Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 08:43, реферат
Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.
Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса начала века - одну «из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка.
Введение
«Неорусский стиль» в России в конце XIX- начале XX.
2.1.Определение стиля
2.2. Рyсский север в произведениях неорyсского стиля
Село Талашкино:
3.1.Краткое описание Талашкино
3.2.Строительство мyзея в Смоленске
3.3.Талашкинская коллекция народного искусства
3.3.1. Смоленская вышивка, традиционная одежда
3.3.2. Коллекция тканей и крyжева
3.3.3. Коллекция серебра, меди, олова
3.3.4. Изделия из дерева
3.3.5. Набойные доски
3.3.6. Памятники западноевропейского прикладного искyсства
3.4. Талашкинские хyдожественные мастерские
4. Абрамцевский крyжок:
4.1. Формирование крyжка
4.2. Живописное и графическое творчество участников кружка
4.3. Столярная мастерская и коллекция народного искусства
4.4. Керамическая мастерская. Майолика М.А.Врyбеля
5. Заключение
Исполнение значительной части мебели в его доме напрямую следует древнерусским образцам, повторяя стародавние пропорции, конструкции, элементы декора. Такова, например, скамья с переметом (перекидная скамья, или перевертыш) - одно из украшений столовой дома Васнецова. Скамья повторяет древнерусские образцы XVI века. В ее конструкции нет металлических гвоздей, только деревянные нагели. Декор составляют сквозная резьба спинки и резные стамы. Их орнаменты напоминают наше родное кружево и вышивку. Форме скамьи и характеру резьбы вторят несколько вариантов монастырских кресел, также довольно точно повторяющих древние образцы, но отличающиеся еще более сложным и утонченным характером резьбы. Благодаря предметам мебели каждая комната становится завершенным художественным ансамблем, в котором подлинность звучания древнерусских традиций проявляется и в укладе жизни, и в исторических, сказочных картинах Васнецова, и в мельчайших деталях убранства.
На основе образцов мебели Древней Руси художник создавал и индивидуальные решения: сохранял древние формы, но изменял характер резьбы, делая его более изящным и нарядным, вводил цвет. В результате возникали авторские произведения, первоисточник которых все же ясно прочитывался. Так решены и небольшие подвесные шкафы, и рама зеркала в гостиной, в витиеватой резьбе которых проявляется преломление через индивидуальное видение художником древних традиций, его поиск воплощения стародавнего языка в современности. Линейный ритм, движение стилизованных растительных орнаментов вторит северным росписям мебели XVIII-XIX веков.
О расцвете неорусского стиля позволяет судить художественный почерк Виктора Васнецова. Резная расписанная образница в гостиной стилизована в виде храма, а ее решение вторит проекту часовни при Спасской церкви в Абрамцево. Подобны элементы орнамента, их колорит, плавный круглящийся линейный ритм, формы главок. Проект часовни разработан в 1891 году, рисунок образницы сделан примерно во второй половине 1890-х годов. Образница в доме художника стала отголоском знаменитого храма. Единство решений говорит о зрелости манеры художника. . В проектах мебели художник отталкивался и от архитектуры теремов, палат, храмов.
Виктору Михайловичу удалось постичь законы искусства старины, следовать мышлению древнерусских мастеров, достичь единства звучания искусства прошлого и современности. Многие предметы мебели гостями художника справедливо были названы сказочными, хотя их формы и декор вторили элементам древнерусской архитектуры, росписи, резьбы, орнаментам майолики, черни. Васнецов не копировал, но, понимая суть древнерусского искусства, выражал ее в сказочных образах. Таким образом, при многообразии художественных решений мебели Васнецова ясна их общая направленность: переработка старинных традиций, воспринятая художником прежде всего через Русский Север.
Отчасти именно этим объясняются убедительность и узнаваемость его работ. И в народном искусстве далеких столетий была та же цельность, потому и поражает нас искусство Васнецова своей подлинностью и красотой, новой и знакомой одновременно.
Его индивидуальный стиль приобрел общерусский характер.
3.Село Талашкино.
3.1. Краткое описание Талашкино.
Талашкино — историко-художественный заповедник, известный художественный центр на Смоленщине, тесно связанный с развитием русского искусства конца XIX — начала XX века.
Здесь бывали и работали выдающиеся деятели отечественной культуры: И. Е. Репин, К. А. Коровин, М. А. Врубель, Н. К. Рерих, С. В. Малютин и многие другие.
Значительно пострадавшая в годы Великой Отечественной войны, усадьба не сохранила до настоящего времени своего первоначального облика. Однако это не уменьшает значимости Талашкина в истории русского искусства.
