Государственное управление при ЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении истории человек тем или иным образом зависел от окружающего мира. По мере развития науки человек стал менее зависим от природных факторов. Вместе с тем вмешательство человека в естественные природные процессы с годами становится более интенсивным и экстенсивным. В связи с этим появились новые опасности и риски, связанные с чрезвычайными ситуациями. Хотя человечество отвечает на новые вызовы окружающего мира все более совершенными инструментами прогнозирования и предотвращения чрезвычайных ситуаций, природные и техногенные катастрофы представляют серьезную опасность для людей.

Содержание

Введение 5
1 Основные понятия, критерии чрезвычайной ситуации, задачи Гражданской обороны 8
1.1 Классификация и виды чрезвычайных ситуаций 8
1.2 Основные задачи Гражданской обороны Краснодарского края при ЧС 19
2 Государственное управление чрезвычайной ситуацией 30
2.1 Структура и органы управления чрезвычайной ситуацией 30
2.2 Роль государства в обеспечении безопасности 35
2.3 Функции в области Пожарной безопасности Краснодарского края 39
2.4 Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) 40
2.5 Защита населения от ЧС Краснодарского края 41
Заключение 44
Список использованных источников 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГМУ основной текс.docx

— 90.58 Кб (Скачать файл)

 

Чрезвычайные ситуации классифицируются по различным признакам. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 304 от 21 мая 2007 года «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по масштабам распространения и тяжести последствий, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, подразделяются на чрезвычайные ситуации локального характера; чрезвычайные ситуации муниципального характера; чрезвычайные ситуации межмуниципального характера; чрезвычайные ситуации регионального характера; чрезвычайные ситуации межрегионального характера; чрезвычайные ситуации федерального характера [5].

К чрезвычайным ситуациям локального характера относятся: чрезвычайные ситуации, в результате которых территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тысяч рублей.

Чрезвычайные ситуации муниципального характера  - те чрезвычайные ситуации, в результате которых, зона чрезвычайных ситуаций не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 5 миллионов рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайным ситуациям локального характера.

К чрезвычайным ситуациям межмуниципального характера относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых зона чрезвычайных ситуаций затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 миллионов рулей [6].

Чрезвычайные ситуации регионального характера - те чрезвычайные ситуации, в результате которых зона чрезвычайных ситуаций не выходит за пределы одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 5 миллионов рублей, но не более 500 миллионов рублей.

К чрезвычайным ситуациям федерального характера относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых количество пострадавших составляет свыше 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 500 миллионов рублей.

По природе возникновения чрезвычайные ситуации можно разделить на техногенные, природные, экологические, антропогенные, социальные и комбинированные.

К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии на химически опасных объектах, выбросы РВ на радиационно опасных объектах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения, транспортные катастрофы и другое.

К природным относятся чрезвычайные ситуации, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и другое.

К экологическим бедствиям чрезвычайных ситуаций относятся аномальные изменения состояния природной среды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и так далее.

К биологическим чрезвычайным ситуациям относятся: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным чрезвычайным ситуациям  - события, порождаемые обществом и происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применением силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны), голод и другое [7].

Антропогенные чрезвычайные ситуации - следствия ошибочных действий людей.

По причине возникновения, чрезвычайные ситуации делятся: на случайные (непреднамеренные) и преднамеренные. К последней группе относятся террористические акты, экстремистские действия, другие умышленные действия. Большинство чрезвычайные ситуации носят случайный характер. Однако это не значит, что возникновение и развитие ЧС не подчиняется никаким закономерностям.

По режиму времени чрезвычайные ситуации делятся на чрезвычайные ситуации мирного времени и военного времени.

Для чрезвычайных ситуаций военного времени в нормативной и методической литературе используется выражение «чрезвычайные ситуации от опасностей, возникающих при введении военных действий или вследствие этих действий» [8].

По скорости развития чрезвычайные ситуации делятся на: внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии); стремительные (связанные с пожарами, выбросами СДЯВ, АХОВ); умеренные (паводки, наводнения, извержения вулканов и другое).

Чрезвычайные ситуации характеризуются качественными и количественными критериями. К качественным критериям относятся: временной (внезапность и быстрота развития событий); социально-экологический (человеческие жертвы, выведение из хозяйственного оборота больших площадей); социально-психологический.

Основные причины возникновения ЧС:

  •   внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

  •   внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи энергоносителей, технологических продуктов, терроризм, войны.

Характер развития чрезвычайных ситуаций, возникновение чрезвычайных ситуаций   обусловлено наличием остаточного риска. В соответствии с концепцией остаточного риска абсолютную безопасность обеспечить невозможно. Поэтому принимается такая безопасность, которую приемлет и может обеспечить общество в данный период времени.

Условия возникновения чрезвычайных ситуаций  : наличие источника риска (давления, взрывчатых, ядовитых, РВ); действия фактора риска (выброс газа, взрыв, возгорание); нахождение в очаге поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий [9].

