле Корбюзье, его значение и перспективы практического применения
Значение творчества
Ле Корбюзье, крупнейшего теоретика
и мастера, воплощавшего свои новаторские
идеи языком зодчего, художника и
литератора, четкость его формулировок,
броских, как агитационные плакаты,
острота композиционных замыслов давно
признаны советскими архитекторами. Творческий
путь Корбюзье как мыслителя и
художника знаменуется
Двадцати трех лет в 1910 году Ле Корбюзье (тогда еще молодой художник-самоучка Шарль Эдуард Жаннере) «... нарисовал фасад дома, который собирались построить. Перед ним встал мучительный, повергший его в смятение вопрос: какова же та закономерность, которая все определяет, связывает все воедино?...»
Начав с такого рода сомнений, известных каждому архитектору и исследователю архитектуры, Корбюзье приступает к поиску, результаты и история которого изложены в публикуемой книге. Для понимания особенностей работы над Модулором следует подчеркнуть, что Корбюзье-новатор отнюдь не был ниспровергателем архитектурных ценностей прошлого. Сама постановка им вопроса об архитектуре как об «искусстве сооружать дома, дворцы и храмы, строить корабли, автомобили, железнодорожные вагоны и самолеты», а также создавать оборудование зданий, оформлять книги и журналы (полиграфическое искусство) перекликается с широким определением архитектуры у Витрувия. Книга «Модулор» изобилует ссылками на произведения прошлого, данными обмеров архитектурных памятников. В отношении системы пропорций Корбюзье все же несколько недооценивает историю. Он говорит о наличии определенных правил, которым подчинялось строительство Парфенона, храмов, готических соборов, но упоминает лишь правила применения мер, связанных с размерами человека, — локтя, фута, пяди.
Известно, однако, что
в прошлом существовали развитые
системы пропорций в
Исторические каноны
потеряли свое значение, и потому, по
словам Р. Витковера, как бы не относиться
к Модулору, это, конечно, первая логически
обобщенная система, созданная со времени
падения старых систем; она, кроме
того, отражает современный образ
мыслей и является свидетельством неразрывной
связи с унаследованными
•
Книга «Модулор» отнюдь не научный трактат. Это, скорее, мемуары автора, увлекательная история его работы над пропорциями, переплетающаяся с мыслями об архитектуре, беседами с друзьями и спора¬ми с противниками. Поэтому для того, чтобы понять и оценить главную идею Модулора, нужно прежде всего проследить основные этапы ее развития. Поиск сначала в 1909—1910 гг. ведется почти ощупью. Внимание Корбюзье «...привлек снимок микеланджеловского Капитолия в Риме... Внезапно его осенила мысль: быть может, вся композиция подчинена прямому углу и вписанные прямые углы определяют построение?» Он находит подтверждение применению геометрии в искусстве, анализируя живопись Сезанна, изучая «Историю архитектуры» Шуази. Отныне, и особенно с 1918 г., геометрическое построение, чертеж-регулятор (Le trace regulareur) сопутствует всему творчеству мастера, возникая на фасадах вилл и живописных полотнах.
Одновременно зреет мысль о внесении человеческого масштаба в абстрактное геометрическое построение — человек с поднятой рукой определяет высоту жилых помещений 2,10—2,20 м, принятую «…во всех гармоничных произведениях как народных зодчих, так и профессиональных архитекторов», высоту комфортабельных кают экспрессов и океанских пакетботов.
Приемы геометрического построения и человеческий масштаб объединяются в 1943 г. в задании, данном Корбюзье одному из своих помощников: «Возьмите фигуру человека с поднятой рукой высотой 2 м 20 см; расположите ее в двух поставленных друг на друга квадратах; впишите в эти два квадрата третий, который должен дать Вам решение. Место вершины вписанного прямого угла поможет Вам расположить третий квадрат».
Первые схемы, выполненные в соответствии с этой рабочей гипотезой будущего Модулора Ханнингом и Элизой Майяр, не дали еще точного решения. Авторы располагают третий квадрат по оси вершины вписанного прямого угла, но смещают его с оси исходного прямоугольника. В действрттельности, как впоследствии признал сам Корбюзье (в письме к Дюфо де Кодерану в 1950 г.), вершина прямого угла делит стороны прямоугольника, составленного из двух квадратов, точно пополам.
Первые геометрические
построения приобрели все же существенное
значение для дальнейшего развития
идеи. В 1945 г. декан факультета Сорбонны
обратил внимание Ле Корбюзье, что
эти построения ведут к широкому
применению золотого сечения. Основываясь
на золотом сечении и
* Ряд
чисел 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34. 55, 89, 144, 233, 377
..., каждое из которых, начиная
с 2, является суммой двух
Так рождается система пропорциональных величин — Модулор, название которого, найденное в 1945 г., слилось воедино с эмблемой — изображением гипертрофированной мускулистой мужской фигуры с поднятой рукой; фигура человека сопровождается переплетающимися спиралями «красного» и «синего» ряда размеров, возрастающих в пропорции золотого сечения.
Основа «красного ряда» — условный рост человека. Первое членение, уменьшающее исходную величину в золотом сечении, определяет сторону квадрата, удвоение которого соответствует высоте человека с поднятой рукой и дает начало «синему ряду» размеров.
Условный рост человека, принятый первоначально в 175 см, был затем увеличен до 182,8 см = 6 футов, что создавало возможность выражать все членения Модулора как в сантиметрах, так и в дюймах. Высота фигуры с поднятой рукой составила при этом высоту 226 см (89 дюймов).
