Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 12:36, курсовая работа
Учитывая режим работы и грузоподъемность кранов [1, стр.268], привязку наружной грани колонны к её оси принимаем а=500 мм. Высота сечения верхней части колонны hв=2∙а=2∙500=1000 мм , что отвечает требованиям жесткости
Требуемое расстояние от оси подкрановой балки до оси колонны
где В¬1 – размер части кранового моста, выступающей за ось рельса (принимаемый по табл. 1 приложения);
1.Компоновка конструктивной схемы каркаса…………………………………………….
Исходные данные……………………………………………………………………….…
Компоновка поперечной рамы……………………………………………………….…..
Вертикальные размеры……………………………………………………………………
Горизонтальные размеры……………………………………………………………...….
2.Расчет поперечной рамы каркаса………………………………………………………….
2.1 Выбор расчетной схемы рамы и определение действующих на неё нагрузок……
Постоянная нагрузка………………………………………………………………………
Снеговая нагрузка…………………………………………………………………………
Крановая нагрузка…………………………………………………………………………
Горизонтальное усилие на колонну от поперечного торможения крана………………
Ветровая нагрузка………………………………………………………………………….
2.2 Статический расчет поперечной рамы……………………………………………….
Расчет на постоянные нагрузки……………………………………………………………
Расчет на нагрузку от снега………………………………………………………………...
Расчет на вертикальную нагрузку от мостовых кранов………………………………….
Расчет на горизонтальное воздействие мостовых кранов……………………………….
Расчет на ветровую нагрузку………………………………………………………………
2.3 Определение расчетных усилий в сечениях рамы…………………………………....
3.Расчет и конструирование подкрановой балки……………………………….................
Подбор сечения подкрановой балки……………………………………………………..
Проверка прочности сечения…………………………………………………………….
4.Расчет и конструирование колонны………………………………………………………
Подбор и проверка сечений верхней (надкрановой) части колонны………………….
Компоновка сечения………………………………………………………………………
Геометрические характеристики сечения………………………………………………..
Проверка устойчивости верхней части колонны из плоскости
действия момента(относительно оси х-х)…………………………………………………
Проверка устойчивости верхней части колонны из плоскости
действия момента(относительно оси у-у)…………………………………………………
Подбор сечения нижней (подкрановой ) части колонны……………………………….
Проверка устойчивости из плоскости рамы (относительно оси у-у)…………………..
Расчет решетки подкрановой части колонны……………………………………………
Расчет и конструирование узла сопряжения верхней и нижней части колонны………
Расчет и конструирование базы колонны………………………………………………..
База наружной ветви……………………………………………………………………….
Анкерные болты……………………………………………………………………………
5.Расчет и конструирование стропильной фермы…………………………………………..
Сбор нагрузок на ферму……………………………………………………………………
Определение усилий в элементах фермы от постоянной нагрузки ……………..............
Определение усилий в элементах фермы от снеговой нагрузки………………………..
Опорные моменты и распор рамы…………………………………………………………
Определение усилий в стержнях фермы…………………………………………………..
Подбор и проверка сечений стержней фермы……………………………………………
Расчет сварных швов прикрепления раскосов и стоек к фасонкам
и поясам ферм……………..……………………………………………………………..…
6.Список использованной литературы…………………………………….………………...
2) -Mmax= -163,96 кНм; Nсоотв=-422,89 кН;
Давление кранов Dmах = 1735,9 кН.
Прочность стыкового шва (w1) проверяем по нормальным напряжением в крайних точках сечения надкрановой части колонны. Площадь шва равна площади сечения колонны.
Первая комбинация усилии M и N:
здесь Rwy=Ry
внутренняя полка
Вторая комбинация усилий M и N:
наружная полка
внутренняя полка
толщину стенки траверсы определяем из условия смятия
d=Dmax/(lef ∙ twtp) Rp c
где lef=bo.p+2tпл – длина сминаемой поверхности;
tпл – толщина плиты, которую принимаем tпл =2см,
bo.p – ширина одного ребра подкрановой балки, bop=36см
twtp – толщина стенки траверсы;
Rp – расчётное сопротивление стали снятию торцевой поверхности
Rp=Run/ m=370/1,025=360Мпа
Lef=bop+2∙tпл=36+2∙2=40см
Twtr Dmax/(lef ∙ Rp ∙ c)=1735,9/(40 ∙ 36)=1,2 см
Принимаем twtr=1,2см
Усилия во внутренней полке верхней части колонны (вторая комбинация)
длина шва крепления вертикального ребра траверсы к стенке траверса (W2) при приварке четырьмя швами
Применяем полуавтоматическую сварку проволокой марки Cв-08А, d=1,4….2мм.
