Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 19:25, реферат
Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма ( V - XV вв.). Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеистического Бога.
В многомерности и
многоплановости идей
Эпоха возрождения
знаменуется развитием
Изобретения и открытия,
знаменующие переход к Новому
времени, открытие Америки,
Выдающиеся люди этого
периода - цельные, универсальные,
масштабные натуры. Они ставили
перед собой грандиозные
Гуманизм и антропоцентризм
философии Возрождения в
Философией эпохи Возрождения
называется совокупность
К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
- антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к чело¬веку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
- оппозиционность к Церкви
и церковной идеологии (то
- перемещение основного интереса от формы идеи к ее со¬держанию;
- принципиально новое,
научно-материалистическое
- большой интерес к
социальным проблемам,
- торжество индивидуализма;
- широкое распространение идеи социального равенства.
Гуманизм (от лат. humanitas — человечность) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.
Рост городов-республик
привёл к росту влияния
В городах стали
возникать светские центры
Антропоцентризм (от греч.άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Антропоцентризм предписывает
противопоставлять феномен
В оппозицию ставится
также мировоззрению
В то же время
история слова намного более
древняя. Известное выражение
Протагора "Человек есть мера
всех вещей" называют ключевой
фразой антропоцентризма
Все это сильно изменило
философскую проблематику, в центре
которой стали проблемы
Эмпиризм, согласно которому
научное знание может быть
получено из опыта и
Рационализм, согласно
которому научное знание может
быть получено путем
Т.офилософия нового времени – это философия рационального антропоцентризма, согласно которому каждый человек представляет собой самостоятельную мыслящую субстанцию – действия и поведения его обуславливаются лишь его желаниями и мотивами.
Проявляется тенденция
возврата к новозаветному
ИНДИВИДУАЛИЗМ – особая форма мировоззрения, подчеркивающая приоритет личностных целей и интересов, свободу индивида от общества.
Базовыми признаками индивидуализма называют следующие два:
главенство личных целей.
У индивидуалистов часто
самостоятельность действий личности. Хотя индивид всегда является членом разных социальных групп и организаций, человек с индивидуалистической психологией в высокой степени автономен от них и способен успешно действовать, не обращаясь к их помощи.
Пантеизм (отпан... и греч. theós — бог), философское учение, отождествляющее бога и мир. Термин «пантеист» был введён английским философом Дж. Толандом (1705), а термин «Пантеизм»— его противником нидерландским теологом И. Фаем (1709). В пантеистических концепциях нередко скрывались натуралистические тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к материализму, представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему теистическому религиозному мировоззрению. Иногда же в форму Пантеизм облекались религиозно-мистические стремления, растворявшие природу в боге. В 1828 немецкий философ К. Краузе для обозначения своей идеалистической системы, чтобы отличить её от системы натуралистической и материалистической Пантеизм, ввёл термин «панентеизм» (от греч. pánentheó — всё в боге). Известны примеры причудливого переплетения элементов обоих типов Пантеизм в мировоззрении одного и того же мыслителя. Пантеистические идеи содержались уже в древнеиндийской мысли (особенно в брахманизме, индуизме и в веданте), в древнекитайской мысли (даосизм), в древнегреческой философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Однако поскольку в эту эпоху политеизма ещё не было понятия бога как единого мирового духа, указанные воззрения были одним из проявлений гилозоистического (см. Гилозоизм) одушевления всего мира.
В средние века, в
отличие от иудаизма, христианства
и ислама, с определяющим для
них теистическим пониманием
бога как личности, абсолютно
возвышающейся над природой и
человеком, Пантеизм (обычно восходивший
к философии неоплатонизма)
Натуралистические тенденции Пантеизм со всё большей силой начали проявляться в эпоху Возрождения. Одним из первых подошёл к Пантеизм Николай Кузанский. Рассматривая бога как «бесконечный максимум» и приближая его к природе как «ограниченному максимуму», он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Расцвет Пантеизм в Западной Европе относится к 16 — началу 17 вв., когда он лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоявших креационизму господствовавших монотеистических религий (в особенности у итальянских философов Дж. Кардана, Ф. Патрици, Т. Кампанеллы, Дж. Бруно). В этих учениях бог, остававшийся бесконечным незримым абсолютом, всё полнее сливался с природой, пока не стал по существу её псевдонимом у Бруно. Его тезис: «... природа... есть не что иное, как Бог в вещах» («Изгнание торжествующего зверя», СПБ, 1914, с. 162) и учение о единой субстанции, лежащей в основе как материальных, так и духовных явлений, следует расценивать уже как материализм.
7
Антропологический материализм Л. Фейербаха
В середине XIX века с острой критикой
идеализма выступил немецкий философ
Людвиг Фейербах. С точки зрения
Фейербаха, идеализм есть не что иное,
как рационализированная
Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.
Согласно Фейербаху, для освобождения
от религиозных заблуждений
Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха — не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого »Я». Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело — две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него — не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.
Критикуя идеалистическую