Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 13:54, дипломная работа
Цель исследования: исследовать изменение уровня познавательного интереса у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Объект исследования: познавательный интерес и его уровень у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Введение……………………………………………………….…………….......…..3
Глава I.Теоретическое исследование вопросов изменения познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»………………………………………………………………..6
1.1 Теоретическое исследование вопросов формирования познавательного интереса………………………………………………………………………………6
1.2 Теоретическое исследование проблемы формирования познавательного интереса детей 8 – 9 лет……………………… ………………………………...17
1.3 Теоретическое исследование вопросов использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».……………………………………………………………....26
1.4 Теоретическое исследование вопроса формирования познавательного интереса у детей 8-9 лет с помощью компьютерных презентаций……………………………………………….………………………..33
Глава II. Экспериментальное исследование изменения познавательного интереса у детей 8-9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ……………………………………………………………..42
2.1 Описание процедуры исследования …………………………………………42
2.2 Результаты исследования…………………………..…………………………46
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………………….50
2.4 Практические рекомендации…………………………………………………..52
Заключение…...……………………………………………………………………..54
Список литературы ……………
Это период в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми.
Учась в школе, ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки. Если ранее некоторые индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств становятся особенно заметными. В первую очередь обнаруживают себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых.
Ребенок занимает особое место внутри семейных отношений: «Он – ученик, он – ответственный человек, с ним советуются и считаются»
[7]. Но родителям следует помнить о следующем:
1. Избегать чрезмерных требований. Не спрашивать с ребенка все и сразу. Все требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывать, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока еще только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугать ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нем ненужную неуверенность в себе.
2. Следует предоставить
ребенку право на ошибку. Каждый
человек время от времени
3. Помогая ребенку выполнять
задание, не вмешиваться во все,
что он делает. Надо дать ему
возможность добиться
4. Следует приучать ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.
5. Хорошие манеры ребенка – зеркало семейных отношений.
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка. Учить ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям), но стараться лучше делать это в процессе игры и общения друг с другом, что бы это проходило не навязчиво и естественно.
6. Приучать ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания.
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Научить ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно есть и т.д.
7. Не пропустить первые
трудности в обучении. Обращайте
внимание на любые затруднения,
особенно если последние
8. На сегодняшний день
одной из самых
9. Читая книжки, обязательно
обсуждать и пересказывать
10. Обязательно соблюдать режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье ребенка, а значит и его способность лучше и проще усваивать учебный материал! Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить без перенапряжения и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевания, слезливость, грубость, головные боли и т.д.). Особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствует повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.
11. Не забывать, что ребенок
еще несколько лет будет
12. Ограничить время нахождения ребенка за телевизором до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что времяпрепровождение перед телевизором является отдыхом или разгрузкой после напряженного дня. В отличие от взрослых, занятие действует возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребенка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.
Все больше растет зависимость ребенка не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода, как отмечает А. И. Захаров, «если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в возрасте 8 – 9 лет превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми»[4].
В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к новой жизненной ситуации, в новых отношениях со взрослыми и сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других, то есть новообразованием становится интеллектуальная и личностная рефлексия.
Детский возраст 8 – 9 лет является классическим временем оформления моральных идей и правил. Конечно, значительный вклад в моральный мир ребенка несет с собой и раннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея «нормы», «долга» – все эти морально-нравственные определяются и оформляются как раз в младшем школьном возрасте. «Ребенок типически «послушен» в эти годы, он с интересом и увлечением принимает в душе разные правила и законы. Он не способен формировать свои собственные моральные идеи и стремится именно к тому, чтобы понять, что «нужно» делать, испытывая наслаждение в приспособлении» [1]
Следует отметить, что для детей 8 – 9 лет характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку. Заимствуя критерии моральной оценки у взрослых, дети 8 – 9 лет начинают активно требовать от других детей соответствующего поведения.