Талашкино, наравне с Абрамцевым, было самым известным и значительным пунктом дореволюционной России, где ряд русских художников с большим успехом работал над возрождением народного русского искусства. Академик И. Э. Грабарь обратился к советским партийным органам с предложением увековечить значение художественного центра Талашкино в истории русского искусства. И это имело положительный результат.
Решением исполкома Смоленского областного Совета депутатов трудящихся от 9 августа 1946 года Талашкино объявлено историко-художественным заповедником. На его территории определена охранная зона.
Талашкино действительно на протяжении почти четверти века (с 1893 по 1914 год) являлось крупным художественным центром России. Оно сыграло значительную роль в возрождении и развитии основных направлений русского прикладного
искусства, в становлении неорусского стиля. Анализ искусства рубежа веков невозможен без Талашкина.
С этим центром связано начало смоленского музея, здесь была собрана одна из лучших в России коллекций русского народного искусства. В Талашкине художники создали немало значительных произведений. Большое внимание уделялось музыке, был создан театр, организован балалаечный оркестр, здесь композитор И. Ф. Стравинский начинал работу над балетом «Весна священная».
Культурный масштаб центра широк. О популярности его в культурно-художественной жизни начала века свидетельствуют многочисленные материалы в отечественной и зарубежной печати. Но позже на многие годы Талашкино осталось в забвении. Акцентировали внимание в основном на Абрамцеве. Постепенно сложилось представление, нашедшее отражение в искусствоведческой литературе, что Талашкино — это лишь художественные мастерские, в то время как структура его гораздо сложнее.
Талашкино расположено в 18 километрах от Смоленска по дороге в город Рославль. Это старинная смоленская усадьба.
В XIX веке усадьба принадлежала некоему дворянину Шупинскому. Затем усадьба перешла к дочери Шупинского, в замужестве княгине Е. К. Свято-полк-Четвертинской. В 1893 году имение приобретают Тени-шевы. С этого момента оно преображается. Внешне все остается скромно. Бережно охраняется парк. Вокруг него появляется деревянная ограда с резными воротами, выполненными по эскизам художников. Тенишевы были богаты, но, занятые научной и художественной деятельностью, не стремились к показной роскоши. Одноэтажный деревянный, на кирпичном подклете, увитый диким виноградом господский дом терялся в зелени парка. Комнаты были заполнены акварелями, картинами, скульптурой, майоликой.
Так как в Талашкино часто приезжали музыканты, то более удобно была переделана музыкальная гостиная. В ней Репин выполнил несколько набросков.
Вскоре в Талашкине появился театр, перестроенный из старого флигеля и украшенный резьбой С. В. Малютина. Невдалеке в простых деревянных строениях разместились художественные мастерские: вышивальная, резная, гончарная, эмальерная. Сюда же в Талашкино свозились художественные предметы для будущего музея старины.
М. К. Тенишева в Талашкине старалась создать нечто необыкновенное по тем временам и условиям. Как бы ни складывались ее взаимоотношения с художниками, в Талашкине всегда было много гостей, всегда ощущалась творческая атмосфера.
М. К. Тенишева, организатор талашкинского художественного центра, сыграла большую роль в русском искусстве конца XIX — начала XX века.
В 1890-е годы Тенишева собрала уникальную коллекцию русской и западноевропейской графики, которая показала исключительную зрелость новых сил, вступивших в искусство в конце XIX века. Ценность этой коллекции определяется и
тем, что рисунок и даже акварель еще не были предметом широкого собирательства и только после тенишевского опыта в России стали коллекционировать графику.
Все в Талашкине было подчинено одной цели — сберечь русскую красоту, продлить ей жизнь. Здесь перекидывало мостик, казалось бы, между очень дальними берегами. Н. К. Рерих, возвратившись с археологических раскопок близ Талашкина, тут же принимался за писание декораций и костюмов для балета «Весна священная». Приходили в Талашкино с почтой свежие газеты и журналы, тут же все собирались в гостиной обсудить интересную статью, новое имя. Иногда устраивали совместные выезды в Смоленск полюбоваться памятниками старины, крепостной стеной.
3.2. Строительство мyзея в Смоленске.
В 1903 году М. К. Тенишева начинает строить в Смоленске здание для музея, так как ей хотелось сделать свои коллекции общедоступными. Проект музея разработал С. В. Малютин.
Музей в Смоленске, названный «Русская старина», открылся в 1905 году. Когда смоленский музей был передан городу, его стали называть единственным в России «общедоступным музеем» русского декоративно-прикладного искусства.
