Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:38, реферат
Чернобыльская катастрофа и ее социально-экономические, экологические, демографические, медико-психологические и другие последствия.
Деятельность государственных, научно-исследовательских учреждений, общественных объединений и международных организаций по преодолению последствий аварии.
В момент аварии на площадке ЧАЭС находилось 476 человек, в том числе дежурного персонала — до 200 и строителей (в районе строящегося 5 блока) — до 300 человек.
Ни у кого на ЧАЭС в момент аварии аварийных дозиметров не было. В равной мере это относится к пожарным, которых направляли на тушение пожаров, персоналу, сотням людей прибывших по тревоге на ЧАЭС. Когда вскрыли мобилизационные резервы дозиметров, то они оказались неработоспособными из-за отсутствия батареек.
Обстановка в области
инструментального контроля была напряженной
в течение не менее 2 месяцев. Между
тем, наиболее интенсивные дозы облучения
людей формируются за первые сутки,
неосведомленность об истинной радиационной
обстановке в первые часы привели
к переоблучению персонала
Так как никакими данными
медики по измеренным дозам облучения
не располагали, наиболее эффективным
был клинический метод
- время наступления тошноты и рвоты;
- степень распространенности эритемы
кожи;
- количество лейкоцитов в периферической
крови.
Сводные данные по общему числу больных острой лучевой болезни (ОЛБ) представлены в Таблице.
Таблица. Характеристика больных ОЛБ по степени тяжести и исходам заболевания.
Число |
Степень |
Место госпитализации |
Вылечено |
Умерло в | |
Институт |
В лечебных | ||||
41 |
1 |
23 |
18 |
41 |
- |
50 |
2 |
44 |
6 |
49 |
1 |
22 |
3 |
21 |
1 |
15 |
7 |
21 |
4 |
20 |
1 |
1 |
20 |
Всего: 134 |
108 |
26 |
106 |
28 |
Всем в специализированном
покое клиники Института
Вклад внутреннего облучения
был незначителен (около 5 %). Ведущими
явились общее внешнее гамма-
Если обожженная кожа составляла
более 50 % и доза бета-облучения была
выше 200 Гр на уровне базального слоя эпидермиса
возникал смертельный исход. Дозы гамма-облучения
устанавливали методом
В клинике Института биофизики были проведены соответствующие подготовительные мероприятия. Потребовалось найти сотни метров полиэтиленовой пленки для покрытия полов, пластиковых мешков для сбора радиоактивных отходов, бахил, респираторов для персонала и т. д. Был мобилизован весь потенциал здравоохранения г. Москвы. Лечение лучевых поражений по заключениям экспертов осуществлялось в соответствии с современными требованиями. Следует отметить неэффективность трансплантации костного мозга и клеток эмбриональной печени человека.
Ликвидаторы
Масштабы катастрофы на Чернобыльской АЭС огромны, однако немыслимо себе представить ситуацию, в которой могло оказаться значительно большее количество людей, если бы не мужество и героизм ликвидаторов аварии, людей, которые ценой собственного здоровья и с немалым риском для жизни защищали других от ядерного смерча. Ликвидаторы работали в опасной зоне посменно: те, кто набрал максимально допустимую дозу радиации, уезжали, а на их место приезжали другие. Основная часть работ была выполнена в 1986—1987 годах, в них приняли участие примерно 240 000 человек. Общее количество ликвидаторов (включая последующие годы) составило около 600 000 ликвидаторов.
Все эти люди получили индивидуальные
дозы облучения различной степени.
Острая лучевая болезнь — таков
был диагноз для 134 человек. 28 человек
умирали медленной мучительной
смертью в течение трех месяцев
с момента катастрофы. У тысяч
других в той или иной мере ухудшилось
состояние здоровья. В ликвидации
катастрофы и ее последствий принимали
участие тысячи представителей самых
разнообразных профессий. Отдавая
должное мужеству и святому самопожертвованию
людей всех этих профессий, история
тем не менее неопровержимо
Знак участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, который выдавался после 1991 года вместе с удостоверением о праве на льготы. |
Основная часть
знака Ликвидаторов |
Меры радиационной защиты в различные периоды после аварии на ЧАЭС.
