Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях в школьном курсе ОБЖ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в изучение методики обучения обеспечения безопасности при активном отдыхе в природных условиях в школьном курсе ОБЖ.
В соответствии с поставленной целью в работе выдвигаются следующие задачи:
1. изучить возможные опасности при активном отдыхе в природных условиях Забайкалья;
2. проанализировать содержание и структуру 6 класса по теме исследования;
3. изучить наиболее эффективные формы и методы обучения школьников обеспечения безопасности при активном отдыхе в природных условиях

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Активный отдых в природных условиях и правила безопасности………………………………………………………………….…..5
Общие правила безопасности при активном отдыхе в природных условиях………………………………………………………….…..5
Опасные ситуации в природных условиях, характерные для Забайкальского края……………………………………………………………....7
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях в содержание школьного курса ОБЖ 6 класса. …….………………16
Вывод по главе 1………………………………………………………...18
Глава 2. Методика подготовки учащихся к обеспечению безопасности при активном отдыхе в природных условиях ……….…....19
Формы и методы обучения школьников по обеспечению безопасности при активном отдыхе в природных условиях…………….……19
Методическая разработка урока для 6 класса…………..……….22
Организация практических занятий, внеклассной работы по обучению безопасности при активном отдыхе ……………………..………..28
Вывод по главе 2……………………………………………….………...31
Заключение…………………………………………………………….…32
Библиографический список……………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Илья курсовая.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

А. Удобной. 

Б. Плотно сидеть на ноге, но не слишком сжимать стопу. 

В. Быть на размер меньше, в дороге разносится. 

Г. Быть на размер больше, чтобы не натирать ноги. 

  1. Найдите ошибку. Одежда туриста, отправляющегося в поход должна быть…

А. Защитного цвета, как у военных. 

Б. Яркой, лёгкой, удобной и иметь небольшой объём. 

В. Хорошо защищать от холода и жары, ветра и дождя. 

Г. Нижнее бельё должно хорошо поглощать пот. 

Проверка и оценивание работ (Слайд 18 - Ответы на тест):  
Ответы на тест 

1 – В; 2 – Г; 3 - В, Г; 4 – А, Б; 5 –  А. 

Оценивание 5 «+» = 5; 4 «+» = 4; 3 «+» = 3. 

Подведение итогов урока, рефлексия (Слайд 19). 

Что нового и полезного для себя вы сегодня узнали? Было ли вам интересно?

Что больше всего понравилось на уроке? (Ответы учащихся) 

Запишите домашнее задание в дневник: § 3.1 – 3.3 учебника, задание 7 (Слайд 20). Урок окончен. До свидания, ребята! 

 

2.3 Организация практических  занятий, внеклассной работы по обучению безопасности при активном отдыхе в природных условиях.

Важное место при изучении «Основ безопасности жизнедеятельности» занимает отработка практических навыков самозащиты и оказания помощи окружающим людям.

Часы, отведенные на практические занятия, учитель использует в зависимости от результатов усвоения учащимися содержания конкретных тем. Практические занятия могут быть организованы в виде викторин, экскурсий, тренингов на специально оборудованных площадках и объектах, в форме моделирования ситуаций, ролевых и ситуационных игр, рисования схем, упражнений и т.д.

Подготовку школьников по вопросам основ безопасности жизнедеятельности рекомендуется осуществлять в форме инструктажа (специальных занятий) перед началом всех видов деятельности: при трудовой и профессиональной подготовке в общеобразовательных учреждениях, организации общественно полезного труда, а также во время экскурсий, походов, спортивных соревнований, кружковых занятий и других видов внеклассной и внешкольной деятельности. В течение учебного года желательно провести объектовую тренировку для подготовки учащихся и персонала к активному отдыху на природе в соответствии с планом по гражданской обороне учебного заведения и с учетом местных условий.

Общеобразовательные учреждения обладают широкими возможностями для формирования знаний и умений учащихся по вопросам безопасности жизнедеятельности. Они заложены как в содержании курса, при изучении которого школьники получают сведения о существующих в мире техногенных, природных, социальных опасностях, так и в организационно-воспитательных формах внеклассной деятельности.

Во внеклассной работе с учащимися следует шире практиковать проведение встреч со специалистами МЧС, ГАИ, медицинскими работниками.

Изучение материала, требующего больших затрат времени, может быть завершено на занятиях с отрядами юных спасателей, туристов.

Эффективными итоговыми массовыми формами организации внеклассной деятельности учащихся могут быть конкурсы и олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности.

Для выполнения программы в каждом общеобразовательном учреждении может быть оборудован кабинет по основам безопасности жизнедеятельности (далее – кабинет ОБЖ), совмещенный с кабинетом допризывной и медицинской подготовки. Важно иметь примыкающее к нему помещение для хранения имущества – лаборантскую комнату.

