Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 13:54, дипломная работа
Цель исследования: исследовать изменение уровня познавательного интереса у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Объект исследования: познавательный интерес и его уровень у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Введение……………………………………………………….…………….......…..3
Глава I.Теоретическое исследование вопросов изменения познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»………………………………………………………………..6
1.1 Теоретическое исследование вопросов формирования познавательного интереса………………………………………………………………………………6
1.2 Теоретическое исследование проблемы формирования познавательного интереса детей 8 – 9 лет……………………… ………………………………...17
1.3 Теоретическое исследование вопросов использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».……………………………………………………………....26
1.4 Теоретическое исследование вопроса формирования познавательного интереса у детей 8-9 лет с помощью компьютерных презентаций……………………………………………….………………………..33
Глава II. Экспериментальное исследование изменения познавательного интереса у детей 8-9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ……………………………………………………………..42
2.1 Описание процедуры исследования …………………………………………42
2.2 Результаты исследования…………………………..…………………………46
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………………….50
2.4 Практические рекомендации…………………………………………………..52
Заключение…...……………………………………………………………………..54
Список литературы ……………
Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к установлению причинно-следственных связей, выявлению закономерностей, анализу общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот интерес характеризует собой подлинно познавательный интерес. Стадия познавательного интереса обычно связывается со стремлением ученика к разрешению проблемного вопроса. В центре внимания школьника становится не готовый материал учебного предмета и не сама по себе деятельность, а вопрос, проблема. Познавательный интерес, как особая направленность личности на познание окружающей действительности, характеризуется непрерывным поступательным движением, которое содействует переходу школьника от незнания к знанию, от менее полного к более глубокому проникновению в сущность явлений. Для познавательного интереса характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, ведущие к преодолению трудностей в решении задач, к активным поискам ответа на проблемные вопросы.
Существует так же стадия теоретического интереса, связанная не только со стремлением к познанию закономерностей, теоретических основ, но и с применением их в практике. Она появляется на определенном этапе развития личности и обусловлена становлением мировоззренческих основ индивида. Эта ступень характеризуется активным осмыслением мира, направленным на его преобразование, требует от личности глубоких знаний, и связана с формированием стойких убеждений. На эту ступень в состоянии подняться лишь старшие школьники, имеющие теоретическую основу для формирования научных взглядов, психологически развитые [14].
Эти ступени развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес помогают нам более или менее точно определить отношение ученика к предмету и степень его влияния на личность. Эти стадии выделяются чисто условно, однако являются общепризнанными. Было бы ошибкой в процессе развития интереса к познанию, рассматривать указанные ступени познавательного интереса изолированно друг от друга. В реальном процессе они представляют собой единое целое и дают возможность для образования сложнейших сочетаний и взаимосвязей.
Состояние заинтересованности, которое обнаруживает ученик на том или ином учебном занятии, проявляющееся под влиянием самых разнообразных элементов обучения (занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж перед коллективом и т. д.), может быть временным, преходящим, не оставляющим глубокого следа в развитии личности ученика, в отношении школьника к учению. Но в условиях высокого уровня обучения, при целенаправленной работе учителя по формированию познавательных интересов это временное состояние заинтересованности может быть использовано, как отправная точка для развития пытливости, любознательности, стремления во всем руководствоваться научным подходом при изучении различных учебных предметов: «В этом случае ученик постоянно старается искать и находить доказательства, читать дополнительную литературу, интересоваться последними научными открытиями» [14].
Учитель должен быть внимательным к каждому ребенку. Уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям – в этом заключается его основная задача формирования в деле познавательного интереса ребенка.
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, необходимо поговорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся.
Познавательный интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).
Таким образом, были рассмотрены одни из самых главных условий формирования познавательного интереса. Соблюдение всех этих условий наиболее действенно способствует формированию познавательного интереса при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Подводя итог сказанному, отметим, что познавательный интерес может рассматриваться как один из важнейших мотивов учения, как устойчивая черта личности и как сильное средство обучения. В процессе же обучения важно развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив учения, и как черту личности, и как средство обучения. При этом нужно помнить, что существуют разные стадии развития познавательного интереса, учитывать их особенности, признаки. А для того чтобы учитель мог формировать познавательный интерес в какой-либо деятельности он должен знать основные формы и пути активизации познавательного интереса, учесть все необходимые для этого условия.
