Государственное управление при ЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении истории человек тем или иным образом зависел от окружающего мира. По мере развития науки человек стал менее зависим от природных факторов. Вместе с тем вмешательство человека в естественные природные процессы с годами становится более интенсивным и экстенсивным. В связи с этим появились новые опасности и риски, связанные с чрезвычайными ситуациями. Хотя человечество отвечает на новые вызовы окружающего мира все более совершенными инструментами прогнозирования и предотвращения чрезвычайных ситуаций, природные и техногенные катастрофы представляют серьезную опасность для людей.

Содержание

Введение 5
1 Основные понятия, критерии чрезвычайной ситуации, задачи Гражданской обороны 8
1.1 Классификация и виды чрезвычайных ситуаций 8
1.2 Основные задачи Гражданской обороны Краснодарского края при ЧС 19
2 Государственное управление чрезвычайной ситуацией 30
2.1 Структура и органы управления чрезвычайной ситуацией 30
2.2 Роль государства в обеспечении безопасности 35
2.3 Функции в области Пожарной безопасности Краснодарского края 39
2.4 Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) 40
2.5 Защита населения от ЧС Краснодарского края 41
Заключение 44
Список использованных источников 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГМУ основной текс.docx

— 90.58 Кб (Скачать файл)

— высшего приоритета человека, закрепленный провозглашением в качестве цели государственной стратегии минимизации человеческих жертв при ЧС;

— приоритета здоровья человека — в соответствии с этим принципом при любых ЧС необходимо стремиться к тому, чтобы ущерб здоровью людей, попавших в ЧС, был сведен к минимуму, который только возможен в каждой конкретной ситуации;

— экологического императива — повреждающее воздействие на окружающую природную среду в ЧС должно быть сведено к минимуму;

— защиты культурного наследия — при любых ЧС необходимо, чтобы ущерб культурным ценностям был сведен к минимуму;

— обоснования — меры по управлению рисками и смягчению последствий ЧС должны строиться с учетом баланса затрат и предотвращенного ущерба (не только экономического, но и политического, социального, экологического);

— оптимизации — выбор мер защиты должен максимизировать чистую пользу;

— регионального императива — при реализации стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС необходимо учитывать природные, этнокультурные, политико-экономические и другие особенности региона ЧС;

— локального реагирования — основные мероприятия по реализации государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС должны проводиться на местном уровне; ответственность за их проведение должна возлагаться на местные органы власти.

— национальной консолидации — реализация государственной стратегии должна строиться на сочетании интересов и распределении ответственности между федеральным, региональным и местным уровнями, между государственными органами, частным предпринимательством и неправительственными общественными организациями, то есть следует исходить из необходимости консолидации всех национальных сил — государственных, частных и общественности;

— приоритета профилактики и предотвращения ЧС — идентификация, диагностика, мониторинг и оценка рисков с последующим прогнозированием и предотвращением ЧС должны лежать в основе всех мероприятий по реализации государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС. В основе этого принципа, лежит доказанный факт, что профилактика и предотвращение ЧС гораздо дешевле и гуманнее, чем ее ликвидация;

— права на выбор — признание права отдельных людей и организаций идти на сознательный риск проживания и деятельности в местах повышенной опасности и самостоятельно нести ответственность за собственный выбор, если это не затрагивает права других людей.

Общегосударственной проблемой в нашей стране является предупреждение ЧС природного и техногенного характера, максимальное снижение масштабов потерь. Для реализации новой стратегии необходимы создание методов и средств, прогнозирования и предупреждения и прежде всего оценка риска, разработка превентивных мер, предупреждение и обеспечение готовности к ЧС.

Предупреждение и готовность к ЧС — это система, включающая мониторинг опасных природных явлений, оперативную обработку и передачу информации, долго, средне и краткосрочные прогнозы, меры быстрого оповещения и реагирования [16].

Оперативная готовность к стихийному бедствию предусматривает:

  • систему мер по предупреждению населения в реальном режиме времени; подготовку лиц и специальных команд, которые будут участвовать в ликвидации последствий катастроф;
  • оказание санитарно-медицинской помощи;
  • резерв продуктов питания и предметов первой необходимости (жилья, одежды, полевых кухонь и так далее).

 Система предупреждения и  готовности эффективна только  в том случае, если работает  на всех уровнях — от местного, до регионального и международного. Отсутствие какого-либо звена в системе оповещения и готовности сводит к нулю усилия всех остальных звеньев.

Следуя новой стратегии, спасти людей и предотвратить огромные разрушения можно, если ввести достаточно продуманную систему прогноза и предупреждения, обеспечить готовность на всех уровнях, включая население, специалистов, ученых, государственных деятелей. Население и местные органы обязаны проводить превентивные мероприятия, точно соблюдать требования безопасности, быстро реагировать на любые предупреждения. Ученые, практики и специалисты должны вести разработки по рациональному использованию территорий и строительству устойчивых сооружений, осуществлять мониторинг и прогнозирование опасных явлений, оперативно информировать органы государственного и местного управления о грозящих катастрофах.

Задача государственных и политических деятелей сводится к инвестированию наиболее важных превентивных проектов, принятию решений о предупреждении населения и экстренных мерах по заблаговременной подготовке к ожидаемому удару стихии.

2.3 Функции в области Пожарной безопасности Краснодарского края

Отдел взаимодействия с органами гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в соответствии с поставленными перед ним задачами  осуществляет следующие функции в области  Пожарной Безопасности [17]:

1. Участие в пределах своей  компетенции в организации выполнения   и  осуществления мер пожарной безопасности.

