Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в изучение методики обучения обеспечения безопасности при активном отдыхе в природных условиях в школьном курсе ОБЖ.
В соответствии с поставленной целью в работе выдвигаются следующие задачи:
1. изучить возможные опасности при активном отдыхе в природных условиях Забайкалья;
2. проанализировать содержание и структуру 6 класса по теме исследования;
3. изучить наиболее эффективные формы и методы обучения школьников обеспечения безопасности при активном отдыхе в природных условиях
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Активный отдых в природных условиях и правила безопасности………………………………………………………………….…..5
Общие правила безопасности при активном отдыхе в природных условиях………………………………………………………….…..5
Опасные ситуации в природных условиях, характерные для Забайкальского края……………………………………………………………....7
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях в содержание школьного курса ОБЖ 6 класса. …….………………16
Вывод по главе 1………………………………………………………...18
Глава 2. Методика подготовки учащихся к обеспечению безопасности при активном отдыхе в природных условиях ……….…....19
Формы и методы обучения школьников по обеспечению безопасности при активном отдыхе в природных условиях…………….……19
Методическая разработка урока для 6 класса…………..……….22
Организация практических занятий, внеклассной работы по обучению безопасности при активном отдыхе ……………………..………..28
Вывод по главе 2……………………………………………….………...31
Заключение…………………………………………………………….…32
Библиографический список……………………………………………34
Забайкальский государственный университет
Факультет естественных наук математики и технологии, кафедра техники, технологии и безопасности жизнедеятельности
Курсовая работа по дисциплине технологии и методике обучения безопасности жизнедеятельности в школе
Тема: Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях в школьном курсе ОБЖ
Черных Илья Валерьевич
Научный руководитель: к.п.н., доцент
кафедры ТТиБЖ
Фараджева Н.А.
Чита 2013
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Активный отдых в природных
условиях и правила безопасности………………………………………………
Вывод по главе 1………………………………………………………...18
Глава 2. Методика подготовки учащихся к обеспечению безопасности при активном отдыхе в природных условиях ……….…....19
Вывод по главе 2……………………………………………….………...31
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………34
Введение
Тема данной курсовой работы «Обеспечения безопасности при активном отдыхе в природных условиях в школьном курсе ОБЖ»
Актуальность. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности на природе, если будет владеть элементарными знаниями основ обеспечения безопасности при активном отдыхе в природных условиях.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.
Особое значение для жизнеспособности человека имеют природная среда, ее физико–географические условия. Активно воздействуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания.
Объектом исследования в курсовой работы является обеспечение безопасности.
Предметом исследования в курсовой работе является безопасность в природных условиях в школьном курсе ОБЖ.
Цель данной курсовой работы состоит в изучение методики обучения обеспечения безопасности при активном отдыхе в природных условиях в школьном курсе ОБЖ.
В соответствии с
1. изучить возможные опасности при активном отдыхе в природных условиях Забайкалья;
2. проанализировать содержание и структуру 6 класса по теме исследования;
3. изучить наиболее эффективные формы и методы обучения школьников обеспечения безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
4. разработать методические рекомендации по теме исследования.
Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования.
Глава 1. Активный отдых в природных условиях и правила безопасности.
Активный отдых на природе помогает быстро восстановить силы и работоспособность, укрепляет здоровье, тренирует и закаляет организм. Такой отдых может быть коротким (в течение выходного дня), а может быть и в форме многодневного похода. Проблема обеспечения безопасности путешествий остается актуальной всегда, особенно это касается самодеятельного туризма.
Необходимо тщательно готовиться
к любому походу, даже простому.
Изучение района похода следует
проводить по топографической карте района,
желательно также проконсультироваться
с туристами, которые там уже были. Перед
походом необходимо проверить личное
снаряжение.
Одной из основных мер безопасности
в походе является соблюдение правил дисциплины.
В походе нельзя самовольно отходить от
группы или менять утвержденный маршрут
движения. Это может привести к опасной
ситуации.
В походе нужно соблюдать режим
и график движения.
Очень важно соблюдать правила
личной гигиены (мыть руки перед едой,
чистить зубы, обтирать тело, купаться).
