Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 06:34, курс лекций
1Научно- технический прогресс и инженерная деятельность.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (НТП) — поступательное и взаимосвязанное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства. Под воздействием роста и усложнения общественных потребностей научно-технический прогресс ускоряется, что позволяет поставить все более могущественные природные силы и ресурсы на службу человеку, превратить производство в технологический процесс целенаправленного применения данных естественных и других наук.
Задачи, решаемые в технических науках (а, следовательно, и комплекс знаний, используемых и вырабатываемых для решения этих задач) принципиально отличаются от проблем, стоящих перед естественной наукой. Феномен технической науки возникает как результат некоторых процессов в рамках более широкого целого, которым является деятельность по созданию технических устройств, так, как возникновение технических наук обусловлено потребностями развивающейся технической практики. Техническая наука представляет собой исторически сложившуюся форму обслуживания знаниями инженерной деятельности, характеризующуюся:
Эти характеристики технических наук сопоставимы с характеристиками естественных наук, что, собственно, и позволяет говорить о них как о науках. Специфика же технических наук обусловлена их «обслуживающей» функцией; обеспечение этой функции включает приложение и детализацию знаний естественных наук, однако не сводится к этому и предполагает формирование специального предмета исследования. Те идеализации, которые необходимы для теоретического описания объектов, совершенно различны, например, для электротехники и физики электрических явлений.
Самостоятельный статус технических наук в логико-гносеологическом аспекте определяется наличием специфического объекта исследования - предметных структур технической практики и предмета исследования - взаимосвязь физических (процессных), функциональных (технических) и конструктивных (морфологических) параметров технических устройств.
В формировании технических наук можно выделить 3 этапа: этап донаучного развития технических знаний (до второй половины ХУ11 в.); этап становления и развития технических наук «классического» типа (ХУ111-начало ХХ в.); этап формирования комплексных научно-технических дисциплин (с первой трети ХХ в.).
Способы видения и описания технических объектов (устройств и процессов) определяются уровнем развития техники, задачами инженерной проектировочной деятельности, уровнем развития инженерного мышления.
Исследование технических объектов приводит к формированию в технических науках специфических теоретических схем (связных совокупностей идеализированных объектов изучения), описывающих связи указанных характеристик для определенных классов технических устройств. Классические технические науки опираются на теоретические представления естественных наук. Причем базовая естественно- научная теория может иметь феноменологический характер, но быть весьма полезной для технической теории в виду того, что для построения расчетных методов нужны прежде всего количественные зависимости, фиксируемые в математическом аппарате естественно научных теорий. Задача технических наук - дать эффективные методы проектирования и расчета инженерных объектов, режимов функционирования сложных технических систем.
В технических теориях их функционирование
предстает как законообразный процесс. Эта
работа в технических науках ни в коей
мере не подменяет и не заменяет инженерной
деятельности, самостоятельная
Термин
«знание» обычно употребляется в трех
смыслах:
1) Способности,
умения, навыки, которые базируются на
осведомленности о том, как что-либо сделать,
осуществить те или иные замыслы;
2) Любая
познавательно значимая информация (в
частности – адекватная);
3) Особая
познавательная единица, гносеологическая
форма отношения человека к действительности,
существующая наряду и во взаимосвязи
с практическим отношением.2
Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.
Знание всегда является идеальным образом действительности. Знать что-либо – означает иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас предме
Познание
и знание различаются как процесс и результат.
В
своей сущности, познание есть отражение
мира в научных представлениях, гипотезах
и теориях. Под отражением обычно понимают
воспроизведение свойств одного объекта
(оригинала) в свойствах другого, взаимодействующего
с ним объекта (отражающей системы). В случае
познания в качестве отражения как раз
и выступает научный образ изучаемого
объекта, представленный в форме научных
фактов, гипотез, теорий. Между отражением,
данным в научном образе, и изучаемым объектом
существуют отношения структурного сходства.
Это означает, что элементы образа соответствуют
элементам изучаемого объекта.
Заблуждения возникают вследствие разных
субъективных и объективных причин: поспешных
обобщений, несовершенства познавательных
средств и т.п.
«Истина» и «заблуждение» — гносеологические
категории. Строго говоря, они не должны
включать в свое содержание оценку знаний,
отношение к ним субъекта. Оценочный аспект
характерен для другой пары близких им
понятии «правда» и «ложь». Под правдой
понимают истину, содержащую нравственную
оценку; правдивое — это не только истинное,
но и правильное, честное, справедливое.
Противоположностью правде является ложь.
В отличие от заблуждения, которое характеризуется
непреднамеренностью (заблуждающийся
рассматривает неистинные знания как
истинные), ложь, дезинформация — это преднамеренное
искажение знаний, ее целью является введение
в заблуждение тех, кому она предназначена.
Разновидностью лжи является сокрытие
истины.
Объективное и субъективное в истине. Объективность знания (объективная истина) — это содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания. Например, суждение «Земля — планета Солнечной системы» по своему содержанию объективно истинно, оно выражает явление, существующее независимо от субъекта. Признавать объективную реальность — значит признавать объективную истину. Вместе с тем истина субъективна. Как характеристика знания она вне человеческого сознания не существует. Приведенное суждение содержит объективное знание, но само суждение — форма мышления существующая в сознании субъекта. Кроме того, в содержании знания неизбежно привносится субъективный момент, обусловленный применением достигнутого знания. Таким образом, истина содержит в себе оба момента — и объективное, и субъективное, представляет их единство.
Абсолютное и относительное
в истине. Так как знания непрерывно изменяются,
развиваются, абсолютных истин нет, любая
истина относительна. Другие философы
отрицают существование относительных
истин на том основании, что относительное
знание нельзя считать истинным. Истинным
может быть только абсолютное знание.
И ту, и другую позицию следует признать
односторонней.
Относительное в истинном
знании — это правильное в своей основе положение,
которое является неполным, неточным и
которое углубляется и уточняется в ходе
развития познания. Так развивалось, например,
знание о строении материи. Античные атомисты
— Левкипп, Демокрит, Эпикур выдвинули
учение об атомах — мельчайших неделимых
частицах материи, из которых состоят
все тела. Это была относительная истина,
которая углублялась и уточнялась в ходе
дальнейшего развития философии и естествознания.
Абсолютное в истинном знании — знание, тождественное своему объекту, и поэтому не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания. К абсолютным истинам могут быть отнесены истины факта: точно установленные даты конкретного события, например, годы рождения и смерти И. Канта (1724—1804), место его захоронения (г. Кенигсберг), выход в свет «Критики чистого разума» (1781) и т.п. Абсолютными можно считать истины, содержащие знания определенных закономерностей действительности, выражающие вечное. Например, мировые физические константы: гравитационная постоянная, постоянна Планка, скорость распространения электромагнитных волн. Относительное знание содержит в себе момент знания абсолютного, абсолютное складывается из суммы относительных истин.