Хундертвасер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 18:39, реферат

Краткое описание

"Половина Вены безоговорочно гордится им, вторая половина негодует, считая, что, если дать автору волю, он порушит старую имперскую архитектуру, изведет на корню знаменитый стиль бидермайер и застроит элегантную Вену своими разноцветными пряничными зданиями, смахивающими на жилища гномов из сказок братьев Гримм. "Хундертвассер - это кич!" - кричат ненавистники. "Хундертвассер - гений!" - спорят поклонники". ( Н.Колесова, "Культ Личностей", 9/10 1999)

Содержание

1. Вступление………………………………………………………………………………….…2
2. История жизни………………………………………………………………………………...4
3. Философская концепция………………………………………………………………….......9
3.1. Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре…………………..10
3.2. Право на третью кожу…………………………………………………………….........12
3.3. Мирный договор с природой…………………………………………………………..13
4. Хундертвассер -Художник…………………………………………………………………..14
5.Хундертвассер-Архитектор…………………………………………………………….…....17
5.1. Дом Хундертвассера (Вена,Австрия)………………………………………….……...19
5.2. Венский дом искусств (Вена, Австрия) ……………..……..........................................23
5.3. Церковь Святой Варвары в Бернбахе (Австрия)………………………………......... 24
5.4. Мусоросжигательный завод (Шпиттелау, Вена)…………………………….…….....25
5.5. Комплекс «Зелёная цитадель» (Магдебург, Германия)…………………….…..........26
5.6. Жилой комплекс Лесная спираль» (Дармштадт, Германия) ……………..………... 26
5.7. Отель Rogner Bad Blumau (Австрия)……..…………………………................…….. 27
6. Заключение…………………………………………………………….…………………......28
7. Список использованных интернет – ресурсов………….………………………………....29

Вложенные файлы: 1 файл

Фриденсрайх Хундертвассер.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

1. Вступление………………………………………………………………………………….…2

2. История жизни………………………………………………………………………………...4

3. Философская концепция………………………………………………………………….......9

     3.1. Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре…………………..10

     3.2. Право на третью кожу…………………………………………………………….........12

     3.3. Мирный договор с природой…………………………………………………………..13

4. Хундертвассер -Художник…………………………………………………………………..14

5.Хундертвассер-Архитектор…………………………………………………………….…....17

     5.1. Дом Хундертвассера (Вена,Австрия)………………………………………….……...19

     5.2. Венский дом искусств (Вена, Австрия) ……………..……..........................................23

     5.3. Церковь Святой Варвары в Бернбахе (Австрия)………………………………......... 24

     5.4. Мусоросжигательный завод (Шпиттелау, Вена)…………………………….…….....25

     5.5. Комплекс «Зелёная цитадель» (Магдебург, Германия)…………………….…..........26

     5.6. Жилой комплекс Лесная спираль» (Дармштадт, Германия) ……………..………... 26

     5.7. Отель Rogner Bad Blumau (Австрия)……..…………………………................…….. 27

6. Заключение…………………………………………………………….…………………......28

7. Список  использованных интернет – ресурсов………….………………………………....29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

 

"Половина Вены безоговорочно гордится им, вторая половина негодует, считая, что, если дать автору волю, он порушит старую имперскую архитектуру, изведет на корню знаменитый стиль бидермайер и застроит элегантную Вену своими разноцветными пряничными зданиями, смахивающими на жилища гномов из сказок братьев Гримм. "Хундертвассер - это кич!" - кричат ненавистники. "Хундертвассер - гений!" - спорят поклонники". ( Н.Колесова, "Культ Личностей", 9/10 1999)

 

Фриденсрайх Хундертвассер ( 15.12.1928 — 19.02.2000) - один из самых известных и получающих все большую популярность архитекторов XX века, создатель новой эстетики. Этому человеку удалось стать счастливым гением — его признали при жизни. Более того, ему совершенно не нужно было пробиваться, преодолевать тернии чиновничьих препон или непонимания критиков. Для его работ муниципалитет выделял деньги и столичные земли, его картины стремительно раскупали ценители. Начав как художник, он реализует свои авангардные, насыщенные экологизмом идеи в арт-акциях, архитектуре, графике. Он называл себя доктором архитектуры - то есть врачом, лечащим больное зодчество. Вся жизнь его была связана с философским переосмыслением и преобразованием среды обитания человека и архитектурного сооружения как основного элемента этой среды. Он не придавал большое значение каркасу и стенам здания, считая основным его элементом окно: "Здание состоит из окон, оно скомпоновано из них. Если окна правильные, то правильно все здание. Когда строишь дом, начинай с окон, ибо они есть мост между внутренним и наружным пространством".