Из таблицы 12 приложения находим Bf=0,9 Bz=1,05
назначаем kf=6мм,
Rwz=0,45∙Run=0,45∙370=166,
По таблице 13 приложения
Rwf=180Мпа=18кН/см2
BfRwf wf=0,9∙18=16,2 кН/см2< BzRwz wz=1,05∙16,2=17 кН/см2
lw2=9,7см<85∙βf ∙kf =85∙0,9∙0,6=46см
В стенке подкрановой ветви делаем прорезь, в которую заводим стенку траверсы.
Для расчета шва крепления траверсы к подкрановой ветви (w3) составляем комбинацию усилий, дающую наибольшую реакцию траверсы. Такой комбинацией будет являться сочетание 1,2,3*,4(-):
N = 221,76+180,95= 402,71 КН, М =-85,88-70,27+119,38-125,6-64,
=-227,13кНм
F=N·hв/2 hH-М/ hH+0,9 Dmах=402,71 ∙ 100/(2 ∙ 150) - 22713/150 + 0,9 ∙ 1735,9 = =1545,1 кН,
здесь коэффициент «0,9» учитывает, что усилия N и М приняты для второго основного сочетания нагрузок.
Требуемая длина шва
ℓw3треб= F/(4∙ βf ∙ kf ∙ Rwf ∙ γ wf =)=1545,1/(4 ∙ 0,6 ∙ 16,2) = 39,7см≈40cм
ℓw3треб>85 ∙ βf ∙ kf =85 ∙ 0,9 ∙ 0,6 = 46 см,
Из условия прочности срезу стенки подкрановой ветви, в месте крепления траверсы, определяем высоту траверсы
где twв - толщина стенки подкрановой ветви (45Б2);
Rs - расчетное сопротивление стали срезу;
Rs=0,58∙ Ryn ∙ γ m = 0,58 ∙ 265/1,025 = 150 МПа = 15 кН/см2
Принимаем hтр = 80 см
Проверим прочность траверсы как балки, нагруженной усилиями М, N и Dmах. Ширина нижнего пояса траверсы bтр = h w’-3мм=424-3=421≈420 мм.
Ширина верхнего горизонтального ребра траверсы
bр=( h w’- tтрw) /2 - (20... 30 мм) = (424-12) / 2 - 20 = 162 мм.
Конструктивно
принимаем нижний пояс
420 х 12 мм, верхние горизонтальные ребра из двух листов 170 х 12 мм.
Найдем геометрические характеристики траверсы.
Положение центра тяжести сечения траверсы;
yн=(2∙17∙1,2 ∙ 64,4+1,2 ∙ 78,8 ∙ 40,6+1,2 ∙ 42 ∙ 0,6)/( 2 ∙17 ∙ 1,2+1,2 ∙ 78,8 + +1,2∙42)=35см.
Ix=1,2 ∙ 78,83/12 + 78,8 ∙ 1,2 ∙ 5,62 + 1,2 ∙ 42 ∙ 34,4 2 +2 ∙ 17 ∙ 1,2 ∙ 29,42=
=112736,6 см4.
yв= hтр – ун=80-35=45 см.
Максимальный изгибающий момент в траверсе возникает при второй комбинации усилий:
Mтр= Fтр1 (hн – hв) = [- М/ hн + hв / (2 hн)] ∙ (hн – hв) =
= [16396 /150+422,89 ∙ 100/(2 ∙ 150)] ∙ (150 - 100) = 12515,3 кН∙см
σ тр = Mтр /W min = 12515,3/2505,3 = 5,0 кН / см <Ry=26 кН/cм2
Максимальная поперечная сила в траверсе (с учетом усилия от кранов) возникает при комбинации усилий 1,2,3*,4(- (см. расчет шва 3):
Qmах =N ∙ hв / (2 hн) - M / hн + k ∙ Dmах ∙ 0,9 / 2 = 402,71 ∙ 100/(2 ∙ 150)-
-(-22713)/150+1,2 ∙ 1735,9 ∙ 0,9/2= =1223,1 kH
Здесь коэффициент k = 1,2 учитывает неравномерную передачу усилия Dmах
τ тр = Qmах /(t wтр ∙h wтр )= 1223,1 /(1,2 ∙ 69) = 14,8 кН/см2 < Rs =26·0,58=
=15,08 кН/см2.
