Лекции по "Инженерной деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 06:34, курс лекций

Краткое описание

1Научно- технический прогресс и инженерная деятельность.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (НТП) — поступательное и взаимосвязанное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства. Под воздействием роста и усложнения общественных потребностей научно-технический прогресс ускоряется, что позволяет поставить все более могущественные природные силы и ресурсы на службу человеку, превратить производство в технологический процесс целенаправленного применения данных естественных и других наук.

Вложенные файлы: 1 файл

1Научно.docx

— 189.96 Кб (Скачать файл)

Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Оформление работы. Основанная задача данного этапа работы представить полученные результаты в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать. 

 

22. Научная идея, гипотеза и закон.

Научные идеи- научные мысли, появляющиеся в качестве эффективности развития науки, результата научных открытий, составляющие основные принципы, главные правила различных отраслей науки.

Наука развивается непрерывно и безгранично и в этом процессе устаревшие, не подтвержденные взгляды на практике меняются местами новыми научными идеями.

Сегодняшний прогресс науки неоспоримо доказал деление атомов на маленькие частицы, что не земля является центром вселенной. Была создана квантовая механика, теория наследственности и много других открытий.

В науке существует три трактовки категории идеи.

1 трактовка: одно из широко используемых  в разных философских системах  понятий. Вопрос содержания и  происхождения идеи, соответствие  или несоответствие действительности, превратился в объект постоянной дискуссии.

Понятие идеи в большинстве философских системах было использовано относительно формы высокого прогресса развития души.

В частности, существовало толкование, что она сформировалась как чувственный образ в результате отражения предметов, как субъективное отражение объективной действительности.

Например, у Гегеля идея содержание и созидающая всех вещей. В своем логическом развитии она проходит объективные, субъективные и абсолютные ступени.

Идея была одна из центральных категориий философии Платона. В ней идея выражает мир трансцентдента истинного мира. Таким образом, идея трактовалась от античного периода до эпохи Возрождения как онтологическая, с нового периода как гносеологическая в качестве формы, служащей познанию человеком мира. Такой диспут- дискуссия проявилась и в борьбе между рационализмом и эмперизмом.

Ко времени философии XX века вышеуказанные трактовки идеи исчезли, она, в основном, стала широко использоваться в качестве синонима понятия формы научного познания.

При оценке идеи с точки зрения гносеологии она означает следующее:

во-первых, в качестве творческой, конструктивной и составной части человеческого сознания;

во- вторых, в качестве образного отражения внешнего мира в сознании субъекта;

в-третьих, в качестве осознания человеком событий и проишествий в обществе и природе;

в-четвертых, в качестве проявления воздействия человеческого сознания по отношению к внешнему миру и жизненным ситуациям;

в- пятых, в качестве ранее не существующей, несущей в себе новость, мысли.

гипотезы выдвигаются в процессе попыток объяснений наблюдаемых явлений реального мира, т. е. их основа - эмпирические знания.

 Наукой называется вид человеческой  деятельности имеющий предмет  и методы исследования. Только философия исследует идеальное, все остальные науки исследуют материальные объекты и явления. Накопление и обобщение эмпирических знаний порождает гипотезы, те в свою очередь поверяются эмпирически. В ходе проверки гипотезы либо подтверждаются либо опровергаются. Если гипотеза подтверждается она становится теорией. Теория, таким образом, это экспериментально подтвержденная гипотеза. После подтверждения теория становится частью научного мировоззрения . В процессе разработки теории выделяются наиболее общие правила описывающие явления и поведение объектов материального мира . Эти правила называются законами. Законы верны лишь настолько, насколько глубоки человеческие познания исследованных объектов и явлений. То что сегодня необъяснимо вводят в виде констант.

 

 

23. Научная теория: определение, структура.

Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.

В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы структуры теории:

· исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.;

· идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т.п.);

· логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания;

· философские установки, социокультурные и ценностные факторы;

· совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Например, в физических теориях можно выделить две основные части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы, правила и др.) и содержательную интерпретацию (категории, законы, принципы). 

 

24 Системный анализ, основные  этапы системного анализа.

Системный анализ—это совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества, на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и потребными для этого ресурсами.

К основным этапам системного анализа относятся:

1. Выбор проблемы

Данный этап предусматривает выбор правильного метода исследования для решения актуальной экологической проблемы. Как показывает опыт, на практике часто не учитываются существенные практические аспекты экологии, с одной стороны; а с другой – ряд представлений об экологических процессах настолько широко распространен, что их можно использовать без дополнительных обоснований. Поэтому, с одной стороны, можно взяться за решение проблемы, не поддающейся системному анализу, а с другой – выбрать проблему, которую можно более экономно решить, не используя всю мощь методов системного анализа. Такая двойственность первого этапа делает его критическим для успеха (или неудачи) всего исследования.

 

 2. Постановка задачи и ограничение степени ее сложности

Как только существование проблемы осознано, требуется упростить задачу настолько, чтобы она имела по возможности аналитическое решение, сохраняя в то же время все те элементы, которые допускают содержательную практическую интерпретацию. Это тоже критический этап, характерный для любого системного исследования, на котором успех или неудача во многом зависят от тонкого равновесия между упрощением и усложнением – равновесия, при котором сохранены все существенные связи с исходной проблемой и при этом можно получить решение, поддающееся качественному анализу и имеющее наглядную интерпретацию.