Кабинет ОБЖ рекомендуется оснастить макетами для отработки практических вопросов занятий (могут быть изготовлены учащимися в школьных кружках), стендами, техническими средствами обучения, витриной с образцами средств индивидуальной и коллективной защиты, приборами радиационной и химической разведки, учебно-методической литературой.

Для повышения эффективности проведения занятий в кабинете ОБЖ целесообразно иметь следующие макеты:

макет местности – должен воспроизводить месторасположение учебного заведения со всеми прилегающими к нему дорогами, перекрестками, водоемами, предприятиями, в первую очередь – использующими в своем производстве аварийно химически опасные вещества (СДЯВ);

макет современного жилища – должен моделировать жилое помещение со всеми узлами и системами жизнеобеспечения.

При разработке эскизов стендов для кабинета ОБЖ необходимо придерживаться следующего их перечня и содержания: «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи», «Основы здорового образа жизни человека и его безопасности», «Чрезвычайные ситуации локального характера в городе (в местах проживания и передвижения)», «Гражданская оборона», «Средства индивидуальной и коллективной защиты», «Терроризм – угроза обществу», «Клуб юных спасателей-пожарных», «Основные правила безопасного поведения на улице и дорогах». При оформлении названных стендов могут быть использованы материалы, брошюры и плакаты.

Для более качественного усвоения учащимися материала возможно использование технических средств обучения: персональный компьютер, телевизор, видеомагнитофон и др.

Витрины целесообразно размещать вдоль стен и делать открывающимися, чтобы при необходимости их экспонаты могли послужить наглядными пособиями. Оптимальный набор экспонатов в витринах следующий:

  • современные приборы радиационной и химической разведки;
  • средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы, респираторы) и кожи (защитный костюм Л-1 и ОЗК);
  • средства медицинской зашиты и профилактики (аптечка индивидуальная АИ-2, индивидуальный противохимический пакет ИПП-8, противопылевые тканевые маски, ватно-марлевые повязки, кровоостанавливающие резиновые жгуты и т.д.);
  • средства пожаротушения;
  • предметы спасательного снаряжения (спасательные жилеты, спусковые устройства и «карабины», образцы вязки узлов, компасы и т.д.);
  • гербарий ядовитых и полезных (лечебных) растений.

Подшивки журналов «Служба спасения 01»,  газеты «Юный спасатель» рекомендуется размещать так, чтобы они были доступны для всех учащихся – на журнальном столике или книжной полке. Здесь же должны находиться брошюры и пособия по тематике учебного предмета.

В общеобразовательном учреждении могут быть разработаны и изготовлены учащимися в школьных кружках и клубах юных спасателей-пожарных собственные иллюстративные материалы.

Для проведения мероприятий, связанных с патриотическим воспитанием молодежи, каждому учреждению образования рекомендуется оборудовать уголок, где будут размещаться экспонаты и информация о работе спасателей, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уголок целесообразно создать из семи разделов: «Кто и как оповестит», «Если стихийное бедствие…», «Это может случиться», «Как поступить», «Помощь пострадавшим», «Защита», «Наша гражданская оборона».

 

 Вывод по главе 2.

 

В первую очередь учитель ОБЖ должен обратить внимание на адаптацию учеников. Для развития их познавательной деятельности желательно применить методы наблюдения, измерения, опыта, эксперимента, моделирования, о чем рассказывается в этой главе. Организация практических занятий должна проходить в виде викторин, экскурсий, тренингов на специально оборудованных площадках и объектах, в форме моделирования ситуаций, ролевых и ситуационных игр, рисования схем, упражнений и т.д.  Важное место при изучении «Обеспечения безопасности при активном отдыхе в природных условиях» занимает отработка практических навыков самозащиты и оказания помощи попавшим в опасные ситуации людям. Так же в этой главе, прилагается методическая разработка урока на тему «Как подготовиться к походу, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию».

 

 

 

 

Заключение

Активный отдых на природе — это пешеходные, лыжные, водные, велосипедные путешествия, однодневные и многодневные. Это туристические походы, которые могут быть плановыми, организованными через туристические учреждения, и самодеятельными. В последнее время растет число самодеятельных семейных путешествий, в основном это походы выходного дня (многодневные и однодневные). Проблема обеспечения безопасности путешествий остается актуальной всегда, особенно это касается самодеятельного туризма. Поэтому необходимо тщательно готовиться к любому походу, даже простому.

В ходе реализации данной курсовой работы  были рассмотрены правила безопасного поведения и личной гигиены при активном отдыхе в природных условиях. Изучение района похода следует проводить по топографической карте района, желательно также проконсультироваться с туристами, которые там уже были. Перед походом необходимо проверить личное снаряжение. Одной из основных мер безопасности в походе является соблюдение правил дисциплины. В походе нельзя самовольно отходить от группы или менять утвержденный маршрут движения. Это может привести к опасной ситуации. В походе нужно соблюдать режим и график движения.

