Роль СМИ и СМК в информационном противоборстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 02:29, курсовая работа

Краткое описание

роль средств массовой информации в информационном противоборстве, информационное оружие и методы информационного противоборства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..............3

1 Средства массовой информации и средства массовой коммуникации как источник информации

1.1 Становление и развитие средств массовой информации.....................................7

1.2 Социальные функции средств массовой информации в современном обществе.……………………………………………………………………….….17

2 Информационное противоборство и средства массовой информации
2.1 Информационное противоборство и информационная война………………....21

2.2 Средства массовой информации и информационное оружие……....................24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……..………………………………………………..............................30

СПИСОК СОКРАЩЕННЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ……………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.......…………………………..............33

Вложенные файлы: 1 файл

сорокин3.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..............3

1 Средства массовой  информации и средства массовой  коммуникации как источник информации 

    1.1 Становление и развитие средств массовой информации.....................................7

1.2 Социальные функции средств массовой информации в современном            обществе.……………………………………………………………………….….17

2 Информационное  противоборство и средства массовой  информации

2.1 Информационное  противоборство и информационная война………………....21

    2.2 Средства массовой информации и информационное оружие……....................24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……..………………………………………………..............................30

СПИСОК СОКРАЩЕННЫХ  ОБОЗНАЧЕНИЙ……………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.......…………………………..............33 

ВВЕДЕНИЕ 

     Роль  информации в жизни человека очень  велика и трудно дать какое-либо одно определение этому понятию. Термин «информация» происходит от лат. «informatio», что означает «сведения, разъяснения, изложение». В бытовом понимании с термином «информация» обычно ассоциируются некоторые сведения о чем или ком-нибудь, независимо от формы представления.

     В широком смысле информация – это  отражение реального мира. Сообщение  несет информацию для человека тогда, когда заключенные в нем сведения являются для него новыми и понятными. Социальная информация – это любая информация, циркулирующая в обществе, которая обеспечивает выполнение им функций именно как социальной системы.

     Клод  Шеннон, американский учёный, заложивший основы теории информации – науки, изучающей процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации – рассматривает информацию как снятую неопределенность наших знаний.

     В современном мире усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой – к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей. Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название «информационное общество» [1].

      Изобретение термина «информационное общество» приписывается    Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Он определял информационное общество как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство – продукт его станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества [2].

     Д. Белл утверждает, что информационное общество – это новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней общественного развития  после индустриального общества, а основу определения его социальной структуры – информацию. Белл считает, что в наступающем столетии  решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, основанного на телекоммуникациях. В этих условиях средства массовой информации играют очень важную роль для того, чтобы преодолеть  барьеры инерционного и по сути опасного непонимания роли новой информационной среды, которая даст богатый доступ к знаниям и умениям [3].

     Элвин Тоффлер также рассматривает  общественное развитие как  смену стадий, он сторонник теории информационного общества и связывает его становление с доминированием «четвертого» информационного сектора экономики, который следует за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Он утверждает, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе [4].

     Профессор О.В.Сюнтюренко считает, что в целом информационное общество можно определить как общество, в котором:

           а) каждый член общества имеет возможность своевременно и оперативно получать с помощью глобальных информационных сетей полную и достоверную информацию любого вида и назначения из любого государства, находясь при этом практически в любой точке географического пространства;

           б) реализуется возможность оперативной, практически мгновенной коммуникации каждого члена общества как с каждым и каждого со всеми вместе, так и определенных групп населения с государственными и общественными структурами вне зависимости от места проживания на земном шаре;

           в) трансформируется деятельность средств массовой информации по формам создания и распространения информации, развивается и интегрируется с информационными сетями цифровое телевидение. Формируется новая среда - мультимедиа, в которой распространяется также информация из традиционных средств массовой информации (СМИ);

       г) исчезают географические и геополитические границы государств, в рамках информационных сетей [5].

     Информационная  сфера играет все большую роль в жизни общества. В информационной сфере разворачиваются социальные конфликты среди разных слоев  населения, в том числе и на высшем уровне. Информационное противоборство занимает все более важное место в ряду традиционных форм противостояния в обществе (экономической, военной, политической).

     В информационном обществе СМИ играют более значимую роль, чем на других стадиях общественного развития. Они затрагивают все сферы общественной жизни, такие как политика, религия, образование. СМИ являются важной частью массовой коммуникации, при помощи них формируется, распространяется и сохраняется массовая культура. СМИ оказывают сильное влияние на жизнь общества в целом.

     Трансформация СМИ в сегодняшнем мире при сохранении их актуальности и социальной роли обусловили наш интерес к проблематике анализа СМИ как источника информации.

     В связи с этим, целью настоящей  курсовой работы является определение  роли и места СМИ в процессах информационного противоборства в современном обществе.

     На  основании поставленной цели можно  выделить следующие задачи:

       - определить, что такое СМИ как источник информации;

       - определить состояние современных российских СМИ;

       - проанализировать  функции современных СМИ;

       - определить понятие и сущность информационного противоборства и информационной войны;

       - проанализировать место СМИ среди основных видов информационного оружия.