Это обеспечит хорошее самочувствие и
бодрость. В пути необходимо постоянно
контролировать состояние обуви. Если
она промокла, следует переобуться при
первой же возможности, так как движение
в мокрой обуви может привести к потертостям,
а в холодную погоду — к простуде. Необходимо
помнить, что в походе хождение без обуви
недопустимо даже на биваке.
Солнечные ванны во время переходов принимать не следует — это ослабляет организм. В жаркую погоду на голове должна быть легкая светлая шапочка. Купаться в пути можно каждый день, но при этом надо соблюдать меру. Даже в жаркий день при температуре воды не ниже 18°С в воде можно проводить не более 10 мин. В походе необходимо соблюдать установленный режим питания и питьевой режим.
Проведение на природе выходного дня или длительный поход требуют соблюдения определенных условий при их организации и осуществлении. Основными из этих условий являются следующие:
1.2 Опасные ситуации в природных условиях, характерные для Забайкальского края.
Ситуации, которые могут возникнуть в результате взаимодействия человека с окружающей средой и представлять угрозу его жизни, здоровью и имуществу:
Факторы, обеспечивающие защитные функции, способствующие нормальной жизнедеятельности людей в экстремальных ситуациях природной среды:
Опасные погодные явления
Стихийные гидрометеорологические явления (например, ураганные ветры) часто даже оказываются причиной человеческих жертв. В каждой отрасли – свои опасные явления, однако можно выделить основные, которые метеорологи должны особо выделять и подчеркивать в любом своем прогнозе. Сегодня к опасным (неблагоприятным) явлениям относятся:
Сильный ветер
Под категорию особо опасных явлений попадают ветры разрушительной силы любой продолжительности скоростью не менее 25 м/с, или средней скорости не менее 20 м/с; в Оловяннинском, Приаргунском, Балейском, Шилкинском, Чернышевском районах - при порывах не менее 30 м/с. Обычно сильный ветер в средних широтах связан с областями большого перепада атмосферного давления, вызванного либо активной циклонической деятельностью (градиентный ветер), либо мощной конвекцией (шквалы). Наибольшую угрозу представляет шквал.
Шквал – Резкое кратковременное (в течение нескольких минут, но не менее 1 мин) усиление ветра до 25 м/с и более, в Оловяннинском, Приаргунском районах - до 30 м/с и более) сопровождающееся изменением направления.
Шквал непредсказуем своим направлением, и при нем обычно происходят: скачки атмосферного давления и относительной влажности, а также быстрое понижение температуры. Шквал часто сопровождается ливнем и грозой, потому что эти конвективные явления все связаны с образованием мощной кучево-дождевой облачности.
Град
Из других конвективных явлений отметим град. Град (не путать с снежной крупой) – вид осадков, выпадающий из кучево-дождевых облаков, обычно сопровождающийся грозой, в виде ледяных шариков диаметром от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. В отдельных случаях размер градин достигает десятка и более сантиметров. В Астраханский центр метеорологии как-то пришел сельчанин и принес градину неправильной формы размером несколько сантиметров (он сохранил ее в морозильной камере). Она представляла собою сложное снежно-ледяное отложение. Писали, что в Китае весной 1981 г. отдельные градины весили до 7 кг, а в Индии в 1961 г. 3-килограммовая градина убила слона. Что до гибели овец, то такие последствия града далеко не редкость.
Гроза
Причиной возникновения гроз является сильная атмосферная неустойчивость (резкое падение температуры с высотой) и, как следствие, накопление избыточной энергии в кучево-дождевых облаках. Как правило, гроза сопровождается ливневым дождем и, реже – примерно каждая десятая – градом. Разряды электричества между облаками (а речь идет только о кучево-дождевых облаках, в разговорном русском языке – тучах), облаком и землей или внутри облака называются молнией. Это движущиеся со скоростью 30 000 км/с электроны. Молния опасна, так как может попасть в человека и поразить его электрическим током.
Идти на грозу всегда считалось совершенно гибельным. Редкое явление, также связанное с грозой, – шаровая молния. Это образующийся в грозовой атмосфере сгусток плазмы (ионизированного газа).