3. Установление иерархии целей и задач

После постановки задачи и ограничения степени ее сложности можно приступать к установлению целей и задач исследования. Обычно цели и задачи выстраивают в некоторую цепочку по степени их возможности; при этом производят подразделение основных задач на ряд более простых (второстепенных). Однако здесь следует иметь в виду, что задачи, важные с точки зрения получения научной информации, в ряде случаев довольно слабо влияют на вид решений, принимаемых относительно воздействия на экосистему и управления ею. Поэтому установление приоритетности тех или иных задач в иерархической цепочке – одна из центральных проблем системного анализа. Особенно это проявляется в ситуации, когда исследователь заведомо ограничен определенными формами управления и концентрирует максимум усилий на задачах, непосредственно связанных с самими экологическими процессами.

4. Выбор путей решения задач

На данном этапе можно выбрать несколько путей решения проблемы. В общем случае естественно искать наиболее общее аналитическое решение, поскольку это позволит максимально использовать результаты исследования аналогичных задач и соответствующий математический аппарат. При этом выбор семейства, в рамках которого проводится поиск аналитического решения, во многом зависит от специалиста по системному анализу. Как правило, аналитик разрабатывает несколько альтернативных решений и выбирает из них то, которое лучше подходит для исследуемой задачи.

5. Моделирование

После того как проанализированы подходящие альтернативы, приступают к важному этапу моделирования сложных динамических взаимосвязей между различными аспектами проблемы. Здесь следует отметить, что моделируемым процессам, а также механизмам обратной связи присуща внутренняя неопределенность, что значительно усложняет понимание как самой системы, так и возможностей ее управляемости.

6. Оценка возможных стратегий

Как только моделирование доведено до стадии, на которой модель можно использовать, начинается этап оценки потенциальных стратегий, полученных из модели. В ходе оценки исследуется чувствительность результатов к допущениям, сделанным при построении модели. Если окажется, что основные допущения некорректны, возможно, придется вернуться к этапу моделирования и скорректировать модель.

Обычно это связано с исследованием модели на «чувствительность» к тем аспектам проблемы, которые были исключены из формального анализа на втором этапе, когда ставилась задача и ограничивалась степень ее сложности.

7. Внедрение результатов

Заключительный этап системного анализа представляет собой применение на практике результатов, полученных на предыдущих этапах. Если исследование проводилось по описанной выше схеме, то шаги, которые для этого необходимо предпринять, будут достаточно очевидны. В то же время как раз

на последнем этапе может выявиться неполнота тех или иных стадий или необходимость их пересмотра, в результате чего придется скорректировать модель и снова пройти какие-то из уже завершенных этапов.

 

Вопрос 25. Цель научного исследования, объект и предмет научного     

  исследования

Цель исследования – это обоснованное мысленное представление об общих конечных и промежуточных результатах научного поиска.

Целью научного исследования является всестороннее, объективное и основательное изучение явлений, процессов, их характеристик, связей на основании разработанных в науке принципов и методов познания, а также получения полезных для деятельности человека результатов, внедрение их в производство для повышения его эффективности.

 

 Цель- центральное звено научного исследования, в котором зафиксировано знание о предмете исследования, но невозможно абсолютно точно сформулировать цель, т.к. цель носит предположительный характер. Цель постоянно уточняется на основе обратных связей, благодаря раскрытию содержания предмета. Цель образуется на основе мотива, средств и предмета действия. Мотив отвечает той или иной потребности и отражает направление развития последней. В научном исследовании роль мотива  выполняет некоторая совокупность ценностей, отображающих общественные или личные потребности исследователя, важнейшая из которых- истина. 

При научном исследовании важно учитывать все, концентрируя внимание на основных, ключевых вопросах темы. Нельзя не учитывать побочные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначимыми.

Научно изучать - это не только смотреть, но и видеть, замечать отдельные частности, большое в малом, не отклоняясь от главной темы исследования.

Результаты научных исследований тем лучше, чем выше научный уровень выводов, обобщений, чем выше их достоверность и эффективность.

По целевому назначению к потребностям практики научные исследования принято делить на:

- прикладные;

- разработки;

- фундаментальные (теоретические);

Фундаментальные (теоретические) научные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, на создание новых исследований. Их целью является расширение научных знаний, независимо от перспектив применения.

Прикладные научные исследования - научная и научно-техническая деятельность, направленная на использование результатов фундаментальных исследований для различных практических задач, на основе которых разрабатывается новое оборудование, новые машины, способы организации производства, технологические процессы и др., с целью получения прямого экономического эффекта в конкретных отраслях экономики. Прикладные исследования поддаются планированию, а фундаментальные результаты планировать сложно. Кроме того, прикладные разработки могут быть внедрены в промышленность и приносить экономический эффект. Фундаментальные результаты непосредственного прибыли не несут, а их использование может длиться десятилетиями.

Прикладные исследования разделяются на:

  1. Поисковые
  2. Научно- исследовательские

         3) Опытно-конструкторские.

При проведении научных исследований отличают понятия «объект» и «предмет» познания и исследования.

Объектом исследования принято называть то, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для исследования. Материальная или идеальная система.

Информация о работе Лекции по "Инженерной деятельности"