Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:27, реферат
Поскольку одним из ведущих компонентов трудовой деятельности является двигательный или физический, то вполне естественно, что выявление закономерностей его развития и функционирования и их практическая реализация исторически определились как прикладная функция физической культуры. Часть физической культуры, в ведении которой находится исследуемая функция, в последнее время все чаще получает название «профессионально-прикладная физическая культура».
Введение
1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях.
2. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).
3. Цель и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.
4. ППФП в системе физического воспитания студентов.
5. Средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
6. Организация, формы и система контроля ППФП студентов в вузе.
7. Специфические требования к ППФП специалистов нефтегазового
производства.
8. Характеристика санитарно-гигиенических условий труда в нефтегазовом
производстве.
9. Основные факторы, определяющие содержание ППФП выпускника
нефтегазового производства.
10. Особенности ППФП студентов будущих специалистов нефтегазового
производства по избранным специальностям.
Заключение
1
10. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ
Содержание
Введение
1. Личная и социально-
2. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).
3. Цель и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.
4. ППФП в системе физического воспитания студентов.
5. Средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
6. Организация, формы и система контроля ППФП студентов в вузе.
7. Специфические требования к ППФП специалистов нефтегазового
производства.
8. Характеристика санитарно-гигиенических условий труда в нефтегазовом
производстве.
9. Основные факторы, определяющие содержание ППФП выпускника
нефтегазового производства.
10. Особенности ППФП студентов будущих специалистов нефтегазового
производства по избранным специальностям.
Заключение
Введение
В процессе исторического развития физическая культура приобрела определенные направления, которые тесно связаны с различными сферами деятельности человека: образованием и воспитанием, трудовой деятельностью, отдыхом и досугом, профилактикой и коррекцией здоровья, военным делом.
Поскольку одним из ведущих компонентов трудовой деятельности является двигательный или физический, то вполне естественно, что выявление закономерностей его развития и функционирования и их практическая реализация исторически определились как прикладная функция физической культуры. Часть физической культуры, в ведении которой находится исследуемая функция, в последнее время все чаще получает название «профессионально-прикладная физическая культура».
Основная, но не единственная причина
появления профессионально-
1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях
Дальнейшее совершенствование производства, возрастание объема и интенсивности труда, социальный прогресс предъявляют повышенные требования к качеству подготовки специалистов. Важную роль в связи с этим имеет обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов, включающие физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально важных качеств.
В этих условиях значительно возрастает
значимость профилирования процесса физического
воспитания студентов, целенаправленного
развития и совершенствования
Под влиянием научно-технического прогресса
происходит определенная трансформация
процессов, которая отражается на исторически
сложившееся разделение труда. Так,
до 1961 года в нашей стране насчитывалось
свыше 30 тысяч профессий и
По данным ученых установлено, что общая физическая подготовка не находит непосредственного применения в процессе труда, а лишь создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптации к условиям труда.
Ошибкой считается мнение людей, будто здоровый человек, обладающий высоким уровнем развития физических качеств, способен успешно освоить любую рабочую специальность. Человек может освоить профессию и совершенствоваться в ней, но при условии, что физические качества, развитые в процессе занятий физическими упражнениями или спортом, совпадают с профессионально важными, т.е. с физическими качествами, являющимися наиболее существенными для освоения конкретной специальности.
Среди рабочих не малое распространение имеет мнение, будто бы профессиональная физическая работа вполне может заменить рабочему физическую культуру…. Это глубокое заблуждение. Физическая культура рабочего должна применяться к его профессии. Поступить иначе – значит не разбираться в требованиях организма и не считаться с профессиональными различиями в работе.
Многочисленными исследованиями доказано, что недостаточное внимание к профессионально-прикладной физической подготовке приводит к снижению надежности человеческого фактора в целом. Вот лишь некоторые факты:
- из 20 миллионов специалистов с высшим образованием в России – 10 миллионов работает не специальности (В.А. Лапчинский, 1992);
- за год регистрируется около 11 тысяч случаев профессиональных заболеваний и 40 тысяч случаев производственного травматизма, в том числе 8 тысяч со смертельным исходом, а 12 тысяч работников становятся инвалидами (В.П.Полянский, 1999);
- только 8-10% работающих в промышленности по своим психофизическим характеристикам соответствуют требованиям профессии (В.Г.Афанасьев, 1981, В.А.Коваленко, 2002);
- за годы учебы число болезней будущих специалистов увеличивается в 3,8 раза (Г.А. Вайник, 1995);
- из всех проблем человеческого фактора 80-85% сводится к недостаточной психической готовности, к низким морально-волевым качествам, недостаточной устойчивостью к экстремальным факторам среды (низкая профессиональная надежность), пониженной работоспособности, раннему профессиональному износу специалиста (В.А. Лапчинский, 1992).
