Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:08, контрольная работа
Для каждого возраста присущи особенности, которые проявляются в поведении. Личность определяется тем, что и как она знает (гносеологический потенциал), что и как она ценит (аксиологический потенциал), что и как она созидает (творческий потенциал), с кем и как она общается (коммуникативный потенциал), каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет (художественный потенциал). Таким образом, выделяются пять основных видов деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и художественная. Для каждого периода развития личности характерны определенные соотношения различных видов деятельности и их специфическое содержание.
- 1. Основные сферы неблагоприятного формирования личности…………….3
2. Семья как особая микросреда формирования личности…………………...17
- 3. Криминологическая характеристика и профилактика преступности несовершеннолетних…..21
4. Особенности личности несовершеннолетних преступников…………….27
во-первых, объединены единством задач и в то же время различаются своей компетенцией, методами деятельности и не находятся в административной зависимости друг от друга (правоохранительные органы);
во-вторых, решают самые разнообразные задачи в области профилактики правонарушений, правового воспитания, производства и быта, организации досуга и т.п. (неспециализированные субъекты предупреждения преступности).
Все это создает необходимость в упрочении координационных отношений между названными субъектами профилактики. Криминологическая координация деятельности государственных и общественных органов заключается в совместной разработке, обсуждении и реализации согласованных мероприятий по борьбе с преступностью. Общепринято выделять два вида координации: вертикальную, при которой возникают регулятивные отношения между вышестоящими и нижестоящими органами и они могут находиться в организационной подчиненности и не находиться в ней, а также горизонтальную, где координация возникает между двумя или более органами, находящимися на одном организационном уровне их иерархической системы, отношения которых определяются их равенством и реализуются в виде простого согласования, позволяющего сосредоточить усилия всех субъектов профилактики на определенной территории в конкретном направлении, преодолеть ведомственную разобщенность.
Планомерность профилактики преступности является важным принципом не только в профилактике правонарушений, но и в борьбе с преступностью в целом. Планирование профилактики преступности (криминологическое планирование) представляет собой принятие решений одним или несколькими органами о разработке и проведении комплекса мероприятий, основанных на предварительном изучении различных факторов, обусловливающих преступность. Подобные мероприятия предусматриваются при составлении планов экономического и социального развития, комплексных планов профилактики правонарушений, координационных планов деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Дополнительную конкретизацию они находят в планах деятельности каждого из правоохранительных органов, а также общественных формирований, участвующих в борьбе с преступностью. Нередко практикуется составление комплексных целевых программ по профилактике какого-либо ставшего распространенным вида преступности, борьба с которым в конкретных условиях приобретает особую актуальность (например, профилактика незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ; профилактика организованной преступности и др.). Криминологическое планирование различается не только по видам и целям, но и в зависимости от субъектов и сроков. В зависимости от субъектов различаются: планирование комплексно-отраслевое (по отраслям народного хозяйства), ведомственно-отраслевое (по субъектам планирования, к которым относятся акиматы, органы образованиия, здравоохранения, культуры, торговли, бытового обслуживания и др., органы внутренних дел, прокуратуры, КНБ, суда и юстиции, налоговые и таможенные органы, общественные формирования) и межведомственно-отраслевые (предусматривающие согласованность совместных действий органов, специально призванных вести борьбу с преступностью, контрольных органов и т.д.).
По срокам действия подразделяются: на планирование текущее, обычно рассчитанное на срок до одного года, и перспективное, когда оно увязывается с планами профилактики преступности на более длительные сроки. Так, правоохранительными органами разрабатываются перспективные ведомственные программы в масштабе области, республики. Текущие планы вытекают из перспективных и конкретизируют их положения. Наибольшее распространение получило квартальное и полугодовое планирование. В системе планов выделяются двухлетние и пятилетние комплексные планы. Получают все большее распространение и среднесрочные планы, которые разрабатываются на сроки и периоды, установленные государст-венным и социальным планированием. Важное место в планировании профилактики преступности принадлежит программно-целевому подходу. Сущность программно-целевого криминологического планирования выражается в заблаговременном определении конкретных целей по организации борьбы с преступностью и разработке программ по их достижению. Они содержатся в четырех основных понятиях:
1) формирование системы
целей планирования, заключающейся
в определении на основе
2) разработка организационной
структуры и системы
3) целевое ресурсное обеспечение
выполнения соответствующих
4) оценка результативности мероприятий, заключающаяся в сопоставлении полученных результатов с выдвигавшимися целями, что позволяет судить об эффективности соответствующих планов и деятельности по их реализации.
