Защита прав потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:21, реферат

Краткое описание

Защита прав потребителей является одной из важных социально-экономических проблем. Она превратилась в главнейший фактор развития экономики. Политика, проводимая в данной сфере, преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая — защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется. Выполнение этих задач позволяет обеспечить, с одной стороны, благосостояние потребителя, а с другой стороны эффективную экономику в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

защита прав потребителя.docx

— 33.08 Кб (Скачать файл)

К полномочиям второй группы относится направление материалов в лицензирующие органы, органы прокуратуры, Министерство внутренних дел и др. Полномочия контролирующих и лицензирующих  органов, осуществляющих надзор в данной области, определены Федеральным законом  РФ от 25 сентября 1998 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Третью группу полномочий МАП составляет право обращения  в суд и арбитражный суд  в защиту нарушенных прав потребителей. Иски могут предъявляться в защиту прав отдельных потребителей, группы потребителей или в интересах  неопределенного круга потребителей. Содержание иска определяется характером нарушений права и направлено на устранение допущенных нарушений.

Кроме МАП и его территориальных  органов существует ряд федеральных  органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за безопасностью и качеством  товаров, работ и услуг. Это органы по стандартизации, метрологии и сертификации, органы санитарно-эпидемиологического  надзора, органы по охране окружающей среды и природных ресурсов и  др. Эти органы объединяет единая цель: обеспечение безопасности товаров, работ и услуг.

В настоящее время действуют  следующие наиболее важные законы и  постановления Правительства, определяющие компетенцию федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью  товаров:

-           Закон РФ "О сертификации" от 10 июня 1993 г.,

-           Закон РФ "О стандартизации  продукции и услуг" от 10 июня 1993 г.,

-           Федеральный закон "О санитарно-эпидимиологическом  благополучии населения" от 30 марта 1999 г. и другие.

Однако федеральные органы власти не могут решить всех проблем, возникающих в области защиты прав потребителей. Поэтому Закон  часть функций в этой области  возлагает на городские, районные, областные  администрации.

В соответствии со ст. 44 Закона, в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования  органы местного самоуправления вправе:

-           рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам  защиты прав потребителей;

-           анализировать договоры, заключаемые  продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления  условий, ущемляющих права потребителей;

-           при выявлении товаров (работ,  услуг) ненадлежащего качества, а  также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей  среды незамедлительно извещать  об этом федеральные органы  исполнительной власти, осуществляющие  контроль за качеством и безопасностью  товаров (работ, услуг);

-           в случаях выявления продажи  товаров (выполнения работ, оказания  услуг), не сопровождающихся достоверной  и достаточной информацией, или  с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если  установление этих сроков обязательно,  приостанавливать продажу товаров  (выполнение работ, оказание услуг)  до предоставления информации  или прекращать продажу товаров  (выполнение работ, оказание услуг);

-           обращаться в суды в защиту  прав потребителей (неопределенного  круга потребителей).

Местные органы власти, в  отличие от федеральных, не наделены контрольными функциями. Практически  единственная мера, которую они могут  применить, - приостановление продажи  товаров с просроченными сроками годности. Тем не менее, специалисты местных органов выявляют нарушения прав потребителей, направляют информацию о нарушениях в соответствующие федеральные органы для принятия мер, обращаются в суд. Кроме того, круг полномочий органов по защите прав потребителей устанавливается органами местного самоуправления и потому может быть расширен.

2.2 Судебная защита прав  потребителей. Компенсация морального  вреда

 

В соответствии со ст.125 ГК РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд. Это является основополагающим принципом, предусмотренным Конституцией Российской Федерации (ст. 46). Закон  предусматривает судебный порядок  защиты нарушенных прав потребителя  по иску самого потребителя, федерального антимонопольного органа, федеральных  органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью  товаров, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей. Перечисленные органы могут предъявлять  иски в интересах одного потребителя, группы потребителей или в интересах  неопределенного круга потребителей (ч. 3 ст. 17 Закона). В указанных случаях  истцы освобождаются от уплаты государственной  пошлины.

Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного в Законе и подлежащего судебному рассмотрению. Для формы и содержания искового заявления применяются общие  правила, определяемые в ст. 126 Гражданско-процессуального  Кодекса Российской Федерации (ГПК  РФ). Порядок рассмотрения дела, права  и обязанности сторон регулируются ГПК РФ.

При обращении в суд  следует соблюдать срок исковой  давности. Общий срок, в соответствии со ст. 196 ГК РФ установлен в три года. На некоторые требования срок исковой  давности не распространяется. Это  относится, в частности, к требованиям  вкладчиков к банку о выдаче вкладов, к требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

Согласно ст. 151 ГК РФ под  моральным вредом понимается физические или нравственные страдания, причиненные  гражданину действиями, нарушающими  его личные неимущественные права  и блага. Причиненный моральный  вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением  сторон, а в случае спора –  судом и зависит от характера  и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени  вины ответчика в каждом отдельном  случае, иных, заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен  в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального  вреда, убытков и иных материальных требований. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественных требований.

2.3 Права общественных  объединений потребителей

 

Граждане могут объединяться в общественные организации на добровольной основе. В соответствии со ст. 27 Закона РФ "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г., общественные объединения  имеют право:

-        свободно  распространять информацию о  своей деятельности;

-        участвовать  в выработке решений органов  государственной власти и органов  местного самоуправления в порядке  и объеме, предусмотренными настоящим  Федеральным законом и другими  законами;

-        проводить  собрания, митинги, демонстрации, шествия  и пикетирование;

-        учреждать  средства массовой информации  и осуществлять издательскую  деятельность;

-        представлять  и защищать свои права, законные  интересы своих членов и участников, а также других граждан в  органах государственной власти, органах местного самоуправления  и общественных объединениях;

-        выдвигать  кандидатов (списки кандидатов) при  проведении выборов в органы  государственной власти и органы  местного самоуправления (в случае  государственной регистрации общественного  объединения как политического  общественного объединения.

