Лекции по "Инженерной деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 06:34, курс лекций

Краткое описание

1Научно- технический прогресс и инженерная деятельность.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (НТП) — поступательное и взаимосвязанное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства. Под воздействием роста и усложнения общественных потребностей научно-технический прогресс ускоряется, что позволяет поставить все более могущественные природные силы и ресурсы на службу человеку, превратить производство в технологический процесс целенаправленного применения данных естественных и других наук.

Вложенные файлы: 1 файл

1Научно.docx

— 189.96 Кб (Скачать файл)

Задачи, решаемые в технических науках (а, следовательно, и комплекс знаний,  используемых и вырабатываемых для  решения этих задач) принципиально отличаются от проблем, стоящих перед естественной наукой.  Феномен технической науки возникает  как результат  некоторых процессов в рамках более широкого целого, которым является деятельность  по  созданию технических устройств, так, как возникновение технических наук обусловлено потребностями развивающейся технической практики. Техническая наука представляет собой исторически сложившуюся форму обслуживания знаниями инженерной деятельности, характеризующуюся:

  1. научными методами исследования технических проблем;
  2. организацией получаемых знаний в виде научного предмета (наличие идеализированных  объектов изучения и системы взаимосвязанных теорий различного уровня общности);
  3. специальной социальной организацией деятельности по выработке этих знаний (каналы научно-технической коммуникации, сеть научно-исследовательских учреждений, система подготовки кадров).

Эти характеристики технических наук сопоставимы с  характеристиками естественных наук,  что,  собственно,  и позволяет говорить о них как о науках.  Специфика  же  технических  наук обусловлена  их  «обслуживающей» функцией;  обеспечение  этой функции включает приложение и детализацию знаний  естественных наук,  однако  не сводится к этому и предполагает формирование специального предмета исследования. Те идеализации,  которые необходимы  для  теоретического описания объектов,  совершенно различны,  например, для электротехники и физики электрических явлений.

Самостоятельный статус технических наук в  логико-гносеологическом аспекте определяется наличием специфического объекта исследования - предметных структур технической  практики  и предмета  исследования  - взаимосвязь физических (процессных), функциональных  (технических)  и  конструктивных (морфологических) параметров технических устройств.

В формировании технических наук можно выделить 3 этапа: этап донаучного развития технических знаний (до второй половины ХУ11 в.);  этап становления и развития технических наук «классического» типа  (ХУ111-начало ХХ в.); этап формирования комплексных научно-технических дисциплин (с первой трети ХХ в.).

Способы видения и описания технических объектов (устройств и процессов) определяются уровнем развития техники, задачами инженерной проектировочной деятельности, уровнем развития инженерного мышления.

Исследование технических объектов приводит к формированию в технических науках специфических теоретических схем (связных совокупностей идеализированных объектов изучения), описывающих связи указанных характеристик для определенных классов технических устройств. Классические технические науки опираются на теоретические представления естественных наук. Причем базовая естественно- научная  теория может иметь феноменологический характер, но быть весьма полезной для технической теории в виду того, что для построения расчетных методов нужны прежде всего количественные зависимости, фиксируемые в математическом аппарате  естественно научных  теорий.  Задача  технических наук - дать эффективные методы проектирования и расчета  инженерных объектов, режимов функционирования сложных технических систем.

В технических теориях их функционирование предстает как законообразный процесс. Эта работа в технических науках ни в коей мере не подменяет и не заменяет инженерной  деятельности, самостоятельная задача которой - материальное воплощение технических идей и проектов в определенных условиях их технико-экономической целесообразности.

18. Знание и познание: истинное, абсолютное и относительное значение

Термин «знание» обычно употребляется в трех смыслах:  
 1)     Способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности о том, как что-либо сделать, осуществить те или иные замыслы; 
 2)     Любая познавательно значимая информация (в частности – адекватная); 
 3)     Особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением.2

Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.