Принцип дифференциации в профилактике преступлений вытекает из установленного общей теорией систем положения о том, что эффективность системы никогда не бывает простой суммой эффективности функций ее элементов. В то же время множественность элементов управляющей системы, выполняющих нередко одновременно и в одном месте одинаковые функции, не только не означает повышения эффективности функционирования системы в целом, но приводит обычно к прямо противоположному результату. Только строжайшая дифференциация функций элементов системы профилактики преступлений способна предотвратить такие нежелательные явления, как чрезмерное сосредоточие сил и средств на одних участках профилактической деятельности и оголение на других, принятие взаимоисключающих решений, дилетантизм при их реализации и т.п. Принцип дифференцированного подхода к организации профилактики преступности реализуется применительно к уровням, территориальным масштабам и направлениям профилактической деятельности. Он проявляется в особенностях организации профилактики:
а) в борьбе с отдельными видами преступлений и преступного поведения с учетом специфики их причин и условий;
б) по сферам общественной жизни, в которых происходит нравственное формирование человека и складываются ситуации, определяющие его поведение (семья, школа, работа, быт, досуг);
в) применительно к социальным группам, в среде которых проявляются специфические и криминогенные факторы;
г) с учетом отраслей народного хозяйства и сфер экономической деятельности.
4.Особенности личности несовершеннолетних преступников.
В обобщенном виде характеристика несовершеннолетних преступников по половому составу сводится к следующему:
– доля лиц мужского пола среди преступников (90–95 %) всегда существенно выше их удельного веса в населении данной возрастной группы, проживающего в соответствующих регионах страны (48–52 %);
– доля девушек, совершающих преступления (4–9 %), наоборот, значительно меньше их удельного веса в населении. При условии, что рост числа преступлений и среди этого контингента лиц приобрел устойчивую тенденцию, соотношение лиц мужского и женского пола среди несовершеннолетних преступников на протяжении длительного периода практически не изменяется;
– доля лиц женского пола в преступности несовершеннолетних в 3–4 раза меньше по сравнению с аналогичными показателями взрослой преступности. Правда, следует иметь в виду, что противоправная активность в совершении общественно опасных деяний у девушек, как правило, тоже достаточно высока, но главным образом до достижения ими возраста уголовной ответственности. По статистическим данным, удельный вес лиц женского пола среди состоящих на профилактическом учете в ПДН практически все последние годы примерно в 2–2,5 раза был выше удельного веса их среди несовершеннолетних, совершивших преступления. Каждая вторая-третья проститутка является несовершеннолетней. Нередко они выступают в роли наводчиц, соучастниц в кражах, грабежах, вымогательствах, мошенничестве и даже убийствах.
Многими исследователями отмечается более высокий, по сравнению с юношами, процент преступлений, совершаемых девушками в трезвом состоянии, в одиночку, в жилых помещениях, а не на улице. Их преступления носят более скрытый характер, они менее дерзки и опасны. У девушек несколько иная, чем у юношей, видовая структура преступлений. Наиболее часто они совершают кражи денег, ценностей, вещей. Выборочные исследования свидетельствуют, что половину всех общественно опасных и иных асоциальных деяний как в целом, так и практически по всем отдельно учитываемым составам, несовершеннолетние совершают в возрасте до 16 лет. Каждое четвертое правонарушение совершают лица, не достигшие 14-летнего возраста. Только в части употребления спиртных напитков 16–17-летние занимают доминирующее положение среди всех подростков, выявленных по этому основанию. Среди преступников наибольший удельный вес (36–40 %) всей совокупности совершаемых преступлений составляют лица в возрасте 16 лет. Максимальный удельный вес этой возрастной группы отмечен почти по всем составам преступлений. Исключения зафиксированы по кражам государственного и общественного имущества, хищениям огнестрельного оружия и боеприпасов, где доминируют 14-летние, а также по угонам автомотосредств, где явно преобладают 17-летние. На протяжении ряда лет отмечается рост удельного веса среди несовершеннолетних – 14–15-летних преступников по таким видам преступлений, как изнасилования, грабежи, кражи личного имущества. В структуре преступлений и иных общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними всех без исключения возрастных групп, наибольший удельный вес составляют различного рода хищения. Это особенно относится к 11–14-летним, но характерно и для подростков более старшего возраста. У 15–17-летних в структуре преступных деяний существенно выделяется по удельному весу хулиганство.
Характеристика преступности различных по роду занятий социальных групп несовершеннолетних
Криминологами зафиксированы существенные различия преступной активности контингентов несовершеннолетних, выделяемых в зависимости от их рода занятий. По степени этой активности все они из года в год ранжируются (если идти по убывающей) в строго определенном порядке: неработающие и неучащиеся – работающие – учащиеся общеобразовательных школ – учащиеся колледжей, лицеев и студенты вузов. Судя по расчетам, такая констанция верна и на сегодняшний день. Однако есть ряд обстоятельств, позволяющий отметить некоторые новые тенденции. На протяжении ряда лет идет процесс заметного сближения почти всех (за исключением неработающих и неучащихся) категорий несовершеннолетних по уровню проявляемой ими активности в совершении преступлений. Причем, с криминологической точки зрения, особенно важен тот факт, что сближение различных контингентов правонарушителей происходило в основном из-за возрастания числа преступных проявлений, зафиксированных статистикой применительно к таким ранее благополучным группам, как учащиеся техникумов, студенты вузов, школьники.
