«Неорусский стиль» в России в конце XIX- начале XX

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 08:43, реферат

Краткое описание

Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.
Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса начала века - одну «из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка.

Содержание

Введение
«Неорусский стиль» в России в конце XIX- начале XX.
2.1.Определение стиля
2.2. Рyсский север в произведениях неорyсского стиля
Село Талашкино:
3.1.Краткое описание Талашкино
3.2.Строительство мyзея в Смоленске
3.3.Талашкинская коллекция народного искусства
3.3.1. Смоленская вышивка, традиционная одежда
3.3.2. Коллекция тканей и крyжева
3.3.3. Коллекция серебра, меди, олова
3.3.4. Изделия из дерева
3.3.5. Набойные доски
3.3.6. Памятники западноевропейского прикладного искyсства
3.4. Талашкинские хyдожественные мастерские
4. Абрамцевский крyжок:
4.1. Формирование крyжка
4.2. Живописное и графическое творчество участников кружка
4.3. Столярная мастерская и коллекция народного искусства
4.4. Керамическая мастерская. Майолика М.А.Врyбеля
5. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат1.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Столь же красиво вышиты и подолы мужских рубах. Вы-j шитая девушкой для жениха, она венчала надежды на счаст ливую семейную жизнь. Несомненно, художественный облик каждой вещи индивидуален и в то же время опирается на веками сложившиеся традиции, отступить от которых исполнительница не смела.

А как красиво украшала крестьянка фартуки. Верхняя их часть — это полотнище, затканное горизонтальными полосами красных ниток, причем к нижней части эти полосы более широкие и плотные. Любовное отношение к каждому фрагменту говорит о большом вкусе смоленских вышивальщиц и стремлении самый простой предмет оформить как можно красивее. Собиратели не ограничивали свое внимание только Смоленщиной, поездки по России охватывали в основном три региона: Центр, Север и Поволжье. Это позволило составит богатейшие коллекции, которые отражали все ветви художес| венного творчества народа. Были представлены разнообраэ ные, порой редчайшие изделия из металла, глины, ткани, Kod ти, стекла.

 

3.3.2. Коллекция тканей и крyжева.

 

В талашкинском собрании была богатейшая коллекции тканей и кружев, собранная в разных губерниях России. Эт и образцы разнообразного золотного шитья, особенно на голо! ных уборах Севера, платки золотошвей Торжка и Поволжья шитье московских мастериц. Коллекция ручной набойки включа^ ет как памятники восточного искусства XVII века, так и рус-1 ского.   Особенно   интересен   почти   трехметровый полог XVIII века. Подобных в нашей стране имеется только два^ Полог украшен мотивами лубочных картинок.

Очень популярны были в России кружевные изделия, в талашкинском собрании они представлены разнообразно! Это и раннее золотное кружево XVI—XVII веков, и нитяное] кружево XVIII века, исполненное коклюшками. Большом раздел талашкинского собрания — народная вышивка, наполненная сложными по семантике изображениями женской| фигуры, всадника или птицы. Это вышивка Тверской, Новгородской, Костромской и других губерний. Птицы-павы, львы,1 пышные букеты украшают эти вышивки, и в них в совершен-! стве выражены древние традиции, техническое мастерство | вышивальщиц.

 

 

 

 

3.3.3. Коллекция серебра, меди, олова.

 

Интересной была коллекция серебра, меди, олова. Мы вк дим памятники, отразившие талант неизвестных русски! чеканщиков, гравировщиков, резчиков, эмальеров. Само] уникальной можно считать серебряную чашу XV века. Он| принадлежала стольнику И. Б. Колнынину, который во вре мя поездок прислуживал царю Ивану III. Это самая рання! известная науке подобная чаша, исполненная, по всей види| мости, иностранным мастером, работавшим при царском двор

Древние русские мотивы и орнаменты нашли отражение медной посуде, украшенной узорами из кринов, чешуйками маскаронами, символическими персонажами. К уникальный памятникам следует отнести две братины, принадлежавши»! Б. М. Хитрово (1615—1680), возглавлявшему Оружейную па! лату и его жене М. И. Хитрово. Это именные предметы, о чен свидетельствуют надписи. В числе подобных исторических па! мятников в талашкинской коллекции имеется рукомой, при| надлежавший князю К. К. Острожскому, который основал Остроге типографию, где печатал свои книги Иван Федоров. I редчайший памятник декоративного искусства XVI века. Бес4 ценны реликвии, связанные с именами полководца А. В. Cyi ворова и композитора М. И. Глинки.

