Теоретическое исследование вопросов изменения познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 13:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать изменение уровня познавательного интереса у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Объект исследования: познавательный интерес и его уровень у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Содержание

Введение……………………………………………………….…………….......…..3
Глава I.Теоретическое исследование вопросов изменения познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»………………………………………………………………..6
1.1 Теоретическое исследование вопросов формирования познавательного интереса………………………………………………………………………………6
1.2 Теоретическое исследование проблемы формирования познавательного интереса детей 8 – 9 лет……………………… ………………………………...17
1.3 Теоретическое исследование вопросов использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».……………………………………………………………....26
1.4 Теоретическое исследование вопроса формирования познавательного интереса у детей 8-9 лет с помощью компьютерных презентаций……………………………………………….………………………..33
Глава II. Экспериментальное исследование изменения познавательного интереса у детей 8-9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ……………………………………………………………..42
2.1 Описание процедуры исследования …………………………………………42
2.2 Результаты исследования…………………………..…………………………46
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………………….50
2.4 Практические рекомендации…………………………………………………..52
Заключение…...……………………………………………………………………..54
Список литературы ……………

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к установлению причинно-следственных связей, выявлению закономерностей, анализу общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот интерес характеризует собой подлинно познавательный интерес. Стадия познавательного интереса обычно связывается со стремлением ученика к разрешению проблемного вопроса. В центре внимания школьника становится не готовый материал учебного предмета и не сама по себе деятельность, а вопрос, проблема. Познавательный интерес, как особая направленность личности на познание окружающей действительности, характеризуется непрерывным поступательным движением, которое содействует переходу школьника от незнания к знанию, от менее полного к более глубокому проникновению в  сущность явлений. Для познавательного интереса характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, ведущие к преодолению трудностей в решении задач, к активным поискам ответа на проблемные вопросы.

Существует так же стадия теоретического интереса, связанная не только со стремлением к познанию закономерностей, теоретических основ, но и с применением их в практике. Она появляется на определенном этапе развития личности и обусловлена становлением мировоззренческих основ индивида. Эта ступень характеризуется активным осмыслением мира, направленным на его преобразование, требует от личности глубоких знаний, и связана с формированием стойких убеждений. На эту ступень в состоянии подняться лишь старшие школьники, имеющие теоретическую основу для формирования научных взглядов, психологически развитые [14].

Эти ступени развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес помогают нам более или менее точно определить отношение ученика к предмету и степень его влияния на личность. Эти стадии выделяются чисто условно, однако являются общепризнанными. Было бы ошибкой в процессе развития интереса к познанию, рассматривать указанные ступени познавательного интереса изолированно друг от друга. В реальном процессе они представляют собой единое целое и дают возможность для образования сложнейших сочетаний и взаимосвязей.

Состояние заинтересованности, которое обнаруживает ученик на том или ином учебном занятии, проявляющееся под влиянием самых разнообразных элементов обучения (занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж перед коллективом и т. д.), может быть временным, преходящим, не оставляющим глубокого следа в развитии личности ученика, в отношении школьника к учению. Но в условиях высокого уровня обучения, при целенаправленной работе учителя по формированию познавательных интересов это временное состояние заинтересованности может быть использовано, как отправная точка для развития пытливости, любознательности, стремления во всем руководствоваться научным подходом при изучении различных учебных предметов: «В этом случае ученик постоянно старается искать и находить доказательства, читать дополнительную литературу, интересоваться последними научными открытиями» [14].

Учитель должен быть внимательным к каждому ребенку. Уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям – в этом заключается его основная задача формирования в деле познавательного интереса ребенка.

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, необходимо поговорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся.

Познавательный интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

 