Знание всегда является идеальным образом действительности. Знать что-либо – означает иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас предме

Познание и знание различаются как процесс и результат. 
 В своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. Под отражением обычно понимают воспроизведение свойств одного объекта (оригинала) в свойствах другого, взаимодействующего с ним объекта (отражающей системы). В случае познания в качестве отражения как раз и выступает научный образ изучаемого объекта, представленный в форме научных фактов, гипотез, теорий. Между отражением, данным в научном образе, и изучаемым объектом существуют отношения структурного сходства. Это означает, что элементы образа соответствуют элементам изучаемого объекта.

 Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение новых знаний об окружающем мире

Истина – правильное отражение действительности в мысли, проверяемое при помощи критерия практики. Истина не существует сама по себе, независимо от знания. Это характеристика знания, которое может быть истинным или неистинным. Поэтому, употребляя понятие «истина», следует иметь и виду истинное знание, выраженное в понятиях, суждениях, теориях и других его формах. Познание не свободно от заблуждений, под которыми следует понимать несоответствие знаний действительности.

 

    Заблуждения возникают вследствие разных субъективных и объективных причин: поспешных обобщений, несовершенства познавательных средств и т.п. 
«Истина» и «заблуждение» — гносеологические категории. Строго говоря, они не должны включать в свое содержание оценку знаний, отношение к ним субъекта. Оценочный аспект характерен для другой пары близких им понятии «правда» и «ложь». Под правдой понимают истину, содержащую нравственную оценку; правдивое — это не только истинное, но и правильное, честное, справедливое. Противоположностью правде является ложь. В отличие от заблуждения, которое характеризуется непреднамеренностью (заблуждающийся рассматривает неистинные знания как истинные), ложь, дезинформация — это преднамеренное искажение знаний, ее целью является введение в заблуждение тех, кому она предназначена. Разновидностью лжи является сокрытие истины.

 

     Объективное и субъективное в истине. Объективность знания (объективная истина) — это содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания. Например, суждение «Земля — планета Солнечной системы» по своему содержанию объективно истинно, оно выражает явление, существующее независимо от субъекта. Признавать объективную реальность — значит признавать объективную истину. Вместе с тем истина субъективна. Как характеристика знания она вне человеческого сознания не существует. Приведенное суждение содержит объективное знание, но само суждение — форма мышления существующая в сознании субъекта. Кроме того, в содержании знания неизбежно привносится субъективный момент, обусловленный применением достигнутого знания. Таким образом, истина содержит в себе оба момента — и объективное, и субъективное, представляет их единство.

 

     Абсолютное и относительное в истине. Так как знания непрерывно изменяются, развиваются, абсолютных истин нет, любая истина относительна. Другие философы отрицают существование относительных истин на том основании, что относительное знание нельзя считать истинным. Истинным может быть только абсолютное знание.  
    И ту, и другую позицию следует признать односторонней. 
    Относительное в истинном знании — это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания. Так развивалось, например, знание о строении материи. Античные атомисты — Левкипп, Демокрит, Эпикур выдвинули учение об атомах — мельчайших неделимых частицах материи, из которых состоят все тела. Это была относительная истина, которая углублялась и уточнялась в ходе дальнейшего развития философии и естествознания.

 

     Абсолютное в истинном знании — знание, тождественное своему объекту, и поэтому не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания. К абсолютным истинам могут быть отнесены истины факта: точно установленные даты конкретного события, например, годы рождения и смерти И. Канта (1724—1804), место его захоронения (г. Кенигсберг), выход в свет «Критики чистого разума» (1781) и т.п. Абсолютными можно считать истины, содержащие знания определенных закономерностей действительности, выражающие вечное. Например, мировые физические константы: гравитационная постоянная, постоянна Планка, скорость распространения электромагнитных волн. Относительное знание содержит в себе момент знания абсолютного, абсолютное складывается из суммы относительных истин.

 

19.Мышление и понятия: виды мышления.

Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющейся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции. Различают два уровня мышления 1.рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. 2. Разум (диалектическое мышление) - высший уровень теоретического познания, творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы. Рассудок - это обычное житейское мышление, здоровых высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание. С помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия. Главная задача разума - объединить многообразное, выявить коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума - диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы. Процесс развития включает в себя взаимосвязь рассудка и разума и их взаимные переходы из одного в другое и наоборот. Разум и рассудок имеют место и при живом созерцании, и при абстрактном мышлении, т.е на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания. Но процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логическом виде.Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Понятия принято делить на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и абстрактные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотносительные и соотносительные.

