Дедукцией
называется умозаключение, в котором на
основании общих положений делаются выводы
о частных случаях.
Индукция
и дедукция тесно друг с другом связаны.
Чтобы сделать какой-либо дедуктивный
вывод, необходимо использовать определенные
общие положения, от которых с помощью
дедуктивного умозаключения можно перейти
к частным случаям. Эти же общие положения
получены в прошлом опыте с помощью индукции,
т. е. наблюдения над частными случаями
позволили прийти, используя индуктивные
умозаключения, к общим положениям.
Различают,
кроме того, умозаключения
по аналогии, в которых выводы основаны
на частичном сходстве между предметами
и явлениями. В особенности часто умозаключения
по аналогии используются в научных исследованиях
для построения различных гипотез, моделирования
изучаемых явлений.
21.Основные этапы процесса
научного исследования.
Любое конкретное исследование
может быть представлено в виде ряда этапов.
1. Выбор темы исследования.
2. Определение объекта
и предмета исследования.
3. Определение цели и
задач.
4. Формулировка названия
работы.
5. Разработка гипотезы.
6. Составление плана исследования.
7. Работа с литературой.
8. Подбор исследуемых.
9. Выбор методов исследования.
10. Организация условий
проведения исследования.
11. Проведение исследования
(сбор материала).
12. Обработка результатов
исследования.
13. Формулирование выводов.
14. Оформление работы.
Каждый этап имеет свои задачи,
которые решаются часто последовательно,
а иногда и одновременно.
Выбор темы исследования. Научное
исследование всегда предполагает решение
какой-либо научной проблемы. Недостаточность
знаний, фактов, противоречивость научных
представлений создают основания для
проведения научного исследования. Постановка
научной проблемы предполагает:
- обнаружение существования
такого дефицита;
- осознание потребности
в устранении дефицита;
- формулирование проблемы.
Предпочтительнее исследовать
те проблемы, в которых человек более компетентен
и которые связаны с его практической
деятельностью (спортивной, учебной, организационной,
преподавательской или тренерской).Тема
должна быть актуальной, т.е. полезной
для удовлетворения научных, социальных,
технических и экономических потребностей
общества.
Определение объекта
и предмета исследования.
Объект исследования – это
процесс или явление, которые избранны
для изучения, содержат проблемную ситуацию
и служат источником необходимой для исследователя
информации.
Объектом научно-педагогического
исследования могут быть процессы (учебно-воспитательный,
учебно-организационный, тренировочный,
управленческий), развивающиеся в детском
саду, школе, ДЮСШ, вузе, физкультурно-оздоровительном
комплексе и т.д
Предмет исследования более
конкретен и включает только те связи
и отношения, которые подлежат непосредственному
изучению в данной работе.
Предметом педагогического
исследования могут выступать: совершенствование
и развитие учебно-воспитательного процесса;
формы и методы педагогической деятельности;
диагностика учебно-воспитательного процесса;
пути, условия, факторы совершенствования
обучения, воспитания, тренировки; характер
психолого-педагогических требований
и взаимодействий между педагогами и учащимися,
тренерами и спортсменами, педагогических
взаимоотношений.
Из сказанного следует, что объектом
выступает то, что исследуется, а предметом
– то, что в этом объекте получает научное
объяснение. Именно предмет исследования
определяет тему исследования.
Определение цели
и задач. Исходя из объекта и предмета
можно приступить к определению цели и
задач исследования. Цель формулируется кратко
и предельно точно, в смысловом отношении
выражая то основное, что намеревается
сделать исследователь, к какому конечному
результату он стремится. Цель конкретизируется
и развивается в задачах исследования.
Задач ставится несколько, и
каждая из них четкой формулировкой раскрывает
ту сторону темы, которая подвергается
изучению. Определяя задачи, необходимо
учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно
решить одну задачу, не решив предварительно
другую. Каждая поставленная задача должна
иметь решение, отраженное в одном или
нескольких выводах.
Формулировка названия
работы. Определив тему и конкретные
задачи, уточнив объект и предмет исследования,
можно дать первый вариант формулировки
названия работы.