  1. Первое условие состоит в том чтобы, осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения. То есть ребенок по большому счету должен сделать выбор – что является его целью?, какими знаниями он обладает для ее достижения какими средствами он воспользуется для реализации поставленной задачи. Выбор – это избрание, отбор, подбор, извлечение, предпочтение, одно из двух, альтернатива выборочная совокупность, дилемма, голосование,  мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения, и т. п.).
  2. Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом. Оно состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, – это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, ее способов, ее умений. В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков. При всем разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения, такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой), анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т.д. [14]. Эти обобщенные умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счет прежних приобретать новые. Считаем необходимым остановиться на таком немаловажном вопросе, как обеспечение процесса обучения и формирования интереса к познанию материально технической базой. В применении к нашему предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» программы обеспечивается учебно-методическим комплектом для 3-х классов, который включает: мультимедийный проектор, 1 компьютер, 2 ноутбука, учебники в двух частях и тетради с печатной основой в двух частях по каждому классу, тетрадями тестовых заданий для  3 классов, методическими рекомендациями для учителя. Учебники и тетради с печатной основой для учащихся (Издательство «Ассоциация ХХI век») [15] Поглазова  О. Т., Шилин  В. Д., Окружающий мир 3 класс учебник, части 1 и 2, 2010 г.; [16]  Поглазова О. Т., Окружающий мир рабочие тетради 3 класс №1 и №2, 2010г.; [18] Поглазова О. Т. Окружающий мир 3 класс тестовые задания 2010г.; [19]Поглазова О. Т., Ворожейкина Н. И., Шилин В. Д. Окружающий мир 3 класс учебник, части 1 и 2, 2011 г.; [20]  Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир 3 класс рабочие тетради № 1 и № 2, 2012г.; [21]  Поглазова  О. Т., Шилин В. Д. Основы безопасности жизнедеятельности 3 класс  тестовые задания 2011г. [22]. Для учителя: Поглазова О. Т. Методические рекомендации к учебникам «Основы безопасности жизнедеятельности» для  3 классов 2009, 2010гг.; [23]  Поглазова О. Т. программы для 1-4 классов 2009 г.; [24] Поглазова О. Т.,  Миронова М. В., Ворожейкина  Н. И. программы для 1-4 классов, 2012 г.; [25] Поглазова О. Т. методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 3 класса, 2011 г..  Печатные и другие пособия. Для организации работы с разными источниками информации так же имеются в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи,  плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга, ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни, растений и животных материков, репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.); исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба; иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток; модель торса человека с внутренними органами. Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными. Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности). Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. Термометры (спиртовой, биметаллический, медицинский) для измерения температуры воздуха, воды, тела). Большинство уроков основы безопасности жизнедеятельности являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях. Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).  Данные требования в связи с быстрым развитием технического прогресса меняются очень часто. А финансовое обеспечение оставляет желать лучшего, но сейчас появилась возможность обновлять материально-техническую базу за счет получения  различных грандов, побед педагогов и учреждения в различных конкурсах.
  3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса – третье важное условие. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика. Оба эти источника не изолированы друг от друга, они все время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям. Одни действуют на познавательную деятельность непосредственно, другие – опосредованно. Благополучная атмосфера учения приносит ученику желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся – важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на его интерес. На уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» царит демократическая, дружелюбная, творческая атмосфера, данная атмосфера позволяет учащимся самостоятельно выбирать степень вовлеченности в процессе обучения. Царит атмосфера совместного поиска методом проб и ошибок, атмосфера радости от проведения первых опытов и интересных для каждого открытий. При работе в группах царит общий командный дух, взаимоподдержка, взаимопомощь, радость побед. Из него вытекает и четвертое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом [14].
  4. Четвертым условием является благоприятное общение в учебном процессе. Эта группа условий отношения «ученик – учитель», «ученик – родители и близкие», «ученик – коллектив». К этому следует добавить некоторые индивидуальные особенности самого ученика, переживание успеха и неуспеха, его склонности, наличие других сильных интересов и многое другое в психологии ребенка. Каждое из этих отношений может повлиять на заинтересованность ученика, как в положительном, так и в отрицательном направлении. Всеми этими отношениями и, прежде всего отношением «учитель – ученик» управляет учитель. Его требовательное и в тоже время заботливое отношение к ученику, его увлеченность предметом и стремление подчеркнуть его огромное значение – определяет отношение ученика к изучению данного предмета. К этой группе условий следует способности ученика, а также успех, достигнутый им в результате упорства и настойчивости [14]. Такая атмосфера создает условия для формирования позиции «успешности», здорового «честолюбия». 

Таким образом, были рассмотрены одни из самых главных условий формирования познавательного интереса. Соблюдение всех этих условий наиболее действенно способствует формированию познавательного интереса при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Подводя итог сказанному, отметим, что познавательный интерес может рассматриваться как один из важнейших мотивов учения, как устойчивая черта личности и как сильное средство обучения. В процессе же обучения важно развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив учения, и как черту личности, и как средство обучения. При этом нужно помнить, что существуют разные стадии развития познавательного интереса, учитывать их особенности, признаки. А для того чтобы учитель мог формировать познавательный интерес в какой-либо деятельности он должен знать основные формы и пути активизации познавательного интереса, учесть все необходимые для этого условия.