Окончательные результаты
сведены в таблицу (стр. 66), из которой
видно, что величины синего ряда, например
... 3,66; 2,26; 1,40; 0,86; 0,53 м..., являются по построению
удвоением соответствующих
Некоторые другие закономерности,
присущие числам Модулора, выявлены математиком
Андреасом Шпейзером и
Найденная система
корректирует первоначальные приближенные
геометрические построения, новая, изящная
и на этот раз точная интерпретация
которых создается в 1948 г. молодыми
помощниками Корбюзье архитекторами
Серральта и Мезонье. Задание, сформулированное
в 1943 г., выполнено, но с некоторыми поправками.
Исходный размер, равный росту человека
с поднятой рукой, принят в 2,26 м вместо
2,20 м. Ему соответствует
Тот же прямой угол
отсекает на сторонах третьего квадрата
точки, через которые проводится
наклонная прямая, определяющая с
помощью построения серии подобных
прямоугольных треугольников
Корбюзье, отнюдь, не был математиком и скрупулезно упоминает творческий вклад каждого, кто участвовал в математической стороне работы над Модулором или помогал своим советом. Говоря о том, что в школе он плохо, с отвращением решал задачи, Корбюзье пишет: «... с каждым днем, при всей своей наивности, я все более убеждался в том, что мое искусство подчинено определенным закономерностям. Я с удовольствием признал наличие этих правил, стал к ним относиться почтительнее...»
Глава первой части Модулора-1 «Математические основы» звучит, как гимн: «Математика — это основное средство, созданное человеком для познания вселенной ... божественный мир, где хранятся ключи к познанию величия мироздания. Эти двери ведут в мир чудес... Он оказался в мире чисел... яркость света почти непереносима...»
Иногда Корбюзье
увлекается, предлагая, например так
же, как Ж. Дейер, использовать Модулор
для выражения космических
Не обожествляя математику, но подчеркивая значение математических закономерностей при решении конкретных практических задач, Корбюзье говорит, что речь идет лишь «об инструменте, именуемом Модулором, лежащем на чертежном столе рядом с карандашом, рейсшиной и угольником» и «Модулор — это рабочий инструмент, целый диапазон числовых размеров, которыми можно пользоваться для проектирования... изделий массового промышленного производства, а также для обеспечения единства крупных архитектурных сооружений». Первый крупный эксперимент по применению Модулора проводится Корбюзье в 1946—1950 гг. в процессе проектирования и строительства марсельского дома-комплекса («Марсельская жилая единица»). Сетка колонн, ширина помещений, элементы встроенного оборудования, даже сложная композиция объемов на плоской крыше марсельского дома рассчитаны по Модулору. Но более всего пропорции Модулора ощущаются в композиции фасада, непосредственно воспринимаемой глазом.
Шаг колонн 419 см составлен из двух размеров по синему ряду — расстояния в чистоте 366 см и толщины конструкции 53 см. Высота помещений 226 см и толщина перекрытия 33 см (высота этажа 259 см) также соответствуют синему ряду. Из этих приведенных автором размеров следует, что основная сетка фасада как в чистоте между конструкциями 366 х 226 см, так и в осях 419 х 259 отвечает пропорции золотого сечения. Основная сетка получает дополнительные членения по вертикали, казалось бы, сложный ритм которых достигается лишь тремя размерами по красному ряду; один из этих размеров, равный половине высоты этажа 113 см, членится в золотом сечении на 70 и 43 см.
В результате возникает
характерная система —
Ритм членения плоскости,
охватываемой взглядом, является, пожалуй,
наиболее ярким проявлением возможностей
Модулора как инструмента для
гармонизации пропорций. Это относится
к фасаду марсельского дома и к
композиции стенок-оград в вестибюлях
и холлах, компонуемых из различных
сочетаний пяти типов модульных
элементов, а также к плоскостям
остекления и рисункам декоративных
ковров на стенах Дворца правосудия в
Чандигархе. Здесь происходит «игра
плоскостных панно» (Le jeux de panneaux), объясненная
в конце первой книги «Модулор-1»,
складывание мозаики из модульных
элементов. Таблицы рисунков, скомпонованных
Корбюзье и сотрудниками его мастерской
на ул. Севр, 35, показывают практически
бесконечное разнообразие возможностей
заполнения плоскостей с подбором различных
сочетаний элементов по Модулору,
а затем с различными перестановками
выбранных элементов. Игра развертывается
вширь путем варьирования формы
и размеров заполняемых плоскостей,
каждый из которых может дать начало
новым сериям сочетаний и перестановок.
Далее следуют столь же широкие
возможности варьирования фактуры
и цвета. Игра плоскостных панно
заметна при первом взгляде на
фасады, витражи, декоративные панно
Корбюзье, в которых при всей их
упорядоченности ощущается
К лучшим примерам
относятся настенные ковры
* Все
размеры рассчитаны по синему
ряду Модулора, но два из них
являются производными и
Композиция рисунка
ковров в известной мере подчинена
их структуре, но обладает значительной
свободой. Границы цветовых плоскостей
иногда совпадают с членением
плоскости на элементы — панно, а
иногда перерезают их, членят вновь
на основе чисел Модулора. Детали рисунка
дополняются квадратными и
Информация о работе Модулор Ле Корбюзье, его значение и перспективы практического применения