Ширина нижней части донны больше одного метра, поэтому базу проектируем раздельного типа.
Исходные данные:
опорную плиту базы колон принимаем из стали С345, у которой при толщине проката 20 < t< 40 мм расчетное сопротивление Rу =300 МПа = 30 кН/см2;
Материал фундамента - бетон В 12,5; расчетные комбинации усилий в нижнем сечении колонны 4-4;
а) для расчета базы подкрановой ветви принимаем комбинацию усилий Nmах, - Мсоотв.
Здесь снеговая нагрузка не учитывается, так как она разгружает подкрановую ветвь
Nmах1 = 1965,02-180,95=1784,07кН;
- М1 = -606,29+90,04=-516,25 КН м;
б) для расчета базы наружной ветви принимаем комбинацию усилий
Nmах,+Мсоотв
Nmах2 = 1965,02 кН; + М2 = 1463,59 кН м.
Определим усилия в ветвях колонны
Nв1 = |N1| y2/h0 + |M1| / h0 = 1784,07 ∙ 52,5/145,9 +51625/145,9 =996 кН;
Nв2 = |N2| y1/h0 + |M2| / h0 = 1965,02 ∙ 93,4 / 145,9 + 146359/145,9 =
=2261,2 кН;
База наружной ветви
Рассчитывается как база центрально сжатой колонны.
Определим размеры опорной плиты. Требуемая площадь плиты
Аплтр = Nв2 / Rф = 2261,2 / 0,9 = 2512,4 см2,
где Rф =γ∙Rб = 1,2 ∙ 0,75 = 0,9 кН/см2, для бетона класса В 12,5
Rб = 0,75 кН/см2.
Клаcс бетона |
В 7,5 |
В 10 |
В 12,5 |
В 15 |
Расчетное сопротивление бетона осевому сжатию, Rб МПа |
4,5 |
6,0 |
7,5 |
8,5 |
По конструктивным соображениям свес плиты С2 должен быть не менее
4 см. Тогда ширина плиты
В > bK + 2 ∙ C2 = 45,6 + 2 ∙ 4 = 53,6 см,
где bк = hw' + 2 ∙ tf = 42,4 + 2 ∙ 1,6=45,6 см
Принимаем В = 55 см.
Требуемая длина плиты
Lтреб = Аплтр / В = 2512,4 / 55 = 45,7≈50 см, Принимаем L = 50 см.
Апл = 50 ∙ 55 = 2750 см2 > Аплтр = 2512,4 см2.
Среднее напряжение в бетоне под плитой базы
σф = NΒ2 / Апл = 2261,2 / 2750 = 0,8 кН/см2
По условиям симметричного расположения траверс относительно центра тяжести ветви, находим расстояние между траверсами в свету
ℓ = 2(bf + tw – z0)
= 2∙ (16 + 2,0 – 4,1) =27,8см.
При толщине траверсы tтр=1,2 см.
С1 = (L - ℓ – 2tтр) / 2 = (50 – 27,8 - 2 ∙ 1,2) / 2 = 9,9 см
Для определения толщины плиты подсчитаем изгибающие моменты на отдельных ее участках (см.рис.4.6);
в защемлении консольного свеса плиты на участке 1
М1 = бф ∙ С 12/2 = 0,8 ∙ 9,9 2/2 =39,2 кН см;
в защемлении консольного свеса плиты на участке 2
М2 = бф ∙ С22/2 = 0,8 ∙ 4,72/2 = 8,8кН см,
где С2 = ( В - бк) / 2 = (55 – 45,6) / 2 = 4,7 см.
