Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 15:53, реферат
В России и за рубежом принято считать, что причины и проблемы дорожно-транспортных происшествий в наиболее обобщенном виде определяются элементами системы: "человек - автомобиль - дорога - окружающая среда".
Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дорогам транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.
В
России и за рубежом принято
считать, что причины и
Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дорогам транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.
Закон РФ "О безопасности дорожного движения" №196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. применяет следующие основные термины:
• дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей л грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
• безопасность дорожного движения - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен другой материальный ущерб;
• обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;
• участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в дорожном движении в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;
• организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий но управлению движением на дорогах;
• дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает одну или несколько
проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
• транспортное средство (ТС) - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Главными проблемами, влияющими на безопасность движения, являются: бурная автомобилизация страны; стремительное повышение интенсивности дорожного движения; интенсивный рост плотности дорожного движения; увеличение количества молодых, неопытных водителей; психофизиологические возможности человека как родителя, управляющего техническим средством; экономические причины, такие как стремительный рост цен на автомобили и запасные части к ним, что приводит к увеличению доли старых и неисправных автомобилей.
В законе "О безопасности дорожного движения" дается следующая формулировка основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения:
• приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движения, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
• приоритет ответственности государства за обеспечением безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
• соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
• программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Эти принципы
в корне отличаются от ранее действующих,
в которых четко просматривался
приоритет государства над
Исходя из смысла Закона "О безопасности дорожного движения" сейчас проблема предотвращения ДТП рассматривается как комплексная, требующая для своего решения усилий всех министерств, ведомств, государственных органов, многих предприятий.
Причины ДТП подразделяются на субъективные и объективные.
К субъективным причинам относятся:
• нарушение Правил дорожного движения (ПДД) водителем, пешеходом, пассажиром, иным участником дорожного движения;
• нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
Объективными причинами считаются:
• недостатки в планировании улиц и автодорог;
• освещенность проезжей части в темное время суток; состояние дорожного покрытия; различные средства регулирования, в том числе дорожные знаки; тормозные, маневренные и другие свойства автотранспортных средств.
Статистика показывает, что наиболее распространенными причинами ДТП, зависящими от водителя, являются:
• превышение установленной скорости движения (17 % ДТП);
• несоблюдение безопасной дистанции движения транспортных средств, а также необходимого бокового интервала, обеспечивающего безопасность движения;
• нарушение правил обгона в зоне ограниченной видимости;
• управление автотранспортным средством в состоянии опьянения (25 % ДТП);
• нарушение правил обгона (15 % ДТП);
• несоблюдение очередности проезда;
• нарушение правил маневрирования (9 % ДТП);
• другие причины - резкое торможение, неподача световых указателей маневра, игнорирование запрещающими знаками, сон за рулем и т.д.
Существует следующая классификация ДТП:
• Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог; сюда также относятся столкновения с внезапно остановившимся ТС;
• Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся ТС опрокинулось; сюда же относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды происшествий;
• Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также, на прицеп или полуприцеп;
• Наезд на препятствие - происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет;
• Наезд на пешехода - происшествие, при котором ТС наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся ТС; к этому виду откосятся также происшествия, яря которых пешеходы пострадали от перевозимого ТС груза или предмета;
• Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором ТС наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся ТС;
• Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором ТС наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся ТС;
• Наезд на животных - происшествие, при котором ТС наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся ТС, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб;
• Прочие происшествия - происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К прочим происшествиям относятся: сход трамвая с рельсов; падение перевозимого груза или отброшенного колесом ТС предмета на человека, животное или на другое ТС; наезд па лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падение пассажиров с движущегося ТС или в салоне движущегося ТС в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.
Все ДТП подлежат учету. Учет ДТП осуществляется для изучения причин и условий их возникновения, а также принятия мер по устранению этих причин и условий. На каждое ДТП заполняется карточка учета ДТП.
Карточка учета ДТП включает 76 показателей, характеризующих состояние ТС: состояние дороги, наличие средств регулирования дорожного движения, перечень нарушений ПДД и др.
