Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в изучение методики обучения обеспечения безопасности при активном отдыхе в природных условиях в школьном курсе ОБЖ.
В соответствии с поставленной целью в работе выдвигаются следующие задачи:
1. изучить возможные опасности при активном отдыхе в природных условиях Забайкалья;
2. проанализировать содержание и структуру 6 класса по теме исследования;
3. изучить наиболее эффективные формы и методы обучения школьников обеспечения безопасности при активном отдыхе в природных условиях
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Активный отдых в природных условиях и правила безопасности………………………………………………………………….…..5
Общие правила безопасности при активном отдыхе в природных условиях………………………………………………………….…..5
Опасные ситуации в природных условиях, характерные для Забайкальского края……………………………………………………………....7
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях в содержание школьного курса ОБЖ 6 класса. …….………………16
Вывод по главе 1………………………………………………………...18
Глава 2. Методика подготовки учащихся к обеспечению безопасности при активном отдыхе в природных условиях ……….…....19
Формы и методы обучения школьников по обеспечению безопасности при активном отдыхе в природных условиях…………….……19
Методическая разработка урока для 6 класса…………..……….22
Организация практических занятий, внеклассной работы по обучению безопасности при активном отдыхе ……………………..………..28
Вывод по главе 2……………………………………………….………...31
Заключение…………………………………………………………….…32
Библиографический список……………………………………………34
А. Удобной.
Б. Плотно сидеть на ноге, но не слишком сжимать стопу.
В. Быть на размер меньше, в дороге разносится.
Г. Быть на размер больше, чтобы не натирать ноги.
А. Защитного цвета, как у военных.
Б. Яркой, лёгкой, удобной и иметь небольшой объём.
В. Хорошо защищать от холода и жары, ветра и дождя.
Г. Нижнее бельё должно хорошо поглощать пот.
Проверка и оценивание работ (Слайд 18 - Ответы на тест):
Ответы на тест
1 – В; 2 – Г; 3 - В, Г; 4 – А, Б; 5 – А.
Оценивание 5 «+» = 5; 4 «+» = 4; 3 «+» = 3.
Подведение итогов урока, рефлексия (Слайд 19).
Что нового и полезного для себя вы сегодня узнали? Было ли вам интересно?
Что больше всего понравилось на уроке? (Ответы учащихся)
Запишите домашнее задание в дневник: § 3.1 – 3.3 учебника, задание 7 (Слайд 20). Урок окончен. До свидания, ребята!
2.3 Организация практических занятий, внеклассной работы по обучению безопасности при активном отдыхе в природных условиях.
Важное место при изучении «Основ безопасности жизнедеятельности» занимает отработка практических навыков самозащиты и оказания помощи окружающим людям.
Часы, отведенные на практические занятия, учитель использует в зависимости от результатов усвоения учащимися содержания конкретных тем. Практические занятия могут быть организованы в виде викторин, экскурсий, тренингов на специально оборудованных площадках и объектах, в форме моделирования ситуаций, ролевых и ситуационных игр, рисования схем, упражнений и т.д.
Подготовку школьников по вопросам основ безопасности жизнедеятельности рекомендуется осуществлять в форме инструктажа (специальных занятий) перед началом всех видов деятельности: при трудовой и профессиональной подготовке в общеобразовательных учреждениях, организации общественно полезного труда, а также во время экскурсий, походов, спортивных соревнований, кружковых занятий и других видов внеклассной и внешкольной деятельности. В течение учебного года желательно провести объектовую тренировку для подготовки учащихся и персонала к активному отдыху на природе в соответствии с планом по гражданской обороне учебного заведения и с учетом местных условий.
Общеобразовательные учреждения обладают широкими возможностями для формирования знаний и умений учащихся по вопросам безопасности жизнедеятельности. Они заложены как в содержании курса, при изучении которого школьники получают сведения о существующих в мире техногенных, природных, социальных опасностях, так и в организационно-воспитательных формах внеклассной деятельности.
Во внеклассной работе с учащимися следует шире практиковать проведение встреч со специалистами МЧС, ГАИ, медицинскими работниками.
Изучение материала, требующего больших затрат времени, может быть завершено на занятиях с отрядами юных спасателей, туристов.
Эффективными итоговыми массовыми формами организации внеклассной деятельности учащихся могут быть конкурсы и олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности.
Для выполнения программы в каждом общеобразовательном учреждении может быть оборудован кабинет по основам безопасности жизнедеятельности (далее – кабинет ОБЖ), совмещенный с кабинетом допризывной и медицинской подготовки. Важно иметь примыкающее к нему помещение для хранения имущества – лаборантскую комнату.
Кабинет ОБЖ рекомендуется оснастить макетами для отработки практических вопросов занятий (могут быть изготовлены учащимися в школьных кружках), стендами, техническими средствами обучения, витриной с образцами средств индивидуальной и коллективной защиты, приборами радиационной и химической разведки, учебно-методической литературой.
Для повышения эффективности проведения занятий в кабинете ОБЖ целесообразно иметь следующие макеты:
макет местности – должен воспроизводить месторасположение учебного заведения со всеми прилегающими к нему дорогами, перекрестками, водоемами, предприятиями, в первую очередь – использующими в своем производстве аварийно химически опасные вещества (СДЯВ);
макет современного жилища – должен моделировать жилое помещение со всеми узлами и системами жизнеобеспечения.
