Механизм управления охраны здоровья работающего населения на примере компании DuPont

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является рассмотрение и выявление каких-либо закономерностей в сфере охраны труда работающего населения.
В своей работе я решила рассмотреть этот вопрос на примере иностранной компании DuPont. Она является лидирующей компанией по охране труда за рубежом, несмотря на то, что организация занимается химической промышленностью.

Вложенные файлы: 1 файл

механизм управления охраны здоровья работающего населения на примере компании DuPont.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Микроэкономический  уровень охватывает деятельность каждого отдельного лечебно-профилактического учреждения, предприятия, его звеньев и структур.

На  миди-экономическом  уровне исследуются хозяйственные связи внутри системы здравоохранения, как отрасли экономики, состоящей из целого ряда подотраслей, производств и специализаций, связанных решением одной функциональной задачи - охраны и укрепления здоровья населения.[11] 

Экономика здравоохранения, как и любая другая наука, имеет свои цели и задачи. Со временем они менялись, поэтому в этой работе я рассмотрю их на примере современности:

а). Общая цель экономики  и организации системы здравоохранения - изучение экономических и организационных  отношений, которые объективно возникают между людьми в процессе осуществления медицинской профессиональной деятельности.

б). Предмет экономики  здравоохранения - разработка методов  рационального использование ресурсов для достижения цели в охране здоровья населения.

в). Обозначенные отношения формируются в двух плоскостях: организационно-экономические и социально-экономические. 

- Организационно-экономические отношения. Их характер определяется технологией самого лечебно-профилактического процесса и отражает те общие черты, которые присущи всей совокупности медицинских учреждений данного типа (стационары, поликлиники, диагностические центры и др.).

- Социально-экономические отношения. При помощи их анализа проявляются специфические, своеобразные черты хозяйственной деятельности медицинских учреждений, которые функционируют в разных условиях (государственные, частные, кооперативные, акционерные и др.). 

Экономика здравоохранения  занимает особое место в современной  экономике:

1). Объект исследования экономики здравоохранения.

Определение: Объектом исследования экономики здравоохранения выступает экономическая практика системы здравоохранения и медицинской деятельности, которая осуществляется в определенных организационно-хозяйственных формах. При этом следует отметить, что:

а). В экономической  теории экономика здравоохранения  заимствует терминологию.

б). Прикладные экономические  науки используются в основном для  экономических исследований здравоохранения  на микроуровне, а специальные - для  исследований на макроуровне.

в). У гуманитарных наук, прежде всего у философии, экономика здравоохранения перенимает определенную методологию, идеологию, мировоззрение.

2). Экономика здравоохранения  как самостоятельная  отрасль научного  знания.

Основной особенностью сферы здравоохранения как отрасли народного хозяйства заключается в том, что она способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья каждого человека, каждого субъекта хозяйствования, поддержки их активности, предоставления медицинской помощи. Для достижения и удержания позиций на мировом рынке в сферу здравоохранения направлена совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического характера.

 

Здравоохранение и работающее население 

ОХРАНА  ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ — сохранение и укрепление физического и психического здоровья, поддержания долголетней активной жизни работающих граждан страны; совокупность мер политического, экономического, правового, социального и медицинского характера. Решение комплексных проблем О. з. р. возложено на государство и общество в целом, медицинские аспекты входят в компетенцию системы здравоохранения. Медицинские учреждения осуществляют лечебно-профилактическую помощь работающим на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Функции:

  • профессиональная ориентация работников с учетом индивидуальных и групповых рисков развития профзаболеваний;
  • контроль за состоянием здоровья работников и допуск к профессиональной деятельности, связанной с повышенной опасностью для жизни и здоровья;
  • проведение экономически и клинически эффективных профилактических, оздоровительных, лечебных и реабилитационных мероприятий;
  • разработка и научное обоснование порядка осуществления экспертизы связи заболевания с профессией и необходимых нормативных и правовых актов;
  • осуществление системных мер медико-социальной реабилитации больных и инвалидов.[9]

В Основах Законодательства Российской Федерации об Охране Здоровья Граждан, в Статье 21 (охрана здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности) сказано, что:

  1. В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
  2. Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) или постоянно признан не пригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается на основании заключения медико-социальной экспертизы в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний и может быть обжаловано в суд.
  3. Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и пересматривается не реже одного раза в пять лет.
  4. Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. [3]

     Заинтересованность  предприятий в хорошем здоровье работающих связана с необходимостью сокращения невыходов на работу по болезни и повышение производительности труда. Состояние здоровья работающих оказывает прямое влияние на положение дел в национальной экономике. Поэтому экономически важно и выгодно поддерживать здоровье работников на высоком уровне. Согласно расчетам Мирового банка, от 10 до 20% ВВП ежегодно теряется из-за снижения работоспособности ввиду плохого состояния здоровья работающих. Причем около 2/3 потерь вызваны причинами, связанными с работой, и могут быть предотвращены с помощью хорошо организованных программ охраны здоровья работников. МОТ определила, что в 2003 г. общие экономические потери, явившиеся результатом профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, составили 4% мирового ВНП.

     Однако  дело не только в экономических факторах. Состояние здоровья – одна из важнейших составляющих уровня жизни населения. Не случайно государства благосостояния во многих странах Западной Европы свое развитие начали именно с программ в области охраны здоровья. Поэтому в последнее время вопросы охраны здоровья работающих рассматриваются в русле стратегии устойчивого развития (sustainable development). В центре стратегии устойчивого развития стоит человек, его право на здоровую и продуктивную жизнь в гармонии с природой.  

 

ГЛОБАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ

НА 2008-2017 гг.

  1. Работающие составляют половину мирового населения и вносят основной вклад в экономическое и социальное развитие. Их здоровье определяется не только теми рисками, которые присутствуют на рабочем месте, но и социальными и индивидуальными факторами, а также доступом к медико-санитарным услугам.
  2. Несмотря на наличие эффективных медико-санитарных мер по профилактике профессиональных рисков и охране и укреплению здоровья на рабочем месте, состояние здоровья работающих и степень их подверженности профессиональным рискам варьируются в широких пределах, как между странами, так и внутри стран. До сих пор доступ к медицинским службам гигиены труда имеет лишь небольшое меньшинство мировых трудовых ресурсов.
  3. Рост международного перемещения рабочих мест, продуктов и технологий может способствовать распространению новаторских решений, направленных на предупреждение профессиональных рисков, однако в то же время может привести к смещению этих рисков в сторону групп, находящихся в менее благоприятном положении. Растущий неформальный сектор экономики зачастую ассоциируется с опасными условиями труда и охватывает такие уязвимые группы населения, как дети, беременные женщины, пожилые люди и работники-мигранты.
  4. Настоящий план действий затрагивает все аспекты охраны здоровья работающих, включая первичную профилактику профессиональных рисков, охрану и укрепление здоровья на рабочем месте, условия занятости и более четкое реагирование систем здравоохранения на здоровье работающих. Этот план строится на некоторых общих принципах. Все работающие должны иметь возможность пользоваться наивысшим достижимым уровнем физического и психического здоровья и благоприятными условиями работы. Условия труда на рабочем месте не должны приводить к ухудшению здоровья и благополучия. Приоритет должен отдаваться первичной профилактике профессиональных рисков для здоровья. В целях удовлетворения здравоохранительных потребностей работающего населения на комплексной основе должны быть задействованы все компоненты систем здравоохранения. На рабочем месте могут также осуществляться другие основные медико-санитарные мероприятия, в том числе по укреплению здоровья. Для снижения неравенства в состоянии здоровья работающих внутри стран и между странами деятельность, связанная с охраной их здоровья, должна соответствующим образом планироваться, осуществляться и оцениваться. В этой деятельности должны также участвовать работники и работодатели, а также их представители.