1.2. Теоретическое исследование проблемы формирования познавательного интереса детей 8 – 9 лет
В наши дни для реализации жизненных устремлений человеку необходимо не только потреблять знания, но и уметь их добывать. Нестандартные ситуации современности требуют от нас широты интересов. Интерес – это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов нашей деятельности [16].
Как сильное и очень значимое для человека образование, интерес имеет множество трактовок. В разных научных школах, в своих психологических аспектах, он рассматривается как: [11].
Этот перечень трактовок понятия интереса в психологии далеко не полон, но и сказанное позволяет утвердить, что наряду с различиями выступает и известная общность взглядов, направленных на раскрытие феномена интереса и его связи с различными психическими процессами. Из общих черт особенно ярко выделяются эмоциональность, интеллектуальность, регулятивная составляющая (внимание, воля), а также включенность в различные личностные образования. [16]
Особый вид интереса представляет собой интерес к познаниям, или, как мы его называем, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. Проблема интереса как важнейшего стимула развития личности теперь все больше привлекает к себе внимание, как педагогов, так и психологов.
Интерес, с психологической точки зрения, характеризуется подвижностью, изменчивостью, разнообразием оттенков и степеней развития. Большинство психологов относят интерес к категории направленностей: в качестве стремления личности к объекту или деятельности. Придавая особое значение познавательному интересу, исследователи указывают на то, что под этим интересом понимаются как интерес к содержанию, так и к процессу овладения знаниями.
С точки зрения С. Л. Рубинштейна и Б. Г. Ананьева психологические процессы, включенные в познавательный интерес, это не сумма слагаемых, а особые связи, своеобразные взаимоотношения. Интерес заключает в себе сплав многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности. Это и радость от процесса учения, и стремление углубиться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, и переживание неудач и волевые устремления к их преодолению [16].
Познавательный интерес играет в педагогическом процессе генеральную роль. И. В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолением трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» [10].
Г. И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательного интереса в педагогике, определяет его следующим образом: «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [1].
Солидаризируясь с приведенными выше мнениями уважительных ученых, резюмируем, что познавательный интерес можно изучать с различных сторон, но любое такое исследование будет рассматриваться как часть общей проблемы воспитания и развития. Сегодня проблемы интереса к познанию все шире исследуются в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям и воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность. Работать над воспитанием активного отношения каждого ребенка к жизни.
Рассмотрев понятие познавательного интереса, условия и способы его развития, можно сделать следующие выводы:
Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с разных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития.
Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.
Познавательный интерес можно рассматривать в разных аспектах сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.
Существует четыре уровня развития познавательного интереса. Это любознательность, любопытство, познавательный интерес и теоретический интерес. Учителю нужно уметь определять, на какой стадии развития познавательный интерес у отдельных учащихся, для того чтобы способствовать укреплению интереса к предмету и его дальнейшему росту.
Выделяют также условия формирования познавательного интереса, а именно: максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся, ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, положительный эмоциональный тонус учебного процесса, благоприятное общение в учебном процессе.
Рассмотрев содержательную составляющую, условия и пути формирования познавательного интереса как такового, следует обратить внимание на возрастные особенности детей 8 – 9 лет.
Данный период называют «вершиной» детства. «В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма»
[9] (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности детей 8 – 9 лет, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Трансформации внешнего мира вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. Основной акцент в психическом развитии теперь обращен на формирование произвольных действий, мыслей, идей (планирование, выполнение необходимых дел и осуществление самоконтроля).
Психологи отмечают, что ведущей в это время становиться учебная деятельность, однако игровая, трудовая и другие виды деятельностей влияют на становление его личности. «Учение для него (ребенка) – значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни»[2].