Теоретическое исследование вопросов изменения познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 13:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать изменение уровня познавательного интереса у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Объект исследования: познавательный интерес и его уровень у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Содержание

Введение……………………………………………………….…………….......…..3
Глава I.Теоретическое исследование вопросов изменения познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»………………………………………………………………..6
1.1 Теоретическое исследование вопросов формирования познавательного интереса………………………………………………………………………………6
1.2 Теоретическое исследование проблемы формирования познавательного интереса детей 8 – 9 лет……………………… ………………………………...17
1.3 Теоретическое исследование вопросов использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».……………………………………………………………....26
1.4 Теоретическое исследование вопроса формирования познавательного интереса у детей 8-9 лет с помощью компьютерных презентаций……………………………………………….………………………..33
Глава II. Экспериментальное исследование изменения познавательного интереса у детей 8-9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ……………………………………………………………..42
2.1 Описание процедуры исследования …………………………………………42
2.2 Результаты исследования…………………………..…………………………46
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………………….50
2.4 Практические рекомендации…………………………………………………..52
Заключение…...……………………………………………………………………..54
Список литературы ……………

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Презентация обычно заканчивается итоговым слайдом, на котором должны быть помещены основные выводы доклада в концентрированном виде. Выполнение данных условий поможет создать презентацию, которая поможет учителю в проведении урока [13].

В ходе анализа литературы мы отметили следующее: компьютерные презентации решают еще одну важную задачу. Учеными установлено, что мышление у детей 8 – 9 лет развивается от наглядно-образного к словесно-логическому, но образное мышление – все же основной вид мышления в данный возрастной период. Конечно, младший школьник способен мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сенситивен к обучению, опирающемуся на наглядность. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - напоминал К. Д Ушинский учителям, призывая опираться на первых порах школьной работы на данные особенности детского мышления [13]. В современных условиях большие возможности для решения этой задачи дают именно компьютерные презентации. Презентации могут включать в себя высококачественную графику и видеоизображения, анимацию, звуковое сопровождение, и все эти объекты можно связать анимационными эффектами. Следует помнить, что в презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд представляет собой логически увязанное звено в теме повествования и работает в русле общей идеи презентации. Не надо перегружать слайды лишними деталями, увлекаться анимацией. Анимационные эффекты следует использовать только с целью привлечения внимания учеников к основным, ключевым моментам слайда. Звуковые и визуальные эффекты не должны выступать на передний план и отвлекать внимание учащихся от основной (важной) информации.

Целесообразно проводить уроки с применением компьютерных презентаций в кабинетах начальных  классов, чтобы школьники оставались в привычной для них обстановке, когда окружающая среда знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям [2]. Компьютерные презентации в этом случае становятся современным средством обучения математике, русскому языку, окружающему миру и другим предметам. Презентации позволяют включать ученика в другой вид деятельности, тем самым педагогу удастся поддерживать интерес ученика к предмету и к учению в целом.

  В связи с этим можно сделать следующие выводы:

Использование презентаций сопровождает и иллюстрирует объяснение учителя, обогащая рассказ учителя, делает его более доступным и запоминающимся. Это позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально. Кроме обеспечения наглядности презентация помогает упорядочить знания, так же учитель может скомпоновать учебный материал исходя из особенностей своего класса. Предмета, конкретной темы и особенностей конкретной группы учащихся.

Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием.

Создание проектов позволяет не только получить навыки работы в программе, но и служит развитию познавательных интересов, творческих и интеллектуальных качеств личности ребенка, воспитанию эстетических вкусов.

Отношение родителей к урокам с применением компьютерных презентаций положительное. Родители заходят в класс с уважением, интересом – а ведь это впечатление им передали сами дети.

Оптимальная продолжительность непрерывного занятия за компьютером для учащихся I IX классов должна быть не более 15 минут

         Таким образом, проведя теоретическое исследование изменения  познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» были сделаны следующие выводы.

Одни из самых главных условий формирования познавательного интереса. Соблюдение всех этих условий наиболее действенно способствует формированию познавательного интереса при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Подводя итог сказанному, отметим, что познавательный интерес может рассматриваться как один из важнейших мотивов учения, как устойчивая черта личности и как сильное средство обучения. В процессе же обучения важно развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив учения, и как черту личности, и как средство обучения. При этом нужно помнить, что существуют разные стадии развития познавательного интереса, учитывать их особенности, признаки. А для того чтобы учитель мог формировать познавательный интерес в какой-либо деятельности он должен знать основные формы и пути активизации познавательного интереса, учесть все необходимые для этого условия.

             Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с разных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития.

Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.

Познавательный интерес можно рассматривать в разных аспектах сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения. Можно сделать вывод о том, что в возрасте 8 – 9 лет происходит формирование многих существенных черт личности и становление ребенка как полноценного участника социальных отношений. Доминирующими потребностями у ребенка начальной школы являются потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений.

Компьютерная презентация представляет собой набор слайдов (электронных страниц), последовательность показа которых может меняться в процессе демонстрации презентации. Презентация является мультимедийным документом; каждый слайд может включать в себя различные формы представления информации (текст, таблицы, диаграммы, изображения, звук, видео), а также включать анимацию появления объектов на слайде и анимацию смены слайдов. Презентации обычно используются при выступлениях на конференциях и семинарах, при объяснении нового материала на уроке, для проведения опроса на уроке (и других форм интерактивного урока),  они могут выступать также в качестве самостоятельных электронных документов.

Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием.

Создание проектов позволяет не только получить навыки работы в программе, но и служит развитию познавательных интересов, творческих и интеллектуальных качеств личности ребенка, воспитанию эстетических вкусов.

Отношение родителей к урокам с применением компьютерных презентаций положительное. Родители заходят в класс с уважением, интересом – а ведь это впечатление им передали сами дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Экспериментальное исследование  изменения  познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

 2.1 Описание процедуры исследования

      Включение в современное Российское образование информационных технологий ставит перед учителем новые задачи в области их использования в работе с детьми. Это определило выбор цели, объекта и предмета исследования.

Формирующий эксперимент проводился с детьми 8 – 9 лет в третьих классах на уроке «Основы безопасности жизнедеятельности».

Формирующей  эксперимент заключался в проведении урока  по теме: «Экологическая безопасность» в двух классах 3 «А» и 3 «В» в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2».

В контрольной группе 3 «А» (приложение 1) занятие проводилось без использования компьютерных презентаций. В экспериментальной группе 3 «В» (приложение 2) с использованием компьютерной презентации. В приложении 3 представлен план-конспект занятия по развитию познавательного интереса с использованием компьютерной презентации.

Все респонденты были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В каждую из групп вошли 25 детей в возрасте 8 – 9 лет. Время проведения составило 1 час на каждую из групп.

В ходе формирующего эксперимента было проведено занятие, в рамках рабочей программы по основам безопасности жизнедеятельности для 3 класса на 2012– 2013 учебный год (программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы  «Основы безопасности жизнедеятельности» Л. П. Анастасовой, П. В. Ижевского).

Тема урока: Экологическая безопасность

Цель: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», научить выполнять правила личной экологической безопасности, развивать речь, мышление, обогатить словарный запас; способствовать бережному отношению к окружающей природе.  (Приложение 3)

 

В экспериментальной работе были выделены следующие этапы:

  1. Проведения констатирующего эксперимента по определению уровня познавательной активности в контрольной группе и экспериментальной группе с использованием протокола наблюдения по критериям А. К. Марковой до начала формирующего и после.
  2. Проведение формирующего эксперимента с использованием компьютерной презентации. С экспериментальной группой было проведено занятие по Программе основ безопасности жизнедеятельности для 3 класса на 2012– 2013 учебный год (Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы  «Основы безопасности жизнедеятельности» Л. П. Анастасовой, П. В. Ижевского).
  3. Обработка полученных данных, проведение сравнительного анализа результатов эксперимента в контрольной и экспериментальной группе.
  4. Разработка практических рекомендаций

  В основу протокола наблюдения и ключа оценки были положены критерии уровня познавательной активности, разработанные А. К. Марковой.[9]

Протокол наблюдения и ключ оценки.

1. Высокий уровень познавательной активности:

  • Активная ориентировка в новом материале;
  • Самостоятельное выделение ключевых понятий;
  • Понимание и принятие учебной задачи, выбор способов работы;
  • Владение мыслительными операциями, активность, инициатива, нахождение нешаблонных решений;

 

2.Средний уровень познавательной активности:

  • Познавательная активность, требующая побуждения учителя;
  • Зависимость самостоятельной работы от ситуации;
  • Преодоление трудностей при помощи учителя.

 

3. Низкий уровень познавательной активности: 

  • Учебные действия и операции не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность;
  • Отсутствие понимания смысла учебной задачи;
  • Малое приложение личных усилий в учебной работе;
  • Слабая активность, отсутствие инициативы, стремления искать новые решения.

Оценка:

  • по 1-5, 8, 10, 11 критериям:    2 – проявляет в течение всего занятия; 1 – слабо проявляет (ситуативно); 0 – не проявляет;
  • по 6 критерию:  2 – выполнил задание за 40 мин; 1 – выполнил задание за 60 мин; 0 – выполнил задание более чем за 60 мин;
  • по 7 критерию:  2 -  обратился за помошью к учителю не более 2 раз; 1 – обратился за помошью к учителю не более 3-4 раз; 0 – обратился за помощью к учителю более 4 раз;
  • по 9 критерию:    2 – выполняет самостоятельно с 1-2 раза; 1 – выполняет самостоятельно с 3-4 попытки; 0 – выполняет самостоятельно, количество попыток более 4;

Уровень проявления познавательного интереса

0 – 10 баллов – низкий  уровень проявления познавательного  интереса;

11 – 15 баллов – средний уровень проявления познавательного интереса;

16 – 22 баллов – высокий  уровень проявления познавательного  интереса.

Критерии:

    1. Активная ориентировка в новом материале
    2. Самостоятельное выделение ключевых понятий
    3. Понимание и принятие учебной задачи
    4. Выбор способов работы адекватных поставленной задаче
    5. Активность
    6. Время выполнения задания
    7. Количество обращений за помощью
    8. Приложение личных усилий в учебной работе
    9. Количество самостоятельных попыток выполнения  задания
    10. Выполнение дополнительного задания
    11. Способность научить другого

Информация о работе Теоретическое исследование вопросов изменения познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презента