     Все, что подарил миру художник и архитектор Фриденсрайх Хундертвассер, сам он получил в дар от улитки. Да-да, от простой улитки, медленно ползущей по земле и несущей на себе свой домик, скрученный в спираль. Что именно заворожило маленького Фридриха в этом простом существе: единство квартиры и жильца или та самая спираль, явно отразившаяся во всем его творчестве – мы не знаем. Но факт остается фактом, улитка навсегда стала и его учителем, и его главной моделью.

   Во главу всего Хундертвассер ставил землю и все на ней произрастающее: траву, цветы, деревья. Поэтому он считал, что человек, как порождение земли, должен жить в гармонии с природой, а не находиться в вечной конфронтации с ней. У природы нет прямых линий и углов. Поэтому признанных мэтров архитектуры (Ле Корбюзье, Гропиуса, ван дер Роэ) он признавал врагами гуманизма и восхищался барселонским отшельником Антонио Гауди.

За свои 72 года жизни он был признан гражданином мира, кардинально изменил красоты в архитектуре, оставил необыкновенные плоды своего творчества по всему миру, писал собственный вариант Библии. После него остались марки, флаги, эмблемы, монеты, плакаты, жетоны казино и, конечно же, картины и дома. Причем не просто дома, а совершенно необычные строения, дающие приют не только людям, но деревьям, траве, свету и разнообразию цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История жизни

   

   Он родился 15 декабря 1928 года в Вене, и при рождении получил имя Фридрих Стовассер. Детство его складывалось далеко не безоблачно. Отец - австриец, государственный служащий и офицер I-ой Мировой войны - скончался от аппендицита, когда Фридриху был всего год. Мать — еврейка.

  С 1936 года год проучился в прогрессивной школе по системе Монтессори, где стремились помочь раскрепостить каждого ребенка, научить его творчеству. Изначально эта система разрабатывалась для обучения умственно отсталых детей, но потом ее внедрили и для вполне нормальных отпрысков нормальных семей, желающих, чтобы их дети развивались всесторонне. Здесь царила атмосфера абсолютной свободы, которую вряд ли одобрит большинство воспитателей. Главным правилом было отсутствие готовых решений любой задачи. Он шел этим путем всю жизнь, занимаясь в графике, живописи и архитектуре примерно одним и тем же: никогда не дублируя уже существующее, безостановочно создавал что-то новое. Не довольствуясь установленным порядком - искал собственный. Учителя отмечали у мальчика особое ощущение цветов и форм.

    Еврейское происхождение обрекло семью в годы войны практически на уничтожение: в 1943 году в концлагере погибло 69 еврейских родственников по материнской линии, в том числе бабушка и тетя. В 1937 году, желая спасти сына от преследований нацистов, мать настояла на крещении Фридриха  в католическую веру. После присоединения в 1938 году Австрии к рейху 10-летний Фридрих продолжал учиться в государственной гимназии, где он вынужден был стать членом «Гитлерюгенд». 1944 год они прожили в подвале, прячась от последней антисемитской волны. В сыром погребе 15-летний мальчишка рисовал сказочные чудные виды старой Вены. Юность игнорирует действительность, умеет защититься от страха смерти. Именно это определило все будущие творения гения. Каждая его постройка – это протест против концлагеря, расовой нетерпимости и несвободы.             