Название работы рекомендуется
формулировать по возможности кратко,
точно в соответствии с ее содержанием.
Необходимо помнить, что в названии должен
быть отражен предмет исследования. Не
следует допускать в названии работы неопределенных
формулировок, например: «Анализ некоторых
вопросов ...», а также штампованных формулировок
типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы
к...».
Разработка гипотезы.
Гипотеза – научное предположение, требующее
проверки на опыте и теоретического обоснования,
подтверждения. Знание предмета исследования
позволяет выдвинуть гипотезу.
Источниками разработки гипотезы
могут быть обобщение педагогического
опыта, анализ существующих научных фактов
и дальнейшее развитие научных теорий.
Любая гипотеза рассматривается как первоначальная
канва и отправная точка для исследований,
которая может подтвердиться или не подтвердиться.
Составление плана исследования.
План исследования представляет собой намеченную программу
действий, которая включает все этапы
работы с определением календарных сроков
их выполнения. План необходим для того,
чтобы правильно организовать работу
и придать ей более целеустремленный характер.
Кроме того, он дисциплинирует, заставляет
работать в определенном ритме.
Работа с литературой. Место данного
этапа работы определено условно, поскольку
реально работа с литературой начинается
в процессе выбора темы и продолжается
до конца исследования. Эффективность
работы с литературными источниками зависит
от знания определенных правил их поиска,
соответствующей методики изучения и
конспектирования.
Подбор исследуемых. Любое педагогическое
исследование в конечном счете является
сравнительным. Сравнивать можно результаты
экспериментальной группы (т.е. группы,
в которой применялся новый элемент учебно-воспитательного
процесса), с результатами контрольной
группы (в которой для сопоставления сохранялась
обычно принятая постановка обучения
и воспитания).
Можно сравнивать и результаты «сегодняшних»
исследований с результатами, которые
были получены на тех же людях, но раньше.
Правда, в этом случае потребуется фактический
материал результативности предшествующей
педагогической деятельности, который
позволил бы провести статистические
расчеты на достоверность различий
Необходимость применения тех или иных
способов сравнения результатов педагогического
процесса диктует особые требования к
подбору исследуемых: исследуемые лица
должны быть максимально идентичными
по своим характеристикам. Только в этом
случае можно будет утверждать, что эффективность
педагогического процесса достигнута
за счет нового учебно-воспитательного
элемента, а не за счет, например, лучшего
физического развития исследуемых экспериментальной
группы.
Выбор методов исследования. Метод исследования – это
способ получения сбора, обработки или
анализа данных.
Основным ориентиром для выбора методов
исследования могут служить его задачи.
Именно задачи, поставленные перед работой,
определяют способы их разрешения, а стало
быть, и выбор соответствующих методов
исследования. При этом важно подбирать
такие методы, которые были бы адекватны
своеобразию изучаемых явлений.
В практике проведения исследований,
направленных на решение задач теории
физической культуры, наибольшее распространение
получили следующие методы:анализ научно-методической
литературы, документальных и архивных
материалов;опрос (беседа, интервью и анкетирование);контрольные
испытания (тестирование);хронометрирование;экспертноеоценивание;педагогическоенаблюдение;педагогическийэксперимент;методы
математической обработки.
Перечисленные группы методов тесно
связаны между собой. Они не могут применяться
изолированно. Например, для проведения
наблюдения или эксперимента необходимо
предварительно получить информацию о
том, что уже есть в практике и теории физической
культуры, т. е. воспользоваться методами
анализа научно-методической литературы
или опроса. Сущность педагогического
эксперимента и педагогического наблюдения
состоит в сочетании нескольких перечисленных
методов. Любой педагогический эксперимент
включает в себя: один или несколько методов
сбора текущей информации (контрольные
испытания, опрос, экспертное оценивание
и т.д.); метод математической обработки
Педагогическое наблюдение обязательно
включает в себя один или несколько методов
сбора текущей информации и иногда – метод
математической обработки.