Очень важно соблюдать правила личной гигиены (мыть руки перед едой, чистить зубы, обтирать тело, купаться). Это обеспечит хорошее самочувствие и бодрость. В пути необходимо постоянно контролировать состояние обуви. Если она промокла, следует переобуться при первой же возможности, так как движение в мокрой обуви может привести к потертостям, а в холодную погоду — к простуде. Необходимо помнить, что в походе хождение без обуви недопустимо даже на биваке. 

Солнечные ванны во время переходов принимать не следует — это ослабляет организм. В жаркую погоду на голове должна быть легкая светлая шапочка. Купаться в пути можно каждый день, но при этом надо соблюдать меру. Даже в жаркий день при температуре воды не ниже 18°С в воде можно проводить не более 10 мин. В походе необходимо соблюдать установленный режим питания и питьевой режим.

Также были изучены опасные ситуации характерных для Забайкальского края, это опасные погодные явления, лесные пожары, опасные животные, насекомые, различные ядовитые виды растений, грибов.

Для написания курсовой работы я проделал следующее:

1) рассмотрел опасные ситуации  возникающие при активном отдыхе на природе;

2) предоставил классификацию опасных ситуаций в природных условиях, характерных для Забайкальского края;

3) предоставил методическую разработку урока для 6 класса на тему «Как подготовиться к походу, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию»;

4) разобрал формы и методы обучения школьников по  обеспечению безопасности при активном отдыхе в природных условиях.

Цель достигнута, задачи решены, в результате можно сделать следующий вывод:

В I главе данной курсовой работы были представлены общие сведения об активном отдыхе на природе и правилах обеспечения безопасности. Во II главе были описаны рекомендации по методике обучения школьников.

 

Библиографический список

  1. Биржаков М.Б. Безопасность в туризме / М.Б. Биржаков, Н.П. Казаков. – СПб.: Герда, 2007. – 208 с.
  2. Горелов А.А.   Безопасность человека в природных условиях. Горелов А.А. ,Федотов 
  3. Гуреев И.В. Активный отдых. -М.: Советский спорт, 1991.- 28 с. Даринский А.В. и др. География России. -М.: Просвещение, 1993.-224 с.
  4. Евдокимов Н.М. Оказание первой доврачебной медицинской помощи.-М., 2001
  5. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях. / В.М. Влахов. М.: Дрофа, 2009. – 288 с. с ил.
  6. Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности /Н.Г. Занько. Г.А. Корсаков, К.Р. Малаян и др. Под ред. О.Н. Русака. - С.-П.: Изд-во Петербургской лесотехнической академии, 1996. – 320 с.
  7. Куликова Н. В.  Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях : учебное пособие для вузов, училищ, колледжей / Н. В. Куликова и др. ; под ред. С. В. Низкодубовой ; - Томск : Издательство ТГПУ, 2001. - 125 с.
  8. Кривошеев Д.А., Муравей Л.А., Роева Н.Н. и др. Экология и безопасность жизнедеятельности: Уч. Пособие для вузов под редакцией Муравья Л.А. М.: ЮНИТИ-ДИАНА. 2000. 273 С.
  9. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: методическое пособие. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов — М.: Дрофа, 2004. – 224 с. с ил.
  10. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5—11 классы. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, В.И. Мишин. - М.: Дрофа, 2004.- 178 с.

 

start="11"

 Маслов, А. Г. Способы автономного выживания человека в природе : учебное пособие для вузов / А. Г. Маслов, Ю. С. Константинов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Академия, 2005. - 297 с

  1. Маринин, М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. / М.М. Маринин. М., Просвещение, - 1996.-205с.
  2. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности. / О.Н. Русак, Р.К. Малаян, Н.Г. Занько. М., «Просвещение», 1989, - 172 с.
  3. Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности:  
    5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008.
  4. Соловьев, С.С. Безопасный отдых и туризм: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / С.С. Соловьев. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
  5. Фролов. М.П. ОБЖ: 6-й кл: учебник для ОУ/ М.П.Фролов, В.П.Шолохов, М.В.Юрьевна Б.И.Мишина и др./под ред.Ю.Л. Воробьева/ М.: АСТ.: Астрель, 2013г
  6. Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: методическое пособие. / Н.И. Хромов. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 288 с.
  7. Организация отдыха на природе и необходимые меры безопасности для профилактики последствий опасных ситуаций природного характера [Электронный ресурс] / ОБЖ // – Электрон. дан. –

        Режим доступа:   http://www.naexamen.ru/otvet/9/obj/290.shtml

  1. Перечень и критерии опасных природных (гидрометеорологических) явлений по территории Забайкальского края  [Электронный ресурс] / ОБЖ // – Электрон. дан. –

      Режим доступа:   http://www.pogoda.chita.ru/oyazab.html

  1. Примерная программа по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности» [Электронный ресурс] / ОБЖ // – Электрон. дан. – Режим доступа: http://trofimoff.21412s01.edusite.ru/p12aa1.html. 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях в школьном курсе ОБЖ