Богатую коллекцию прикладного искусства составляю!) изделия мастеров Оружейной палаты XVII века — расцвета ее деятельности. Это братины, ковши, чарки, стопы, ложки] показывающие высокое мастерство чеканки, литья, черни! В талашкинском собрании хранилась редкая оловянная круж| ка, исполненная в 1682 году, являвшаяся даром царевны Софьи Алексеевны воеводе И. Б. Бурмистову. Поражают своей красотой изделия сольвычегодских эмальеров. Выразительно оформлены разнообразные изделия из черного металла: зам| ки, светцы, бляхи.

 

3.3.4. Изделия из дерева.

 

В талашкинском музее было большое собрание изделий из дерева, украшенного резьбой и росписью. Среди них следует в первую очередь назвать памятники XVI и XVII веков. Это столы, кресло, вывезенное из Новгорода, царские врата и ряд других предметов. Сделанные без единого гвоздя, на шипах, украшенные строгой выразительной резьбой, эти памятники представляют большую научную ценность — в отечественных музеях хранятся единичные экземпляры.

Уникальны памятники домовой резьбы Поволжья: наличники, лобовые доски, ставни, арки ворот, украшенные пышной резьбой с изображением львов, птиц, акантовых ветвей. Широкое применение в народном искусстве имела геометрическая резьба, и в смоленском собрании представлена большая коллекция, показывающая разнообразное ее приме

 

нение на прялках, солонках, рубелях, швейках и других изя лиях. Столь же богата и роспись на дереве. Это прялки, Hcnojj ненные в селе Борок, живопись Якова Ярыгина с Северно Двины, сундуки, расписанные в XVII веке в Великом Устюг

Среди коллекции печных и архитектурных изразцов сл^ дует выделить ярославские. И. Ф. Барщевский, живший до^ гое время в Ярославле, сумел привезти оттуда самые ярки образцы керамического искусства XVII века, в том числе и cd суды чернолощеной керамики. Собиратели сумели отыскать ранние датированные предметы гжельской керамики.

 

3.3.5. Набойные доски.

 

Так, в коллекции набойных досов представлены не только самые ранние доски XVII века с не! глубокой плоской резьбой, но и доски, отмеченные разнообра| зием сюжетов, композиций., В талашкинском собрании хранилось немалое количество набойных досок XVII века. Особенно следует выделить дере- ■ вянную скульптуру «Петр I на коне», являющуюся первым] и, возможно, прижизненным изображением Петра. Этот уникальный памятник в наше время показывался на многих выс- ] тавках, и в частности в 1973 году экспонировался в Париже.

 

3.3.6. Памятники западноевропейского прикладного искусства.

 

Нельзя обойти вниманием и памятники западноевропейского прикладного искусства, которые были в талашкинском собрании. Так, здесь присутствовали редкие изделия из раскопок Помпеи и Геркуланума: керамика, стенная роспись, металл. Большой раздел собрания составляют памятники восточного искусства: финикийские сосуды, подвески, бусы, ткани из Персии, Турции, керамика из Самарканда и Бухары. Эти памятники заняли совершенно обоснованное место в талашкинском собрании. Они отвечали правильному историческому взгляду на

развитие русского искусства, подтвержденному и советскими исследователями, не изолированного от восточного и западного, а взаимно обогащенного.