Анализ причин и хода развития чрезвычайных ситуаций   различного характера показывает на их общую черту - стадийность. В интересах профилактики целесообразно выделить пять стадий развития аварий и чрезвычайных ситуаций [10]:

  • накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;
  • период развития катастрофы;
  • экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии;
  • период затухания;
  • период ликвидации последствий.

В целом развитие государства в чрезвычайных ситуаций   оказывают тормозящее действие: происходит потеря ресурсов, используемых на социальное и экономическое развитие; в зависимости от масштабов текущие программы развития могут быть прерваны с целью перевода ресурсов из долгосрочных программ па программы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, и осуществление программ реконструкции; ухудшается инвестиционная картина, возможен рост безработицы и спад рыночного спроса в регионе чрезвычайной ситуации, что ведет к стагнации экономики; оказывает негативное влияние на частный сектор экономики, который несет при этом как прямые, так и косвенные убытки.

1.2 Основные задачи Гражданской обороны Краснодарского края при ЧС

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [11].

В рамках гражданской обороны реализуется одна из важнейших функций любого государства и его органов - оборонительная. Посредством гражданской обороны обеспечивается участие в оборонительной деятельности не только государства (в лице его органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации), но так же и муниципальных образований (в лице органов местного самоуправления) и организаций (юридических лиц любой организационно-правовой формы).

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, как события, представляющие опасность для населения, материальных и культурных ценностей были внесены в положения Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ «О гражданской обороне» [12]. Это дополнение нормы закона имеет важное значение, поскольку повышает уровень безопасности защищаемых объектов, готовность к устранению возникших угроз этой безопасности, а так же разграничивает компетенцию субъектов гражданской обороны и войск регулярных Вооруженных сил. 

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  1. обучение населения в области гражданской обороны:

Обучение населения способам защиты от опасностей призвано минимизировать неблагоприятные последствия опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, организуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Организации осуществляют непосредственно обучение своих работников. Обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, является неотъемлемым правом граждан, но оно же трансформируется и в обязанность.

  1. оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

Оповещение населения об опасностях возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий означает в первую очередь - информирование граждан о начале самих военных действий и приближении боев к конкретному населенному пункту, а так же о непосредственных поражающих факторах - бомбардировка противником, артиллерийский или ракетный обстрел, применение противником бактериологического, химического, ядерного или иного оружия массового поражения [13]. Оповещение осуществляется как через средства массовой информации или через локальные сети, так и звуковыми и иными сигналами. Своевременное оповещение об опасностях, связанных с военными действиями и чрезвычайными ситуациями позволит в десятки раз снизить потери среди гражданского населения. Сокращение сроков оповещения достигается внеочередным использованием всех видов связи, телевидения и радиовещания, применением специальной аппаратуры и средств, для подачи звуковых и световых сигналов.

  1. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

Эвакуация представляет собой оперативное перемещение населения, материальных и культурных ценностей из опасных районов. Эвакуация проводится в случае угрозы возникновения или появления реальной опасности формирования в этих зонах под влиянием разрушительных и вредоносных сил природы, техногенных факторов и применения современного оружия критических условий для безопасного нахождения людей, а также при невозможности удовлетворить в отношении жителей пострадавших территорий минимально необходимые требования и нормативы жизнеобеспечения.

Подготовленная эвакуация является оптимальной альтернативой паническому бегству. Мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения планируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Непосредственную организацию мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований.

В зависимости от срочности и периода производства, эвакуация может быть заблаговременной или экстренной. Экстренная эвакуация производится в случае наступления чрезвычайной ситуации или военных действий, когда опасные факторы уже начали действовать или имеется реальная опасность скорейшего их наступления. Заблаговременная эвакуация производится с целью удаления населения с территорий, на которых в скором времени возможно начало военных действий или развитие чрезвычайной ситуации.

Эвакуационные мероприятия планируются и осуществляются по производственно-территориальному принципу. Эвакуация рабочих, служащих и членов их семей осуществляется по производственному принципу, то есть по предприятиям, цехам, отделам. Эвакуация населения, не связанного с производством, производится по территориальному принципу - по месту жительства, через домоуправления и различные другие жилищно-эксплуатационные организации. Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, но в особых случаях образовательные учреждения и детские сады вывозятся самостоятельно.

  1. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты:

Убежища и средства индивидуальной защиты должны быть подготовлены в достаточном количестве заблаговременно, в мирное время. Защитные сооружения гражданской обороны предназначаются для защиты в военное время укрываемых от воздействия оружия массового поражения и должны использоваться в мирное время для нужд народного хозяйства и обслуживания населения. Защитные сооружения можно определить как инженерные сооружения, специально предназначенные для защиты населения от ядерного, химического, бактериологического и иного оружия, а так же от дополнительных поражающих факторов оружия.

Информация о работе Государственное управление при ЧС