В Талашкине решались многие принципиально важные вопросы издания журнала «Мир искусства».Талашкино «плодотворно работало и плодотворно жило». Благодаря этому русское изобразительное искусство обогатилось незабываемыми произведениями.
3.3. Талашкинская коллекция народного искусства.
Основоположниками ucкyсства были гончары, кузнецы златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, peзчики по дереву и кости, оружей пики, маляры, портные и портнихи и вообще ремесленники люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза наполняют музеи.
Талашкинская коллекция народного искусства занимала ведущее место в России. Собрания П. И. Щукина (Москва) и М. К. Тенишевой (Смоленск), послужившие бесценными вкладами в русские государственные музеи, являются наиболее крупными и полными достижениями в этой области. Внимание, средства и энергия этих двух коллекционеров были направлены главным образом на собирание памятников бытового народного искусства во всех областях его проявления В их собрания притекали вещи очень ценные, редкие и типичные, свозимые перекупщиками с разных уголков России»
Не только собрать уникальные памятники народного искусства, сохранить их, но и изучить, опубликовать — такова цель музея народного искусства.
В Талашкине, таким образом, была разработана широкая программа сохранения и изучения народного искусства, беспрецедентная для того времени. За повседневным ремеслом смоленских крестьянок было угадано непреходящее художественное творчество народа.
Первым наставником Тенишевой был археолог и историк профессор В. И. Сизов, проводивший тогда археологически раскопки на Смоленщине и нередко бывавший в Талашкине. Материалы археологических раскопок положили начало талашкинской коллекции.
Кроме В. И. Сизова на первых порах оказал ей помощь историк искусства А. В. Прахов.
Летом 1899 года побывал в Талашкине, познакомился с архитектурными памятниками Смоленска, обратил особо внимание на уникальность построек XII века.
Со временем талашкинская коллекция потребовала постоянного собирателя и хранителя. Таким человеком стал Иван Федорович Барщевский (1851 — 1948).
В 1897 году Барщевский приехал в Талашкино. В 1907 году в Лувре он принимал участие в создании экспозиции талашкинского музея старины, за что был награжден французским правительством орденом «Пальма Академии» II степени. В советское время был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В 1897 году Барщевский приехал в Талашкино. В 1907 году в Лувре он принимал участие в создании экспозиции талашкинского музея старины, за что был награжден французским правительством орденом «Пальма Академии» II степени. В советское время был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Если для коллекционеров первой половины XIX века было характерно собирание старины, представляющей быт церкви и просвещенного дворянства, то в талашкинской коллекции сознательно делается акцент на народное искусство. И старина предстала в талашкинском собрании уже в ином свете. К ней обратились не только как к материалу, который уже исчезает и который надо спасать как свидетельство истории прошлого. Впервые встал вопрос о ценности народного искусства для национальной культуры вообще, о путях и методах его изучения, о соединении историко-культурных и художественных аспектов изучения народного искусства. Тенишева старалась представить народное искусство разнообразными памятниками.
Поэтому какой бы раздел собрания мы ни рассматривал* всюду прослеживается стремление показать тот или иной про мысел цельно и в развитии.
3.3.1. Смоленская вышивка, традиционная одежда.
В разделе тканей широко показаны сарафаны разных гу! берний России, что является основой изучения художествен! ных и бытовых аспектов народного творчества. Столь же раз! нообразно были представлены головные уборы.
Как многоголосно смоленское хоровое пение, так много-j узорна и смоленская вышивка. Казалось бы, где было найти крестьянке время на вышивку после тяжелой работы в поле-или по хозяйству. Однако находилось. Пожалуй, наибольшей красоты и богатства в украшении достигали вышивалыциць бывшего Юхновского уезда. С каким совершенством, изящест вом подобраны полосы мелкого орнамента, в каком ладно» ритме расположены они на рукавах, как подчеркнуто свечение красного цвета. Очень редко встречаются в народном костюме полностью затканные и вышитые рукава. На Смоленщине такой прием бытовал только в Юхновском уезде.
Не только рукава украшены на юхновской рубахе, а обязан тельно и подол. Вышивка на подоле крестьянской рубахи яв4 лялась не только украшением, но и своеобразным символом^ На жатву женщина надевала самый красивый наряд. Этот об-] ряд у древних был связан с магией плодородия не только зем-) ли, но и женщины. Вышивка, таким образом, наделялась глубоким символом. Через нее женщина как бы передавала земле силу плодородия.
Информация о работе «Неорусский стиль» в России в конце XIX- начале XX