 

 1.2. Теоретическое исследование проблемы формирования познавательного интереса  детей 8 – 9 лет

  В наши дни для реализации жизненных устремлений человеку необходимо не только потреблять знания, но и уметь их добывать. Нестандартные ситуации современности требуют от нас широты интересов. Интерес – это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов нашей деятельности [16].

Как сильное и очень значимое для человека образование, интерес имеет множество трактовок. В разных научных школах, в своих психологических аспектах, он рассматривается как: [11].

  • проявление его умственной и эмоциональной активности [С. Л. Рубинштейн];
  • особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности [А. А. Гордон];
  • активное познавательное [В. Н. Мясинцев, В. Г. Иванов], эмоционально-познавательное [Н. Г. Морозова] отношение человека к миру;
  • специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности [А. Г. Ковалев].

Этот перечень трактовок понятия интереса в психологии далеко не полон, но и сказанное позволяет утвердить, что наряду с различиями выступает и известная общность взглядов, направленных на раскрытие феномена интереса и его связи с различными психическими процессами.  Из общих черт особенно ярко выделяются эмоциональность, интеллектуальность, регулятивная составляющая (внимание, воля), а также включенность в различные личностные образования. [16]

Особый вид интереса представляет собой интерес к познаниям, или, как мы его называем, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. Проблема интереса как важнейшего стимула развития личности теперь все больше привлекает к себе внимание, как педагогов, так и психологов.

Интерес, с психологической точки зрения, характеризуется подвижностью, изменчивостью, разнообразием оттенков и степеней развития. Большинство психологов относят интерес к категории направленностей: в качестве стремления личности к объекту или деятельности. Придавая особое значение познавательному интересу, исследователи указывают на то, что под этим интересом понимаются как интерес к содержанию, так и к процессу овладения знаниями.

С точки зрения С. Л. Рубинштейна и Б. Г. Ананьева психологические процессы, включенные в познавательный интерес, это не сумма слагаемых, а особые связи, своеобразные взаимоотношения. Интерес заключает в себе сплав многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности. Это и радость от процесса учения, и стремление углубиться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, и переживание неудач и волевые устремления к их преодолению [16].

Познавательный интерес играет в педагогическом процессе генеральную роль. И. В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолением трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» [10].

Г. И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательного интереса в педагогике, определяет его следующим образом: «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [1].

Солидаризируясь с приведенными выше мнениями уважительных ученых, резюмируем, что познавательный интерес можно изучать с различных сторон, но любое такое исследование будет рассматриваться как часть общей проблемы воспитания и развития. Сегодня проблемы интереса к познанию все шире исследуются в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям и воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность. Работать над  воспитанием активного отношения каждого ребенка к жизни.

Рассмотрев понятие познавательного интереса, условия и способы его развития, можно сделать следующие выводы:

Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с разных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития.

Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.

Познавательный интерес можно рассматривать в разных аспектах сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.

Существует четыре уровня развития познавательного интереса. Это любознательность, любопытство, познавательный интерес и теоретический интерес. Учителю нужно уметь определять, на какой стадии развития познавательный интерес у отдельных учащихся, для того чтобы способствовать укреплению интереса к предмету и его дальнейшему росту.

Выделяют также условия формирования познавательного интереса, а именно: максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся, ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, положительный эмоциональный тонус учебного процесса, благоприятное общение в учебном процессе.

Рассмотрев содержательную составляющую, условия и пути формирования познавательного интереса как такового, следует обратить внимание на возрастные особенности детей 8 – 9 лет.

Данный период называют «вершиной» детства.  «В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма»

[9] (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности детей 8 – 9 лет, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Трансформации внешнего мира вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. Основной акцент в психическом развитии теперь обращен на формирование произвольных действий, мыслей, идей (планирование, выполнение необходимых дел и осуществление самоконтроля).

Психологи отмечают, что ведущей в это время становиться учебная деятельность, однако игровая, трудовая и другие виды деятельностей влияют на становление его личности. «Учение для него (ребенка) – значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни»[2].

Информация о работе Теоретическое исследование вопросов изменения познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презента