На определенном этапе развития нашего общества, когда человеческий фактор не играл такой важной роли в общественном производстве, можно было ограничиться общей физической подготовкой. В настоящее время остро встал вопрос об интенсификации производства, резком повышении качества подготовки специалистов к конкретным видам трудовой деятельности и, следовательно, возникла необходимость в профилировании физического воспитания в вузах с учетом требований избранной профессии.
Рядом исследований установлено, что производительность труда людей, получивших хорошее физическое воспитание, на 4-5% выше и потери рабочих дней из-за болезни в два раза меньше, чем у не занимающихся систематически физическими упражнениями. Среди специалистов, занимающихся в студенческие годы физической культурой по программе профессионально-прикладной физической подготовке, через 6-8 лет оказалось в 2,8 раза меньше лиц с явными признаками профессиональных заболеваний по сравнению с теми, кто такой подготовки не проходил. У подготовленных обнаружено в 2-5 раз меньше случаев патологических изменений органов пищеварения, сердца, легких, верхних дыхательных путей, нервной системы (Р.Т.Раевский, 1985).
Известно, что адаптация человека к условиям производства без специальной физической подготовки может длиться от одного года до 5-7 лет. Поэтому, учебные заведения, для повышения качества выпускаемых специалистов развивают специфические физические качества, физиологические функции, психические качества, передают соответствующие знания, умения и навыки, необходимые для эффективного овладения конкретными профессиями.
Составная часть физического воспитания, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой к трудовой деятельности, получила свое название – профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Под ППФП понимается подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности (Р.Т.Раевский, 1985).
Однако, как показала практика, многие окончившие институт специалисты вступают в жизнь без необходимой трудовой и физической подготовки, ощущая трудность при переходе на работу в народное хозяйство. Выпускники институтов, имеющие слабую общую и специальную физическую подготовленность, медленно адаптируются к условиям производства, быстрее устают, чаще склонны к перемене профессии.
2. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки
(ППФП)
Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях – один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях развития человеческого общества. Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственно-игровых снарядов – элементов современной физической культуры и спорта.
В позднем средневековье элементы психофизической подготовки к профессиональному труду уже присутствуют в ряде систем воспитания и образования молодежи. Именно в этот период возникло и формировалось самостоятельное направление в изучении психофизических возможностей человека с целью наиболее продуктивного его использования в определенном производстве.
Для чего нужна будущему специалисту
специальная психофизическая
Изменение
места и функциональной роли
человека в современном
Профилактикой негативных воздействий на организм человека технизации труда и быта занимаются специалисты различного профиля, в том числе специалисты физической культуры. При подготовке студентов к современным видам труда важно использовать уже проверенный опыт направленного применения средств физической культуры и спорта для повышения функциональных возможностей, необходимых в профессиональной деятельности.
Кроме того, современный специалист высшей квалификации руководит не только техникой, но и высококвалифицированными людьми. Социологические исследования свидетельствуют, что именно работа с людьми утомляет больше всего.
Все это предъявляет дополнительные требования к активному формированию психофизических способностей посредством направленного использования физических упражнений. Спорт и особенно спортивные игры, виды единоборств моделируют разнообразные жизненные ситуации взаимоотношений людей на фоне экстремальных психофизических нагрузок. Многочисленные примеры показывают, что в процессе регулярных занятий спортом воспитываются не только необходимые физические качества, но и психологические свойства личности, которые способствуют адаптации молодых людей в коллективе.
Понятие «качество специалиста» включает не только знания, умения в профессиональной сфере, но и психофизическую пригодность, которая зависит от уровня физической подготовленности. Если студент до поступления в вуз не имел необходимой физической подготовленности и ему не хватает обязательных учебных занятий физической культурой, он должен повысить ее с помощью различных внеучебных форм занятий физической культурой, в том числе и дополнительной самостоятельной подготовкой.
Если даже человек обладает знаниями и профессиональным опытом, но не имеет необходимых физических способностей, чтобы трудиться, то его нельзя относить к трудовым ресурсам. Вот почему каждый молодой человек должен заблаговременно и активно готовиться к избранной профессии, целенаправленно развивать те физические и психические качества, которые определяют психофизическую надежность и успех в его будущей профессиональной деятельности.
Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если вы готовитесь к профессии инженера-нефтяника, то вам нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему филологу – другая. Эти отличия и отражаются в целях и задачах ППФП как раздела учебной дисциплины «Физическая культура».