     Структура работы обусловлена поставленной целью и выделенными задачами. Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы, при этом вторая глава содержит два параграфа, заключение и список используемых источников. 

                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Средства массовой  информации и средства массовой коммуникации как источник информации  

     1.1 Становление и   развитие средств  массовой информации

     Средства  массовой информации — организационно-технический  комплекс, обеспечивающий создание, периодическую  передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информацией c целью массовой коммуникации [6].

     Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видео программа, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации [7].

     СМИ имеют следующие признаки:

     1)массовость;

     2)периодичность,  которая не должна быть меньше  одного раза в год;

     3)принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.

     СМИ — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как:

     1)печать: газеты, журналы, альманахи, сборники, бюллетени;

     2)телерадиовещание: радио, телевидение, кинопрограммы,  видео программы;

     3)цифровые  издания: электронные версии газет,  издания на компакт-диске;

     4)информационные агентства; массовые (1000 и более конкретных адресатов) периодические рассылки с использованием телекоммуникационных сетей (как телефонной, так и сетей ЭВМ, в том числе и SMS-рассылки).

     Впервые пресса как специальный процесс  информирования общества появилась в Древнем Риме. Приказ Юлия Цезаря об опубликовании протоколов сенатских заседаний в 59 г. до н.э, так называемых «Acta senatus», положил основу регулярному обнародованию политических сообщений. Эти сенатские протоколы соответствовали нынешним извлечениям из отчетов о заседаниях парламентов, но в них затрагивались исключительно вопросы государственного управления, что побудило Цезаря основать вторую ведомость, послужившую дальнейшим шагом на пути развития периодической печати. По его инициативе был  основан официальный правительственный орган, выходивший ежедневно, «Ежедневная ведомость» («Acta diurna publica, populi Romani»), в которой, наряду с сообщениями с войны, описывались публичные празднества, а также и все выдающиеся события дня. Немало места отводилось в них общественным и литературным вопросам и даже «пикантным» анекдотам из жизни римского общества. Тиберий запретил выпускать «Acta senatus». Что касается   «Acta diurna», то они просуществовали еще несколько столетий и прекратили издаваться лишь при вторжении германских народов в Римскую империю. Впоследствии та же газета появилась вновь при византийском дворе, но, просуществовав здесь лишь короткое время, она вскоре исчезла.

     Первой  в мире печатной газетой стал «Столичный вестник», который начал выходить в Китае в VIII веке. В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газеты печатали с досок, на которых вырезали иероглифы, покрывали тушью и делали оттиски. Эта технология была крайне неудобной, так как доска от частого покрывания краской быстро приходила в негодность [8].

     На  протяжении последующих столетий в  газетах мало что изменилось: вплоть до изобретения в Германии в 1450-х  годах Иоганном Гутенбергом печатного  пресса, позволявшего размножать текст  и изображения, не прибегая к услугам переписчиков, газеты (представлявшие собой всё те же переписанные от руки свитки с главными новостями) оставались весьма дорогим атрибутом жизни высокопоставленных чиновников или богатых торговцев. Свой современный облик газеты начали приобретать в XVI веке. Тогда и вошло в обиход само название «газета» — по наименованию мелкой итальянской монеты gazzetta, которую обычно платили за рукописный листок новостей в Венеции. Считается, что именно в этом городе были образованы первые бюро по сбору информации — прообразы информационных агентств — и возникла профессия «писателей новостей» [9].

     К числу первых газет, принято относить издававшуюся с 30 мая 1631 года во Франции  газету «La Gazette». Тираж газеты насчитывал около 1200 экземпляров, а её издателем стал получивший в 1630 году патент на распространение новостей по территории Франции дворянин Теофраст Ренодо. Политическое значение «La Gazette» было настолько велико, что некоторые сообщения в неё писали лично король Франции Людовик XIII, а также кардинал Ришельё. Значение «La Gazette» для развития этого типа СМИ было особенно велико ещё и потому, что в «La Gazette» стала размещаться платная реклама [10].

     В России первые газеты — рукописные «вестовые письма» появились  во времена царствования Михаила Федоровича с 1613 года. Они также назывались «столбцы», так как писались столбцами на приклеенных один к другому продолговатых листах, длиною несколько сажень. Позднее они были названы на европейский манер — «Куранты». Самым старым изданием такого рода из сохранившихся до наших дней считается экземпляр «Курантов», вышедший в 1621 году. Основу содержания «вестовых писем» составляли переводные заметки из иностранной прессы и донесения русских дипломатов и купцов из-за границы. Первой российской печатной газетой стала появившаяся в 1702 году по указу императора Петра I газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах». Первый лист этой печатной газеты появился в Москве 2 января 1703 года. Пётр сам правил корректуру. Газета представляла собой восьмушку листа, почти без полей, церковного шрифта. Большая часть сведений черпалась из голландских газет, причём Пётр сам отмечал карандашом, что нужно переводить для газеты. Печатались Ведомости в количестве 1000 экземпляров [11].

Информация о работе Роль СМИ и СМК в информационном противоборстве