В данном возрасте наблюдается такое явление как нравственный ригоризм детей. Младшие школьники судят о нравственной стороне поступка не по его мотиву, понять который им трудно, а по результату. Поэтому поступок, продиктованный нравственным мотивом (например, помочь маме), но закончившийся неблагополучно (разбита тарелка), расценивается ими как плохой. Подобные примеры возникают и на занятиях. Например, при выполнении зачетного задания один из учащихся решил помочь другому, объяснив на примере как нужно сделать, но начал делать не в новом документе программы, а продолжил объяснять и показывать на начатой работе ребенка, и нечаянно удалил несколько элементов. Тем самым учащемуся пришлось приделывать заново (расценивается как плохой). Но в том же варианте может быть и положительный исход, когда все тоже самое учащийся объяснил на новом документе и как результат его товарищ сделал сам этот элемент в своей работе.
Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе. Включаясь в учебную деятельность, под руководством учителя, дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и социальными ожиданиями окружающих. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и другими людьми, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности [1].
В этот возрастной период изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Воспринимают прежде остальных те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, чувственное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, школьное обучение порождает новые, специфические эмоциональные переживания, так как свобода дошкольного возраста сменяется подчинением и зависимостью новым правилам жизни.
Меняется и потребительская сфера ребенка. Доминирующими в возрасте 8 – 9 лет становятся потребности в уважении и почитании, то есть признание компетентности ребенка, достижение им успехов в определенном виде деятельности, и одобрении со стороны, как сверстников, так и взрослых (родителей, учителей и других лиц). Обостряется потребность в познании внешнего мира и его объектов, «значимых для общества» [6]. Согласно исследованиям М. И. Лисиной, в возрасте 8 – 9 лет получает развитие потребность в признании другими людьми. В целом же дети 8 – 9 лет испытывают потребность «реализовать себя как субъекта, приобщаясь к социальным сторонам жизни не просто на уровне понимания, но и как преобразователи» [9] . Одним из основных критериев оценки себя и других людей становятся нравственные и психологические особенности личности.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что в возрасте 8 – 9 лет происходит формирование многих существенных черт личности и становление ребенка как полноценного участника социальных отношений. Доминирующими потребностями у ребенка начальной школы являются потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений.
1.3 Теоретическое исследование вопросов использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха в XXI веке уже не достаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима определенная техническая компетентность. В процессе модернизации российского образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетных направлений. Поэтому многие учителя стремятся получить навыки в области информационных технологий.
Современная информатика велика по объему и динамична. В понимании некоторых людей это есть совокупность приемов и методов работы с компьютером. На самом деле это не так: компьютеры являются лишь техническим средством, с помощью которого информатика реализует свой прикладной пользовательский аспект. Вот одно из определений, с которым солидарны многие: «Информатика – комплекс научно-технических дисциплин, изучающих все аспекты получения, хранения, переработки, передачи и использования информации» [11]. С ним нельзя не согласиться.
Учебный процесс во многом определяется раннее полученными знаниями, ожиданиями и результатами, которые формируют среду обучения, поэтому на современном этапе реформирования российской школы все большее внимание уделяется информатизации начального образования. Безусловно, успех процесса обучения во многом зависит от компетентности педагогов в сфере ИКТ. Сегодня высокая информационная культура учителя рассматривается как необходимое условие профессиональной педагогической деятельности. В связи с этим выросла активность применения ИКТ в учебном процессе и вообще в педагогической сфере [5].
Внедрение ИКТ в образовательный процесс предполагает решение некоторых методических вопросов и требований. Во-первых, это уточнение тематического планирования, где обязательно должны быть указаны перечни тем, сопровождаемых электронными пособиями или другими видами информации. При этом надо учесть доступность и сложность усвоения, интерес к теме, перспективу развития для учеников разного уровня (дополнительный, более сложный уровень или, наоборот, облегченный вариант. Во-вторых, при проектировании урока необходимо предусмотреть чередование обычных учебных видов работы с информационными технологиями и их временной режим (с точки зрения соблюдения СанПиН), разнообразие использования техники как средства поддержания интереса, переключения и концентрирования внимания.
Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Учителю информатизация предоставляет возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации.
В данной работе мы остановимся на такой форме информационно – коммуникативных технологий как презентации.
Современные средства мультимедийных технологий дают учителю богатейшие возможности для реализации своих профессиональных задач или планов. Одним из таких мультимедийных продуктов является и презентация.