Однако испытания не остановили и, возможно, даже подстегнули развитие творческого начала, его стремление в рисунке выразить свои чувства, в это время появляются первые осмысленные карандашные рисунки с натуры. В гимназии юноша начинает писать природу, что стало основой для всего последующего творчества. Сдав выпускные экзамены, в 1948 году Фриденсрайх Хундертвассер посещает Венскую Академию Изящных искусств, обучается у профессора с символическим именем Робин Христиан Андерсен. Но проучился  он там только три месяца, ему стало скучно. Он хотел быть независимым, а не следовать чужой философии и придуманным кем-то правилам, что можно, а чего нельзя. Самые сильные художественные импульсы юноша получил от произведений мастеров венского Сецессиона, особенно от творчества Г. Климта и экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле.

   Истинное образование ему  принесли путешествия по Европе и миру. Сменяли друг друга города северной Италии, Тоскана, Рим, Неаполь, Сицилия, Флоренция. В Париже он поступил в Школу изящных искусств, но после первого же дня бросил занятия. Затем долгие годы провел на Востоке. В Японии изучал традиции живописи, на островах Океании и в африканских странах – народное искусство. Так возник его интерес к орнаментальности и декоративности в изображении, появилось желание понять связь и взаимозависимость природы и человека.

Многочисленные поездки мастера привели его также в Новую Зеландию. К этой стране он испытывал особое пристрастие, она стала его второй родиной. Он был бродягой по характеру и великим самоучкой, что не помешало ему основать вместе с художниками Эрнстом Фукстом и Арнульфом Райнером «Универсальную академию всех творческих сфер «Пинторариум».

    В личной жизни долгих контактов он поддерживать не мог, и в любви был несчастлив. Дважды женился - один раз в Гибралтаре, другой - в Японии. (Первый брак продержался два года, второй – пять).

Зимой 1949 года художник принял имя, которое прославил впоследствии. «Стовассер» превратился в «Хундертвассера» - «Сто вод», изменив слишком по-славянски звучащее «сто» на немецкое «хундерт». Это влечение к воде, на каком бы языке ни называть эту стихию, властвовало над ним. "Полагаю, вода - сверхъестественная сила природы, в ней таится множество возможностей. Факт, что вода очень меня занимает. Для меня вода - своего рода убежище, дверца, в которую я всегда могу улизнуть».

   Собственное имя художник переиначил в 1961 году, когда на протяжении всего года жил в Японии. Сменил «Фридриха» на «Фредерика», затем на «Фридерейха» и, наконец, остановился на «Фриденсрайхе» («Friedensreich» означает «царство мира»). «Мирная империя ста вод» - имя, в котором западная твердость многочисленных «р» по-восточному поэтично говорит о грандиозных планах. Он считал, что перемена имени как новое рождение. Чем больше имён у человека, тем больше персон он представляет. До этого он постоянно менял свое имя, так, например, он любил называть себя Дункельбунт («темно-пестрый») или Регентаг («дождливый день»)- имя  которое он подарил своему  кораблю, и сам он нередко называл себя «мистер Регентаг» или «капитан Регентаг». В качестве имени это слово, «regentag» пришло ему в голову, когда художник заметил, как блестят краски под дождем. Для него самыми прекрасными были именно дождливые дни. «те дни, в которые я могу работать, в которые я наиболее счастлив»

   Уже в 1952 году состоялась его первая выставка в арт-клубе родной Вены, потом были Милан и Париж. После выставки в Японии (Токийская галерея) в 1961-м к нему пришла уже мировая известность. В 1962 году представляет ретроспективную экспозицию на биеннале в Венеции, 1969 — выставки в музеях США. Он создал собственный оригинальный графический стиль, похожий на безумные воронки "Звездной ночи" Ван Гога. Его картины и гравюры отличаются абстрактной пестротой красок и мягкими линиями.

   Спирали – любимая деталь Хундертвассера в его картинах – были для него символом гармонии, жизни и свободы. Спирали на всю жизнь стали его любимой темой, формой и содержанием. Он рисовал эти бурные, красочные водовороты со страстью и упоением. Одну из таких бесконечных спиралей он решил нарисовать в 1959 году в Гамбурге. В то время он был приглашенным доцентом в Высшей школе искусства на Lerchenfeld. Вместе с друзьями Б. Брохом и Г.Шульдтом Хундертвассер устроил «спиральный марафон» на стенах учебного класса, начав вести линию от самого пола. В разгар акции появился ректор, который требовал, чтобы его немедленно впустили. Хундертвассер ответил: "Подождите минутку, пока не могу, потому что это запрещено законом линии. Подождите, пока линия не покинет дверь". Линия длилась два дня и две ночи, в течение которых он и го друзья непрерывно рисовали линию на стенах (сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество). Действо прервали, когда линия достигла высоты 2,5 метра. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла свое завершение. В знак протеста художник отказался от должности и покинул Гамбург.