При учете к регистрации ДТП к числу погибших относятся люда, скончавшиеся не только на месте происшествия, но также от полученных травм в течение 7 суток с момента ДТП. К раненым относят каждого пострадавшего в ДТП, который был госпитализирован или которому назначено амбулаторное лечение.
В государственную статистическую отчетность, осуществляемую МВД России, включаются все ДТП, при которых были погибшие или раненые. Остальные ДТП, регистрируются и анализируются на региональном уровне, а также отдельными министерствами и ведомствами.
Быстрый
рост количества автомобильного транспорта
в стране во много раз опережает
темпы дорожного строительства,
поэтому дорожная сеть работает с
перенапряжением. На многих участках дорожная
сеть плохо приспособлена к
Состояние дороги, качество покрытия, видимость и радиусы закруглений, ширина проезжей части, обустроенность соответствующими знаками, светофоры, разметки, ограждения и т.д. существенным образом влияют на безопасность дорожного движения и определяют в своей совокупности понятие "дорожные условия".
При расследовании ДТП в большинстве случаев считается, что основными их причинами являются небрежность или ошибки водителя, а также неисправность автомобилей. Однако статистические данные показывают, что из-за неудовлетворительных дорожных условий совершается от 8 до 15 % всех ДТП. По оценке специалистов реальное влияние дорожных условий на совершение ДТП значительно выше и составляет от 60 до 80 %. Такая разница в учетных показателях связана с недооценкой влияния дорожных факторов и заведомо неправильным подходом многих работников ГИБДД к рассмотрению обстоятельств совершения ДТП. Очень часто механизм возникновения ДТП рассматривается упрощенно, исходя только из трактовки требований п. ЮЛ Правил дорожного движения (ПДД), обязывающего водителя выбирать скорость движения в зависимости от складывающейся на дороге ситуации. Водитель рассматривается как единственный виновник происшествия. При этом игнорируются требования, предусмотренные п.н. 13-14 Основных положений, являющихся обязательным приложением к ПДД, и ст. 11-14, 22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", возлагающие на владельцев дорог обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции и содержании дорог.
Во избежание принятия необъективных решений работниками ГИБДД, в ходе следствия и дознания при расследовании ДТП им необходимы знания нормативных требований к дорогам и улицам, чтобы более полно дать оценку дорожным факторам при оформлении первичных материалов при ДТП и обеспечить правовую защиту участников дорожного движения.
Основные
элементы и транспортно-эксплуатационные
качества автомобильных дорог должны
соответствовать техническим
Рассмотрим влияние на безопасность движения состояния дорожного покрытия. Ровность покрытия должна соответствовать требованиям, приведенным в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Группа дорог и улиц
|
Интенсивность движения, авт./сут. |
Состояние по ровности покрытия | |
Показатель ровности по толчкомеру ПКРС-2, см/км, не более |
Число просветов под 3-метровой рейкой, %, не более | ||
А Б В |
более 3000 1000 - 3000 менее 1000 |
660 860 1200 |
7 9 14 |
Контроль ровности осуществляется на участке длиной около 150 м.
Число просветов просчитывается по значениям, превышающим предельный показатель: для щебеночно-гравийных покрытий - 30 мм, для асфальтобетонных – 10 мм.
Крышки люков смотровых колодцев, дождеприемные решетки не должны иметь разрушений и трещин и располагаться на одном уровне с проезжей частью. Отклонение уровня крышки люка на величину более 2 см, дождеприемной решетки - более 3 см относительно проезжей части не допускается.
Не допускается также отклонение верха головки рельса трамвайных и железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более чем на 2 см.
На железнодорожных
переездах не допускается возвышение
межрельсового настила над
Ответственность за несоответствие указанных элементов возлагается на организации, в ведении которых они находятся.
Покрытие проезжей части дороги не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспорта с разрешенной ПДД скоростью.
Информация о работе Понятие безопасности движения, его основные проблемы