1. Понятия делятся на единичные  и общие в зависимости от  того, мыслится в них один элемент  или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская Федерация»). Понятие, в котором мыслится множество  элементов, называется общим (например, «столица», «писатель», «федерация»). Общие  понятия могут быть регистрирующими  и нерегистрирующими. Регистрирующими  называются понятия, в которых  множество мыслимых в нем элементов  поддается учету, регистрируется (во  всяком случае в принципе). Например, «участник Великой Отечественной  войны 1941—1945 гг.», «родственники потерпевшего  Шилова», «планета Солнечной системы». Регистрирующие понятия имеют  конечный объем.

Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов, называется нерегистрирующим. Так, в понятиях «человек», «следователь», «указ» множество мыслимых в них элементов не поддается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошедшего, настоящего и будущего. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

2. Понятия делятся на собирательные  и несобирательные. Понятия, в которых  мыслятся признаки некоторой  совокупности элементов, составляющих  единое целое, называются собирательными. Например, «коллектив», «полк», «созвездие». Эти понятия отражают множество  элементов (членов коллектива, солдат  и командиров полка, звезд), однако  это множество мыслится как  единое целое.  Понятие, в котором  мыслятся признаки, относящиеся  к каждому его элементу, называется  несобирательным. Таковы, например, понятия «звезда», «командир полка», «государство».

3. Понятия делятся наконкретные  и абстрактные в зависимости  от того, что они отражают: предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами). Понятие, в котором мыслится предмет  или совокупность предметов как  нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в  котором мыслится признак предмета  или отношение между предметами, называется абстрактным. Так, понятия  «книга», «свидетель», «государство»  являются конкретными; понятия «белизна», «смелость», «ответственность» —  абстрактными.Различие между конкретными  и абстрактными понятиями основано  на различии между предметом, который мыслится как целое, и  свойством предмета, отвлеченным  от последнего и отдельно от  него не существующим. Абстрактные  понятия образуются в результате  отвлечения, абстрагирования определенного  признака предмета.

4. Понятия делятся на положительные  и отрицательные в зависимости  от того, составляют ли их содержание  свойства, присущие предмету, или  свойства, отсутствующие у него.

Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так, понятия «грамотный», «порядок», «верующий» являются положительными; понятия «неграмотный», «беспорядок», «неверующий» — отрицательными.

5. Понятия делятся на безотносительные  и соотносительные в зависимости  от того, мыслятся ли в них  предметы, существующие раздельно  или в отношении с другими  предметами. Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся  вне их отношения к другим  предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и др. Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. Например: «родители» (по отношению к понятию «дети») или «дети» (по отношению к понятию «родители»), «начальник» («подчиненный»), «получение взятки» («дача взятки»).Соотноси­тельными являются также понятия «часть», «причина», «брат», «сосед» и др. В этих понятиях отражены предметы, существование одного из которых не мыслится вне его отношения к другому.

 

Вопрос 20. Суждение и умозаключение. Две категории умозаключений.

Суждение — это высказывание, в котором утверждаются или отрицаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира или их признаками. В состав суждения всегда входят понятия, причем содержание понятий может быть раскрыто только с помощью суждений. Суждения всегда выражаются словами, они представляют собой один из видов высказываний. Различают утвердительные суждения и отрицательные. Утверждение или отрицание в суждении могут характеризоваться различной степенью уверенности. Это находит свое отражение в вводных словах типа «вероятно», «кажется», «несомненно», «очевидно» и т. д. Умозаключение есть вывод из одного или нескольких суждений нового суждения. Те суждения, из которых делается вывод, называются посылками, а новое суждение, возникшее в результате умозаключения, называется заключением. Типичным примером умозаключений являются рассуждения, с помощью которых выводятся геометрические теоремы, обосновываются какие-либо положения. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное умозаключение, или индукцию, и дедуктивное умозаключение, или дедукцию.  Индукцией называется умозаключение, в котором посылками являются конкретные, частные случаи, а заключение — общее положение, которое выводится из наблюдения над этими частными случаями.

Информация о работе Лекции по "Инженерной деятельности"