При разработке эскизов стендов для кабинета ОБЖ необходимо придерживаться следующего их перечня и содержания: «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи», «Основы здорового образа жизни человека и его безопасности», «Чрезвычайные ситуации локального характера в городе (в местах проживания и передвижения)», «Гражданская оборона», «Средства индивидуальной и коллективной защиты», «Терроризм – угроза обществу», «Клуб юных спасателей-пожарных», «Основные правила безопасного поведения на улице и дорогах». При оформлении названных стендов могут быть использованы материалы, брошюры и плакаты.
Для более качественного усвоения учащимися материала возможно использование технических средств обучения: персональный компьютер, телевизор, видеомагнитофон и др.
Витрины целесообразно размещать вдоль стен и делать открывающимися, чтобы при необходимости их экспонаты могли послужить наглядными пособиями. Оптимальный набор экспонатов в витринах следующий:
Подшивки журналов «Служба спасения 01», газеты «Юный спасатель» рекомендуется размещать так, чтобы они были доступны для всех учащихся – на журнальном столике или книжной полке. Здесь же должны находиться брошюры и пособия по тематике учебного предмета.
В общеобразовательном учреждении могут быть разработаны и изготовлены учащимися в школьных кружках и клубах юных спасателей-пожарных собственные иллюстративные материалы.
Для проведения мероприятий, связанных с патриотическим воспитанием молодежи, каждому учреждению образования рекомендуется оборудовать уголок, где будут размещаться экспонаты и информация о работе спасателей, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уголок целесообразно создать из семи разделов: «Кто и как оповестит», «Если стихийное бедствие…», «Это может случиться», «Как поступить», «Помощь пострадавшим», «Защита», «Наша гражданская оборона».
Вывод по главе 2.
В первую очередь учитель ОБЖ должен обратить внимание на адаптацию учеников. Для развития их познавательной деятельности желательно применить методы наблюдения, измерения, опыта, эксперимента, моделирования, о чем рассказывается в этой главе. Организация практических занятий должна проходить в виде викторин, экскурсий, тренингов на специально оборудованных площадках и объектах, в форме моделирования ситуаций, ролевых и ситуационных игр, рисования схем, упражнений и т.д. Важное место при изучении «Обеспечения безопасности при активном отдыхе в природных условиях» занимает отработка практических навыков самозащиты и оказания помощи попавшим в опасные ситуации людям. Так же в этой главе, прилагается методическая разработка урока на тему «Как подготовиться к походу, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию».
Заключение
Активный отдых на природе — это пешеходные, лыжные, водные, велосипедные путешествия, однодневные и многодневные. Это туристические походы, которые могут быть плановыми, организованными через туристические учреждения, и самодеятельными. В последнее время растет число самодеятельных семейных путешествий, в основном это походы выходного дня (многодневные и однодневные). Проблема обеспечения безопасности путешествий остается актуальной всегда, особенно это касается самодеятельного туризма. Поэтому необходимо тщательно готовиться к любому походу, даже простому.
В ходе реализации данной курсовой работы были рассмотрены правила безопасного поведения и личной гигиены при активном отдыхе в природных условиях. Изучение района похода следует проводить по топографической карте района, желательно также проконсультироваться с туристами, которые там уже были. Перед походом необходимо проверить личное снаряжение. Одной из основных мер безопасности в походе является соблюдение правил дисциплины. В походе нельзя самовольно отходить от группы или менять утвержденный маршрут движения. Это может привести к опасной ситуации. В походе нужно соблюдать режим и график движения.
Очень важно соблюдать правила личной гигиены (мыть руки перед едой, чистить зубы, обтирать тело, купаться). Это обеспечит хорошее самочувствие и бодрость. В пути необходимо постоянно контролировать состояние обуви. Если она промокла, следует переобуться при первой же возможности, так как движение в мокрой обуви может привести к потертостям, а в холодную погоду — к простуде. Необходимо помнить, что в походе хождение без обуви недопустимо даже на биваке.
Солнечные ванны во время переходов принимать не следует — это ослабляет организм. В жаркую погоду на голове должна быть легкая светлая шапочка. Купаться в пути можно каждый день, но при этом надо соблюдать меру. Даже в жаркий день при температуре воды не ниже 18°С в воде можно проводить не более 10 мин. В походе необходимо соблюдать установленный режим питания и питьевой режим.
Также были изучены опасные ситуации характерных для Забайкальского края, это опасные погодные явления, лесные пожары, опасные животные, насекомые, различные ядовитые виды растений, грибов.
Для написания курсовой работы я проделал следующее:
1) рассмотрел опасные ситуации возникающие при активном отдыхе на природе;
2) предоставил классификацию опас
3) предоставил методическую разработку урока для 6 класса на тему «Как подготовиться к походу, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию»;
4) разобрал формы и методы обучения школьников по обеспечению безопасности при активном отдыхе в природных условиях.
Цель достигнута, задачи решены, в результате можно сделать следующий вывод:
В I главе данной курсовой работы были представлены общие сведения об активном отдыхе на природе и правилах обеспечения безопасности. Во II главе были описаны рекомендации по методике обучения школьников.
Библиографический список
start="11"
Маслов, А. Г. Способы автономного выживания человека в природе : учебное пособие для вузов / А. Г. Маслов, Ю. С. Константинов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Академия, 2005. - 297 с
Режим доступа: http://www.naexamen.ru/otvet/
Режим доступа: http://www.pogoda.chita.ru/