2. Участие в организации обучения  населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения  о мерах пожарной безопасности.

3. Разработка, организация выполнения  и финансирование краевых целевых  программ.

4. Участие в осуществлении в  пределах своей компетенции социального  и экономического стимулирования  обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и  закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения  в борьбе с пожарами.

5. Участие в осуществлении мер  по правовой и социальной защите  личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении  Краснодарского   края,  и  членов их семей.

6. Обеспечение создания, реорганизации   и  ликвидации органов управления  и  подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств краевого бюджета.

7. Участие в разработке перечня  организаций, в которых в обязательном  порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет краевого  бюджета.

2.4 Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций (объектов экономики), в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС.

Единая система (РСЧС) состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на пяти уровнях:

  • федеральном, охватывающем всю территорию России;
  • межрегиональном – территория нескольких субъектов РФ;
  • региональном – территория субъекта РФ;
  • муниципальном – территория города (района, населенного пункта);
  • объектовом – территория объекта экономики (ОЭ).

К федеральному уровню РСЧС относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти.

К межрегиональному уровню (РСЧС) относятся органы управления, органы исполнительной власти, силы и средства нескольких субъектов РФ. Он образован с учетом районирования территории РФ, которая поделена на семь, ранее указанных для (РСЧС), регионов: Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Дальневосточный, Сибирский, Южный. Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов РФ.

К региональному уровню (РСЧС) относятся органы исполнительной власти, органы управления, силы и средства субъекта РФ.

Муниципальный уровень (РСЧС) включает органы местного самоуправления, органы управления, силы и средства муниципальных образований.

Объектовый уровень охватывает территорию объекта экономики (ОЭ) и включает руководство (ОЭ), его органы управления, силы и средства.  

На каждом уровне (РСЧС) создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, систем связи, оповещения и информационного обеспечения [18].

2.5 Защита населения от ЧС Краснодарского края

Обеспечение защиты населения и территорий Кубани от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - одна из важнейших задач государственной политики Краснодарского края в области обеспечения безопасности и устойчивого развития региона. Функции по ее реализации возложены на министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края.  
           На современном этапе в работу по обеспечению природной и техногенной безопасности включены следующие направления:  
выявление опасностей, оценка риска и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; уменьшение риска и повышение эффективности защиты населения и территорий; государственное регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий техногенных аварий и стихийных бедствий;  
развитие и совершенствование сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций; обеспечение пожарной безопасности и гражданской обороны.  
           В соответствии с действующим федеральным и краевым законодательством департамент выполняет следующие функции:  
осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти;  
оказывает методическую помощь органам местного самоуправления, предприятиям и организациям;  
осуществляет отбор и финансирование подрядных организаций для производства научно-исследовательских, проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ по реализации краевых целевых программ и отдельных мероприятий в области защиты населения и территорий края от ЧС; осуществляет функции государственного заказчика в области предупреждения и ликвидации ЧС и их последствий, финансируемых за счет средств федерального и краевого бюджетов;  
участвует в разработке проектов нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и обеспечения пожарной безопасности;  
в пределах своей компетенции участвует в ликвидации чрезвычайных ситуаций; координирует деятельность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований края;  
занимается вопросами создания, реорганизации и ликвидации подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств краевого бюджета;  
принимает участие в подготовке предложений по финансированию расходов на создание, хранение, использование и восполнение краевого резерва материальных ресурсов.  
           Министерством ежегодно финансируются аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные работы, ремонтно-востановительный работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Объем финансирования составляет не менее 450-500 миллионов рублей в год [19].  
           С 2002 года министерство реализует подпрограмму федеральной целевой программы «Жилище» в части обеспечения жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и приравненных к ним лиц. Всего за период с 2002 по 2007 год было выделено 34 субсидии и 315 жилищных сертификатов для приобретения жилья вышеуказанным гражданам.  
           С 2006 года министерство является уполномоченным органом по реализации прав на жилище спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований Краснодарского края и членов их семей, членов семей погибших спасателей - в рамках выполнения мероприятий краевой целевой программы «Жилище» на 2005-2010 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На территории Российской Федерации сохраняются высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации), и тенденция роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, что заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.

Наибольший экономический ущерб от стихийных бедствий приходится на развитые страны. Экономические причины роста природного (и техногенного) риска обусловлены необходимостью сокращения срока окупаемости капиталовложений в производство (следствие научно-технического прогресса).

Чрезвычайные ситуации способны поставить под угрозу безопасное проживание людей на огромных территориях, вызвать социально-политическую нестабильность и значительный материальный ущерб. Чтобы всего этого избежать, необходимы мероприятия, меры и организации по предупреждению ЧС.

Правовую основу безопасности жизнедеятельности составляют законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации, и подзаконные акты: указы президентов, постановления правительства Российской Федерации и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными органами. Среди законодательных актов по организации работ в чрезвычайных ситуациях: Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Среди подзаконных актов – Постановления правительства «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации», «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера» и другие. Основным законом государства является Конституция Российской Федерации, а ее гарантом – Президент.

Нормативно-технической основой обеспечения безопасности жизнедеятельности составляет нормативно-техническая документация по охране труда, включающая государственные стандарты Российской Федерации, систему стандартов безопасности труда, отраслевые стандарты, санитарные правила, гигиенические нормативы, правила безопасности, инструкции по безопасности.

МЧС РФ осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности.

Информация о работе Государственное управление при ЧС