Участок 3 – плита опертая на четыре канта при, b/а = hw '/ бf = 42,4 / 16 =2,65
Коэффициент α для расчета на изгиб плит, опертых на четыре канта
b/a |
1 |
1.1 |
1.2 |
1.3 |
1.4 |
1.5 |
1.6 |
1.7 |
1.8 |
1.9 |
2 |
>2 |
α |
0.048 |
0.055 |
0.063 |
0.069 |
0.075 |
0.081 |
0.086 |
0.091 |
0.094 |
0.098 |
0.1 |
0.125 |
участок 4 - плита, опертая на четыре канта, при
b/a= h w’/(l-bf - twтр)= 42,4/(27,8 - 16 – 2,0) = 4,3 >2,0
α = 0,125
М4 = α бф а2 =0,125 ∙ 0,8 ∙ 9,8 2 = 9,6 кН см.
Для расчета принимаем максимальное значение изгибающего момента
Мmах = М1 =39,2 кН см;
tплтр = √6 Мmах / Ry=√6х39,2/30=2,8 см
Принимаем tпл = 30 мм.
Высоту траверсы определяем из условия размещения шва крепления траверсы к ветви колонны. Будем считать, что все усилие в ветви передается на траверсу через четыре угловых шва. Применяем полуавтоматическую сварку проволокой Св-08А α=1,4...2 мм, kf = 8 мм.
Из условия сопротивления срезу
ℓw= NΒ2 /(4 kf ∙ βf ∙ Rwf ∙ γwf ∙ γc)=2261,2/(4 ∙0,8 ∙ 0,9 ∙ 18) = 44 см
ℓw=44см<85 ∙ βf ∙ kf =85 ∙ 0,9 ∙ 0,8 = 61 см
Требуемая высота траверсы
hтртрeб = ℓw+ 1 см=44 + 1= 45 см,
принимаем hтр = 45 см.
Анкерные болты
Рассмотрим анкерные болты, закрепляющие подкрановую ветвь.
Для расчета учитываем комбинации усилий двух типов в сечений 4-4
1)+ Mmax= 1486,55 кНм; Nсоотв= -940,37 кН;
2) Nmin= -221,76 кН; +Мсоотв= 1062,98 кН м.
Из условия равновесия по моментам определим усилие растяжения болтов
Z= (М - |N| а /у;
Z1= (1486,55 – 940,37 ∙ 0,525)/1,459 = 680 кН;
Z2= (1062,98 – 221,76∙ 0,525) / 1,459 = 653 кН
Zмах = Z1= 680 кН;
Для болтов принимаем сталь Вст3кп2. Расчетное сопротивление растяжению анкерных болтов из этой стали Rва = 185 МПа =18,5 кН /см2
Требуемая площадь сечения анкерных болтов.
∑ Abn = Zмах/ Rва =680/18,5=37 cм2
Принимаем 2 болта диаметром по 56 мм
Abn = 2∙20,5=41 см 2
Таблица 4.3
D, mm |
30 |
36 |
42 |
48 |
56 |
64 |
72 |
80 |
90 |
100 |
Abn см 2 |
5.6 |
8.2 |
11.2 |
14.7 |
20.5 |
26.9 |
34.7 |
43.5 |
56.0 |
72.0 |
5. Расчет и конструирование стропильной фермы
Расчет стропильной фермы производится в следующей последовательности:
Сбор нагрузок на ферму
Постоянная нагрузка
Расчетная нагрузка от веса кровли и конструкций покрытия, равномерно распределенная по горизонтальной проекции покрытия без учета веса фонаря (см. табл.2.1):
Вес фонаря учитывается в местах фактического опирания фонаря на ферму, исходя из следующих расчетных значений:
а) вес каркаса фонаря на единицу площади горизонтальной проекции фонаря
б) вес бортовой стенки и остекления на единицу длины стенки фонаря
Узловые силы:
Рo, Р’0 прикладываются к колоннам, поэтому в расчете фермы они не учитываются.
Опорные реакции:
Расчетная снеговая нагрузка:
где gf – коэффициент надежности по нагрузке.
При , принимаем
Узловые силы: 1-й вариант
Опорные реакции:
Стропильная ферма является ригелем рамы, поэтому в ее опорных сечениях возникают опорные моменты и распор от приложенных к раме постоянных и временных нагрузок.
Первая комбинация используется для определения возможных дополнительных усилии в раскосах и верхнем поясе опорной панели и расчета опорного узла.