Кроме того, Закон РФ "Об общественных объединениях" наделил  общественные объединения потребителей широким кругом прав. Объединения  вправе:

1)         участвовать в разработке требований  к безопасности товаров, стандартов, проектов законов и иных нормативных  актов, регулирующих отношения  в области защиты прав потребителей,

2)         проводить независимую экспертизу  качества и безопасности товаров,

3)         проверять соблюдение прав потребителей  и правил торговли, бытового и  иных видов обслуживания потребителей,

4)         вносить в федеральные органы  исполнительной власти предложения  о мерах по повышению качества  товаров, снятию с производства, изъятию из оборота товаров,  опасных для жизни, здоровья, имущества  потребителей и окружающей среды,

5)         участвовать совместно с федеральными  органами исполнительной власти  в осуществлении контроля за  применением регулируемых цен,

6)         вносить в органы прокуратуры  и федеральные органы исполнительной  власти материалы о привлечении  к ответственности лиц, виновных  в выпуске и реализации товаров,  не соответствующих требованиям  к безопасности и качеству  товаров, а также в нарушении  прав потребителей,

7)         обращаться в органы прокуратуры  с просьбами принести протесты  о признании недействительными  актов федеральных органов исполнительной  власти, актов органов исполнительной  власти субъектов РФ и актов  органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим  отношения в области защиты  прав потребителей,

8)         обращаться в суд в защиту  прав потребителей (неопределенного  круга потребителей).

Закон предоставляет потребительским  организациям право проводить экспертизу качества и безопасности товаров. Для  реализации этого права общественные объединения потребителей могут  учреждать собственные испытательные  лаборатории, заключать договора с  действующими лабораториями. Одно из достоинств потребительских испытаний –  их независимость. В информации о  своем продукте продавец старается  предоставлять лишь те сведения, которые  будут способствовать росту спроса. Задача же потребительских организаций – сравнить рекламируемый товар с аналогичным по характеристикам товарами других фирм и предоставить потребителю возможность осознанного выбора. Результаты испытаний обычно публикуются в средствах массовой информации.

Таким образом, защиту прав потребителей осуществляют органы государственной  власти и местного самоуправления, суды и общественные объединения. Федеральным  органом, осуществляющим государственный  контроль за соблюдением законов  и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также дающим официальные  разъяснения по вопросам применения указанных актов, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства.

Однако федеральные органы власти не могут решить всех проблем, возникающих в области защиты прав потребителей. Поэтому Закон  часть функций в этой области  возлагает на городские, районные, областные  администрации. Местные органы власти, в отличие от федеральных, не наделены контрольными функциями.

Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного в Законе и подлежащего судебному рассмотрению. Для формы и содержания искового заявления применяются общие  правила, определяемые в ст. 126 ГПК  РФ. Порядок рассмотрения дела, права  и обязанности сторон регулируются ГПК РФ.

Причиненный моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением  сторон, а в случае спора –  судом и зависит от характера  и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени  вины ответчика в каждом отдельном  случае.

В сфере защиты прав потребителей Закон предоставляет потребительским  организациям право проводить экспертизу качества и безопасности товаров, проверять  соблюдение прав потребителей и правил бытового и иных видов обслуживания, участвовать по поручению потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения их прав. Организации потребителей вправе предъявлять в интересах  потребителей иски в суд.

 

Глава 3. Ответственность  за нарушение прав потребителей

 

3.1 Гражданско-правовая ответственность

 

Гражданская ответственность  наступает:

1)         за предоставление ненадлежащей  информации о товаре, работе, услуге, об изготовителе, исполнителе, продавце;

2)         за вред, причиненный вследствие  недостатков товаров, работ, услуг;

3)         за просрочку требований потребителей;

4)         за нарушение исполнителем сроков;

5)         за другие нарушения, вытекающие  из договорных отношений.

Важность для потребителя  достоверной и полной информации о товаре, работе, услуге или об изготовителе, исполнителе, продавце подчеркивается установлением в Законе специальной  ответственности за нарушения в  этой области. Для наступления ответственности  необходимо установление причинной  связи между предоставлением  неверной или неполной информации и  последствиями, предусмотренными ст. 12 Закона.

В результате предоставления недостоверной или неполной информации о товаре может наступить причинение вреда жизни, здоровью или имуществу  потребителя, а также природным  объектам. Закон предусматривает  различные последствия причинения вреда вышеперечисленным объектам. В первом случае вред возмещается  по правилам ст. 14 Закона (в полном объеме, в течение установленного срока  службы или годности товара, а если срок не установлен – в течение 10-ти лет со дня передачи товара потребителю  или с даты изготовления товара), а во втором - возмещаются убытки.

Ответственность за вред, причиненный  вследствие недостатков товаров, работ, услуг, предусмотрена ст. 14 Закона. В  Законе предусмотрено право потерпевшего обратиться с требованием о возмещении вреда к продавцу или изготовителю товара. Закон устанавливает исключительную ответственность изготовителя в  случае, когда вред причинен в связи  с использованием материалов, оборудования, инструментов, применяемых при изготовлении товара, если такое использование  придало товару качества, послужившие  причиной вреда.

Информация о работе Защита прав потребителя