    В 1967 году он сочинил манифест «Право на третью кожу», и не только сочинил, но и прочитал. Посреди буржуазного и предельно приличного города Мюнхена абсолютно голым. Видимо, сила воздействия на публику обнаженного чтеца удовлетворила создателя и пропагандиста, так как чуть позже в том же виде он зачитывал слушателям свой манифест-байкот Loose from Loos. Позже, уже будучи востребованным архитектором с мировым именем, профессором Академии искусств в Вене, лауреатом Большой Австрийской премии искусств и Премии за защиту природы, он отдавал дань тяге к экстравагантности, ежедневно выходя из дома в разных носках в течение двадцати лет. Сначала неосознанно, затем умышленно. На вопрос: «Зачем вы носите два разных носка?» он неизменно отвечал: «А почему вы носите два одинаковых носка?»

   В 1968 г. Хундертвассер  приобрел старую шхуну, предназначенную на слом, и много лет совершал на ней длительные и далекие плавания.

Хундертвассер активно включился в движение «зеленых», выступал с докладами по вопросам экологии, в том числе в ЮНЕСКО (1977), в сенате США (1980)

   Разрабатывая авторский дизайн фасадов, он декларировал экологическую бескомпромиссность. Взаимоотношения с природой были всегда чрезвычайно важны для художника, бережно вписывающего свои объекты в ее мир. В День Хундертвассера в Вашингтоне (18 ноября 1980 года) на площади Правосудия посадили первые двенадцать из сотни деревьев, и художник представил антиядерный плакат, агитировавший за экологию против ядерного вооружения.

  Он с радостью брался за все, делал эскизы почтовых марок  для республик Сенегал и Берег Слоновой Кости, а  так же почтовая марка для ООН и очень в этом преуспел, так что в 1997 году получил гран-при филателистов Германии. Разработал дизайн флага Новой Зеландии и Флага мира для Ближнего Востока (на котором звезда Давида соседствует с полумесяцем), создал внешний вид для «Боинга В 757″ германских линий «Кондор», официальный плакат ХХ Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене, телефонные карточки, монеты, жетоны для казино. В 1995 году небольшим тиражом вышло издание Библии с иллюстрациями художника, и сейчас это уже библиографическая редкость. Каждая мелочь становилась настоящим шедевром в его руках.

   Произведения художника украшают многие города мира. После него остались здания в Австрии: знаменитый музей Kunst Haus Wien, один этаж которого занимают графические работы архитектора, а крышу украшают его личные апартаменты; церковь; котельная; придорожный ресторан; больница; поселок термальных источников и еще многие, многие другие. В Токио установлена инсталляция «Памятник часам XXI века». В Португалии, на Восточном вокзале Лиссабона можно увидеть его грандиозное панно из изразцов «Погружение Атлантиды». Так же его здания находятся в Германии, США, Израиле, Швейцарии, Новой Зеландии. Все они неповторимы и безошибочно узнаваемы.

Некоторые проекты Хундертвассера осуществили посмертно.

   Умер архитектор, как и полагается гению, не в своей постели, а в очередном странствии на борту океанского лайнера «Королева Елизавета II» по дороге из Новой Зеландии в Европу от инфаркта. Это случилось 19 февраля 2000 года. В соответствии с завещанием, похоронили Фриденсрайха Хундертвассера в Новой Зеландии на острове Счастливых Мертвецов, под тюльпановым деревом - в полной гармонии с природой, которую он беззаветно любил. «Человек не умер, а живет в дереве: своей физической сущностью он возвращает природе то, что мы взяли у нее. В результате - чистая совесть и счастливый мертвец».

В наследство великий австриец оставил миру свою безудержную фантазию, воплощенную в нескольких десятках архитектурных и живописных шедевров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Хундертвасер