Заслуга талашкинцев состоит в том, что уже тогда, в конце XIX века, они сумели увидеть, понять и утвердить красоту и своеобразие русского народного искусства, представить его разнообразными памятниками.

Этот музей представляет большой интерес, и особенно в сравнении с другими русскими губернскими, а частью и уездными частными и общественными хранилищами такого рода. Это хранилище всяческих предметов русской исчезающей жизни. В нем собрано много замечательных свидетельств домашнего быта, старинных обрядов, замечательных вещей с историко-культурной, с историко-бытовой и этнографических точек зрения. Здесь рукописи, и грамоты, и утварь, и костюмы, и мебель, дворянская и крестьянская, теперешняя, вышивки, старинная посуда.

Но музей интересен еще как хранилище всего замечательного в народном художественном творчестве и жизни не только Смоленского края. Почти по всем стенам музея набита деревянная резьба с изб, с рубок, с барж, выкружки из входов , северные избы, сани, возок, фризы, наличники. В первых же нижних залах — коллекция набойных досок для рисунков по холсту. Эти деревянные набойки почти исчезли из художественного крестьянского обихода. В расположении предметов порядка нет: рядом со старинными квасниками очень интересной поливы — вериги, свадебные купеческие шкатулки николаевского времени, русские и слуцкие j*'* коллекции поясов, ряски, кокошники с китайским жемчугом, ?й| " с перламутром, платки, фаты, покрывала, кружева белые и s'| цветные, коллекции пуговиц со сканью, чернью, с горошком, с камнями, китайки, суконки из фиолетовых сукон, портовые саяны, сукманы из красного сукна, черные сорококлины с желтым галуном напереди, андараки, ферязи; и каждая такая вещь — художественно сработанная, интересная и в бытовом, и в этнографическом, и очень часто в историческом отношении. И тут же среди этих художественных образцов прекрасных , старинных кружев — куклы, сшитые из тряпок для крестьянских детей, продающиеся на смоленских базарах, пара деревянных башмаков из-за Днепра (...) Табакерки, косоплетки, зеркальца, миниатюры, некоторые интересные в бытовом отношении документы, как, например, лейб-компанская грамота, паспорта недорослям до явки в полк, об рождении. Большой отдел составляет утварь и домашние вещи, помимо костюмов и нарядов: скрыни, ларцы, ендовы, ковши, серебряная чеканная посуда, фарфор английский и русский, русские и голландские изразцы разных заводов XVIII века — это все наполняет витрины, шкафы и столы музея» 4.

 

3.4. Талашкинские хyдожественные мастерские.

 

Возникновение талашкинских художественных мастерских совпало с бурной эпохой политических и экономических преобразований в России (рос спрос на продукты мелких крестьянских промыслов, некоторые промыслы, наоборот, разрослись в индустриальные многотысячные предприятия). Капиталистическая система производства стерла многие яркие художественные признаки народных промыслов. Предложенная же фабриками продукция часто была низкого художественного качества.

Виделись новые пути развития прикладного искусства, его обновление. Использование народных мотивов в декоративно-прикладном искусстве — это единственный путь, при котором можно найти что-то новое, сохранив свое национальное лицо, и выйти из застоя, в котором находилось прикладное искусство рубежа веков.

Художественные мастерские в Талашкине начали работать с 1900 года. До этого времени существовали небольшие кустарные мастерские при талашкинской сельскохозяйственной школе, где дети учились столярному делу, вышивке и кузнечному ремеслy. В Талашкино был приглашен художник С. В. Малютин. В резной, столярной, керамической и вышивальной мастерских за пять лет их существования было изготовлено большое количество всевозможных бытовых предметов, начиная с гарнитуров мебели и кончая детскими игрушками.

 

В Талашкине существовали как бы два направления. Первое выявляло отношение к народным мастерам. Им давали заказы на выполнение того, что «они могут сделать». Второе — это творчество профессиональных художников, которое шло главным образом не столько от народного искусства, сколько от мотивов и образов древнерусского декоративного искусства и памятников археологии.