Шестидесятая  сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения:

  • рассмотрев проект глобального плана действий по охране здоровья работающих;
  • ссылаясь на резолюцию WHA49.12, которая одобрила глобальную стратегию по профессиональной гигиене для всех;
  • напоминая и признавая рекомендации Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, Южная Африка, 2002 г.) по укреплению деятельности ВОЗ в области гигиены труда и обеспечению ее связи с общественным здравоохранением;
  • ссылаясь на Конвенцию по общим принципам укрепления гигиены труда и техники безопасности (2006 г.) и другие международные инструменты в области гигиены труда и техники безопасности, принятые Генеральной конференцией МОТ;
  • считая, что здоровье работающих определяется не только профессиональными опасностями, но и социальными и индивидуальными факторами и доступом к медико- санитарным услугам;
  • памятуя о том, что существуют соответствующие меры для обеспечения первичной профилактики профессиональных опасностей и создания здоровых рабочих мест;
  • будучи обеспокоена по поводу того, что в странах и между странами имеются существенные различия в воздействии профессиональных опасностей на работающих и местные общины и в их доступе к службам гигиены труда;
  • подчеркивая, что здоровье работающих является необходимым предварительным условием повышения производительности и экономического развития;

1. ОДОБРЯЕТ глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 гг.;

2. ПРИЗЫВАЕТ все государства-члены:

1) разработать в  сотрудничестве с работающими,  работодателями и их организациями  соответствующую национальную политику и планы реализации глобального плана действий по охране здоровья работающих и создать соответствующие механизмы и правовые основы их реализации, мониторинга и оценки;

2) предпринимать  действия, направленные на обеспечение  полного охвата всех работающих, в том числе тех, которые заняты в неформальном секторе экономики, малых и средних предприятиях и сельском хозяйстве, а также работников-мигрантов и работающих по контрактам лиц основными мероприятиями и базовыми услугами в области гигиены труда в целях первичной профилактики профессиональных и связанных с работой заболеваний и травм;

3) принять меры  по созданию и расширению основных  институциональных возможностей  и потенциала в области кадровых  ресурсов в целях удовлетворения  особых медико-санитарных потребностей работающих групп населения и генерировать фактические данные о состоянии здоровья работающих и разрабатывать на основе этих данных политику и практические шаги;

4) разработать и  предоставить конкретные руководящие  принципы создания надлежащих служб здравоохранения и механизмов надзора за опасностями для людей и окружающей среды и болезнями, занесенными в местные общины, в которых была развернута горнодобывающая, промышленная и сельскохозяйственная деятельность, с целью удовлетворения возникающих в этой связи потребностей  этих общин;

5) обеспечить сотрудничество  и согласованные действия по  линии всех национальных программ, имеющих отношение к охране  здоровья работающих, например программ  по вопросам профилактики профессиональных болезней и травматизма, инфекционных и хронических болезней, укрепления здоровья, психического здоровья, гигиены окружающей среды и развития систем здравоохранения;

6) содействовать  включению компонента охраны  здоровья работающих в национальную  и отраслевую политику в области устойчивого развития, сокращения бедности, занятости, торговли, охраны окружающей среды, и образования;

7) содействовать  разработке эффективных механизмов  сотрудничества и взаимодействия  между развитыми и развивающимися  странами на региональном, субрегиональном и страновом уровнях для реализации глобального плана действий по охране здоровья работающих;

8) содействовать  разработке всеобъемлющих стратегий  в области охраны здоровья  и в других областях для  обеспечения реинтеграции больных и получивших травмы работников в общество в координации с различными государственными и неправительственными организациями.[6] 

 

Здравоохранение и иностранные  компании

До 30% современных  офисных работников страдают из-за слабого здоровья. Не меньше мучаются и работодатели, ведь болезни сотрудников причиняют им прямые убытки. Чтобы сберечь деньги, дальновидные руководители вкладывают средства в health management organisation (HMO).

A health management organization (HMO) is a type of managed care organization (MCO) that provides a form of health care coverage in the United States that is fulfilled through hospitals, doctors, and other providers with which the HMO has a contract.

(Организация  медицинского обслуживания  – один из видов  организаций по управлению медицинским страхованием в США, которое предоставляют больницы, врачи и другие поставщики, с которыми HMO имеет контракт.)

Health management включает  меры по охране труда (их  необходимость в производственных  компаниях предписана законодательством), а также профилактику как физических, так и психических недугов.[10]

Информация о работе Механизм управления охраны здоровья работающего населения на примере компании DuPont