Таким образом, педагогический эксперимент
и наблюдение являются определенными
системами использования нескольких методов
исследования. В том и другом случаях могут
применяться одинаковые методы сбора
текущей информации.
Организация условий проведения
исследования. Организация педагогического эксперимента
связана с планированием его проведения,
которое определяет последовательность
всех этапов работы, а также с подготовкой
всех условий, обеспечивающих полноценное
исследование. Сюда входят подготовка
соответствующей обстановки, приборов,
средств, инструктаж помощников, планирование
наблюдения, выбор экспериментальных
и контрольных групп, оценка всех особенностей
экспериментальной базы и т.д.
Для успешного проведения педагогического
эксперимента необходимы определенные
условия: наличие спортивной базы (спортзал,
бассейн, стадион), соответствующий инвентарь
(гимнастические снаряды, мячи, лыжи, коньки
и т.д.). Вопрос о месте проведения эксперимента
на практике, особенно на начальном этапе,
чаще всего решается на основе личной
договоренности экспериментатора с преподавателями
или тренерами соответствующих организаций
(ДЮСШ, средняя школа, ПТУ, вуз и т. п.), в
которых может быть поставлен педагогический
эксперимент. Во всех случаях для проведения
эксперимента должно быть получено разрешение
руководителя организации, в которой предполагается
проведение эксперимента.
Проведение исследования. На этом этапе
работы с помощью выбранных методов исследования
собирают необходимые эмпирические данные
для проверки выдвинутой гипотезы.
В связи с тем, что педагогический эксперимент
включает в себя как проведение учебных
занятий, так и регистрацию их эффективности,
он всегда строится по следующей схеме:
начальное исследование – проведение
занятий – промежуточное исследование
– проведение занятий – конечное исследование.
Начальные, промежуточные и конечные
исследования предусматривают получение
показателей с помощью методов сбора текущей
информации, а проведение занятий обеспечивает
непосредственную реализацию намеченного
учебно-воспитательного процесса (применение
новых средств, методов и пр.).
Временные интервалы между начальными,
промежуточными и конечными исследованиями
крайне изменчивы и зависят от многих
причин (задач и методов исследования,
реальных условий организации эксперимента
и т.д.).
Исследование проводится на основе общей
программы эксперимента, программ ведения
занятий в экспериментальных и контрольных
группах, а также программы ведения наблюдений.
В программе указывают содержание и последовательность
всех действий (что, где, когда и как будет
проводиться, наблюдаться, проверяться,
сопоставляться и измеряться; какой будет
установлен порядок измерения показателей,
их регистрации; какие при этом будут применяться
техника, инструментарий и другие средства;
кто будет выполнять работу и какую).
Обработка результатов исследования. Первичная
обработка данных. Результаты каждого
исследования важно обрабатывать по возможности
тотчас же по его окончании, пока память
экспериментатора может подсказать те
детали, – которые почему-либо не зафиксированы,
но представляют интерес для понимания
существа дела. При обработке собранных
данных может оказаться, что их или недостаточно,
или они противоречивы и поэтому не дают
оснований для окончательных выводов.
В таком случае исследование необходимо
продолжить, внеся в него требуемые дополнения.
Математическая обработка данных. Для
определения способов математико-статистической
обработки, прежде всего, необходимо оценить
характер распределения по всем используемым
параметрам. Для параметров, имеющих нормальное
распределение или близкое к нормальному,
можно использовать методы параметрической
статистики, которые во многих случаях
являются более мощными, чем методы непараметрической
статистики. Достоинством последних является
то, что они позволяют проверять статистические
гипотезы независимо от формы распределения.
Важнейшими статистическими характеристиками
являются:
а) средняя арифметическая
б) среднее квадратическое отклонение
в) коэффициент вариации
Формулирование выводов. Выводы – это
утверждения, выражающие в краткой форме
содержательные итоги исследования, они
в тезисной форме отражают то новое, что
получено самим автором. Частой ошибкой
является то, что автор включает в выводы
общепринятые в науке положения – уже
не нуждающиеся в доказательствах.