Поскольку стало ясно, что
дозы только за счет внешнего облучения
могут превысить аварийный
Основаниями для эвакуации
жителей из 30 километровой зоны, окружающей
АЭС послужили:
- возможность превышения аварийных нормативов;
- опасность изменения конфигурации остатков
ядерного топлива и образование критической
массы, т. е. возможность ядерного взрыва;
- опасность проплавления железобетонного
перекрытия раскаленным топливом и попадание
его в помещение бассейна-барбатера, заполненного,
как полагали тысячами тонн воды, с последующим
паровым взрывом.
Расчеты показывали, что при реализации указанных опасностей произойдет выброс радионуклидов в 10 раз и более, чем при первых взрывах. При этом в зоне радиусом менее 30 км возникнут лучевые поражения со смертельным исходом. 02. 05. 86 г. принято решение об эвакуации, что и было сделано 06. 05. 86 г. К 6 мая выяснилось, что второго взрыва не будет.
Кроме лучевой болезни наибольшая опасность была связана с действием радиойода. Была налажена система радиологического контроля за продуктами питания. В частном секторе не удалось обеспечить радиационно-гигиенический контроль, это наряду с выпасом скота на загрязненных пастбищах явилось основной причиной переоблучения щитовидной железы у сельского населения. Действию радиойода подверглось 70 млн. человек на Европейской части бывшего СССР. В пострадавших республиках не оказалось необходимых запасов йодистых препаратов для раздачи населению, а на местах не было инструкций.
В качестве защитных мер было принято решение об отселении людей с ТЗР (территории загрязненных радионуклидами) в 1990 г. При этом предусматривалось отселение людей с ТЗР с плотностью загрязнения по цезию-137 свыше 15 Ки/км2 (555 кБк/м2) и при превышении годовой дозы более 5 мЗВ. В диапазоне годовых доз от 1 до 5 мЗВ предусматривалось добровольное отселение за счет государства. Этому решению предшествовали острые дискуссии, существо которых недостаточно объективно излагалось средствами массовой информации, в результате чего было утрачено доверие со стороны пострадавшего населения к мерам, принимаемым в их интересах. Всего за прошедшее десятилетие было эвакуировано с ТЗР в Беларуси более 130 тысяч человек. Это обошлось в 5 миллиардов долларов США. Следует заметить, что если критерием отселения в пострадавших республиках была принята доза за жизнь в 70 мЗв, то в настоящее время автори-тетные международные организации рекомендуют постоянное отселение с целью предотвращения дозы за жизнь в 1000 мЗв.
Коллективные дозы при воздействие на население оцениваются следующим образом: суммарные дозы за первый год составляют 30 % дозы за всю оставшуюся жизнь, а за 10 лет — 85 %. При этом если дозы от излучения облака в 1-й год не превышают 2, 5 % и от вдыхания радионуклидов 4, 5 % общей дозы, то вклад дозы от внешнего гамма-облучения и вследствие поступления с пищей составляют 52, 6 и 40, 6 %. В после-дующие годы вклад в общую дозу внешнего облучения от выпадений будет превалировать, а вклад “облака” и ингаляционное поступление не превысит 1, 5 % общей дозы. Вклад в дозу актиноидов по сравнению с вкладом от цезия-137 и йода-131 не превысит 0, 1 % . Средние индивидуальные дозы в 1986 г. на ТЗР с загрязнением цезием-137 свыше 185 кБк/м2 варьировали от 6, 5 до 32, 4 мЗв, хотя в ряде случаев они пре-вышали 50 мЗв.