Тесный контакт с местными кустарями в Талашкине осуществлялся в нескольких направлениях. Для ускорения производства мастерских у кустарей постоянно закупались готовые изделия: балалайки, дуги, сани, свирели, домотканый холст. По эскизам художников в мастерских изделия украшались резьбой, росписью, вышивкой. Кустарю оказывалась действенная помощь. Впервые профессиональный художник пришел к нему и заявил о необходимом контакте с ним.

Но была и такая область талашкинских начинаний, где кустарям доверяли и техническую, и художественную сторону исполнения изделий. Это было характерно для талашкинской вышивальной мастерской. Возрождая старину, Тенишева полагалась на природный талант народных мастеров, их чутье, владение техникой.

В талашкинской вышивальной мастерской работали 2000 крестьянок из более чем 50 деревень округи, выполняя вышивку на дому с сохранением традиционных местных приемов.

Наиболее искусными в исполнении вышивки были крестьянки деревень Лопино, Наречино, Верхние и Нижние Немыкари, Михайловка. Они применяли местные мотивы.

Вышивальщицы умели находить многочисленные варианты орнамента. Основным мотивом смоленской вышивки и ткачества является геометрический орнамент, а ведущей фигурой его — ромб .В собрании Смоленского музея-заповедника хранится немало образцов талашкинской вышивки.

В смоленской народной вышивке почти нет четких графических очертаний узора, он как бы составляет мозаику, перетекая из одного цвета в другой, при этом сохраняя ритм повторяющегося узора. В технике исполнения и в орнаментах присутствуют народные источники. Новшества применены в цвете.С этой целью в Талашкине специально организовали красильню. Льняные, шелковые и шерстяные нитки стали окрашивать растительными красителями. Пришлось восстанавливать старинные рецепты, изобретать свои, терпеливо разыскивать для этого расспросами стариков, дополняя отрывочным сведения, почерпнутые в одном месте, разъяснениями и указаниями, собранными в других местах. В смоленской народной вышивке обычно употребляли белый холст, частично затканный красными полосами. В вышивке ведущим цветом был также красный, ему подчинялись желтый и синий. Вся вышивка составлялась на контрасте цветов. Других сочетаний почти не встречается. Различие узоров достигалось более или менее активным тоном и вариациями геометрического орнамента.

Талашкинская вышивка, разработанная профессиональными художниками, в целом приближалась к поискам художников «Мира искусства» с их пристрастием к пастельным тонам. Талашкинская вышивка напоминает живопись М. А. Врубеля, А. Я. Головина, Н. К. Рериха. В ней присутствуют синие, сиреневые, табачные, вишневые, желтые цвета. Введение новой тональности отвечало стилю модерн.

Одновременно художники учитывали основной принцип народной вышивки и в одном изделии использовали не более трех-четырех цветов, но в талашкинской гораздо разнообразнее композиционное решение всего узора. В народной вышивке орнамент имел фризовое исполнение, а в талашкинской вышивке мы можем видеть более разнообразное построение узоров. Цвет активно выступает по центру или, наоборот, на каймах. Крупный рисунок перемежается с мелким.

Весьма оригинальна и форма талашкинских салфеток. Они исполнялись из целого куска холста или составлялись из пяти-девяти фрагментов разной окраски. Соединялись куски между собой в «пищик» или «зубеней».

Устойчивость орнаментального ряда, композиционное разнообразие узоров, сложность цвета выдвигают талашкинскую вышивку в число наиболее удачных опытов этого центра, причем на народной основе.

Цвет в талашкинской вышивке связан с общим решением интерьера, где должны присутствовать панно, живопись, керамика, новая мебель, где декоративность выступает организующим началом всей жилой среды, а не только одного предмета. В этом отношении талашкинская вышивка явилась существенным звеном в выработке нового стиля, получившего определение неорусского, в отличие от псевдорусского.

Информация о работе «Неорусский стиль» в России в конце XIX- начале XX