Некоторые личностные особенности несовершеннолетних преступников
Для всех или почти всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или в конечном счете связан с личностными деформациями. Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых и нравственных оценок. Несмотря на то, что по уровню образования, определяемому по формальным показателям прохождения школьного обучения, отстают от сверстников лишь 8-10% несовершеннолетних преступников, среди них в пять-шесть раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания. Будучи выражением и следствием соответствующих ценностных ориентаций, негативного отношения, складывающегося в этом виде деятельности, такое отношение существенно затрудняет как социализацию, так и ресоциализацию подростков в процессе их исправления и перевоспитания. В производственной сфере у этих подростков характеризуют отсутствие интереса к выполняемой трудовой деятельности, утилитарное отношение к профессии (как к возможности извлечь из нее только материальную и иную потребительскую выгоды), отсутствие связанных с ней планов, отчужденность от задач производственного коллектива, его нужд. Такие подростки не испытывают боязни увольнения, так как полагают, и не без основания, что всегда смогут без труда устроиться в другое учебное заведение, на другое предприятие и даже, более того, обеспечить себе высокий денежный и другой потребительский доходы. Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, общественной работе у правонарушителей замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у таких людей все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются и гиперт-рофированные потребности и интересы, связанные с погоней за модной одеждой, информацией, значимой для данной микросреды, и т.д. В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном направлении. Бесцельное времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Соответственно, искаженному развитию потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения.
Наличие явно выраженных негативных по своей социальной сущности потребностей и интересов к употреблению алкоголя, бесцельному пребыванию на улице, в подъездах и т.п. зафиксировано не менее чем у 2/3 лиц, совершивших преступления и иные правонарушения. В соответствующей микросреде высокой оценкой пользуются азартные игры, выпивки, демонстрация пренебрежения к нормам общественного поведения, культивируемая вражда к определенным группам подростков и т.п. Интересы в сфере техники, художественной самодеятельности, занятий спортом проявляются в три-четыре раза реже, чем у подростков с позитивным поведением. И дело здесь не просто в ограниченности их интересов, а именно в весьма раннем, по возрасту, замещении интересами и потребностями явно асоциальными.
К числу характерных личностных особенностей несовершеннолетних, совершающих преступления, относятся и существенные деформации их нравственных и правовых ценностных ориентаций.
Понятия товарищества, долга, совести, смелости и т.п. переосмысливаются этими подростками, исходя из групповых интересов. Жизненные цели смещаются у них в сторону психологического комфорта компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. Совершая аморальные и противоправные поступки, они стремятся всячески «облагораживать» их мотивы, искаженно, негативно оценивать поведение потерпевших. У них четко фиксируется позиция одобрения или «понимания» большинства преступлений, отрицания и полного игнорирования собственной ответственности за противоправное поведение.
В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого правового запрета, если очень нужно, в том числе если этого требуют интересы группы. Необходимость соблюдения требований закона соотносится главным образом со степенью вероятности наказания за допущенные нарушения.
В эмоционально-волевой сфере подростков, совершивших преступления, чаще всего фиксируются ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, несдержанность, грубость, лживость, несамокритичность. Выраженное ослабление волевых качеств констатируется лишь в 15–25 % случаев.
Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям других, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних преступников. При этом речь вновь идет не о возрастных особенностях, которые были бы присущи основной массе подростков вообще, а именно о криминогенных сдвигах, деформациях в морально-эмоциональной, нравственной сферах, характерных именно для лиц, совершающих преступления.
В последнее время исследователями много внимания уделено выявлению отягощенности несовершеннолетних преступников различными нервно-психическими аномалиями. Установлено, что влияние этих аномалий на правонарушающее поведение в основном носит косвенный или опосредованный характер. Они, как правило, стимулируют социальную неадаптированность, неадекватность реакций подростков, но не определяют основное содержание конкретных действий, их нравственно-правовую направленность. Всякий раз, когда речь идет о вменяемых субъектах, наличие нервно-психических аномалий не создает фатальной предрасположенности их к преступлениям. Аномалии психики оказывают влияние на механизм формирования противоправного поведения, выступают в качестве условия, ускоряющего процесс деградации личности, а также фактора, сказывающегося на выборе формы реакции на конфликтную ситуацию, на формирование специфической преступной мотивации.