Участвовавшие в 1986 — 1987 годах в “ликвидации” последствий аварии, получили средние дозы порядка 100 мЗв. Около 10 % из них получили дозы порядка 250 мЗв, несколько процентов получили дозы, превышающие уровень 500 мЗв.
Сопоставимые дозы облучения всего тела получили жители, эвакуированные из зоны отчуждения (30 км зона).
У эвакуированного населения
регистрируются, так же, как и
у ликвидаторов более высокая
заболеваемость сердечно-сосудистыми
заболеваниями, невротическими и психосоматическими
расстройствами, болезнями органов
пищеварения. Многочисленные исследования
подтверждают возможность отклонений
в состоянии иммунной, гормональной
систем, изменениях обмена веществ
у ликвидаторов и у людей, проживающих
на ТЗР. Это обстоятельство может
способствовать возникновению и
более тяжелому течению разнообразных
заболеваний. Не исключена возможность,
что многие биологические эффекты, аналогичные
отмеченным у жителей ТЗР могут быть вызваны
стрессом, а также факторами нерадиационной
природы. Такие симптомы как страх, нервно-психическое
напряжение, могут быть отнесены к числу
основных последствий аварии.
В сроки свыше 10 лет практически единственным
тестом биологической реконструкции дозы
(порог дозы 0, 2 Гр) является определение
хромосомных аберраций (транслокаций)
в лимфоцитах периферической крови. Однако,
высокая стоимость исследований ограничивает
широкое использование метода.
Основными отдаленными последствиями
действия малых доз радиации (до
1 Гр) с радиобиологических позиций
является соматические стохастические
эффекты, то есть злокачественные
С 1989 года отмечается постоянное увеличение
частоты тиреоидного рака у детей и у взрослых,
особенно в Гомельской области: за 10 лет
выявлено 422 случая у детей и 3492 — у взрослых
и подростков, 50 % заболевших детей из Гомельской
области, 27 % — из Брестской. У пострадавшего
населения во всех возрастных группах
риск возникновения болезней щитовидной
железы в 6-10 раз выше, чем у населения республи-ки
в целом.
В меньшей степени, чем
риск развития рака (не более 1 % по сравнению
с нерадиационными причинами) оценивается
риск генетических эффектов. Однако предстоит
еще изучить возможные
Основные направления деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.
Постановлением Верховного Совета в 1990 году был образован Государственный комитет Республики Беларусь по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ныне - Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь
В 1992 году Президиум Совета
Министров одобрил Программу
по преодолению в Беларуси последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС
на 1993-1995 гг. Аналогичная программа
выполнялась в 1996-2000 гг. В настоящее
время завершена
Выработка и реализация государственной
политики в области преодоления
последствий чернобыльской
Верховным Советом Республики
Беларусь в 1991 году были приняты основополагающие
чернобыльские законы - "О социальной
защите граждан, пострадавших от катастрофы
на Чернобыльской АЭС" и "О правовом
режиме территорий, подвергшихся радиоактивному
загрязнению в результате катастрофы
на Чернобыльской АЭС". В соответствии
с этими законами затраты на чернобыльские
программы в республиканском
бюджете составляли до 21 % в год. Значительная
часть этих средств направляется
на социальную защиту пострадавшего
населения. На преодоление ущерба, оцененного
в 32 среднегодовых бюджета, за все
постчернобыльские годы направлено
около 17 млрд. долларов США. За счет этих
средств, а также благодаря усилиям
органов государственного управления,
законодателей, ученых и специалистов,
ряд важнейших проблем удалось
решить. В республике создана нормативная
правовая база практически по всем
направлениям преодоления последствий
аварии. В рамках первоочередных мер
радиационной защиты практически завершено
переселение граждан с наиболее
загрязненных территорий. Защитные меры
в агропромышленном комплексе позволяют
держать под контролем
Информация о работе Чернобыльская катастрофа и меры по уменьшению её последствий