Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 14:47, реферат
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.1 Cвязная речь и ее значение для развития ребенка
1.2 Особенности развития связной речи в дошкольном детстве
1.3 Задачи и содержание обучения связной речи
Выводы по главе 1
Глава II. Эмпирическое исследование развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Содержание и методика развития связной речи детей младшего дошкольного возраста
2.2. Пути формирования связной речи у детей младшего дошкольного возраста
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы
При параллельной связи предложения не сцепляются, а сопоставляются или противопоставляются (Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви. Скрылись юркие ящерицы).
Лучевая связь чаще используется в описании, когда называется, а затем характеризуется объект (Некрасива коровка, да молочко дает). Лоб у нее широк, уши в сторону, во рту зубов недочет. К.Д. Ушинский)
Связные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения: по функции (назначению), источнику высказывания, ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок.
Как уже отмечалось выше, в зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Воспитатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов: их назначение, структуру, характерные для них языковые средства, а также типичные межфразовые связи.
В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1) по игрушкам и предметам, 2) по картине, 3) из опыта, 4) творческие рассказы.
Выводы по главе 1
Итак, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Известны два основных вида речи — диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Для проведения более эффективных занятий по развитию связной речи необходимо знать особенности формирования связной речи у дошкольников.
Так, у младших дошкольников совершенствуется понимание речи (понимание словесной инструкции, указаний взрослого, несложного сюжета литературного произведения). Речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослого.
Для детей 3 лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.
В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия — для обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения.
У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.
Какие задачи приоритетны в направлении по обучению связной речи?
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении.
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные картины («Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие гости», «На реке», «В гости к бабушке»).
В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Картина может рассматриваться по частям.
Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх (формирование коммуникативной компетенции дошкольников)
- Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх(www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2011, № 07
Система ДОУ рассчитана на работу с детьми, имеющими разные личностные и физические особенности. С учётом этих обстоятельств в каждом дошкольном учреждении подбирается подходящая специализированная программа, как правило, уже с определённым режимом и фиксированной сеткой занятий. Поэтому для того, чтобы включить в неё другие дополнительные занятия и курсы, приходится очень жёстко регламентировать время работы и отдыха детей. В связи с большим количеством и разнообразием необходимых развивающих, оздоровительных и психолого-педагогических мероприятий у детей остаётся мало времени для свободного общения и развития коммуникативных навыков, тогда как этот аспект деятельности трудно переоценить.
Психологи определяют коммуни кативные способности как индивиду альнопсихологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Пользуясь речью, ребёнок вступает в общение, организует его и поддерживает. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. На количество и качество социальных контактов оказывают влияние различные факторы: темперамент ребёнка, его самооценка, самочувствие, социальная среда. Сегодня негативно влияют на формирование коммуникативных навыков также большая загруженность родителей на работе (как следствие, ребёнку уделяется мало внимания в семье); усиленный поток информации через различные СМИ (который активно воздействует и угнетает нервнопсихическое состояние детей, вызывает беспокойство, агрессию, конфликтность, застенчивость, замкнутость, склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость, мнительность); социальное неравенство населения; не равномерный речевой статус детей; ослабленное здоровье. Всё это неизбежно сказывается на качестве меж личностных отношений малышей: препятствует свободному общению детей между собой, способствует развитию у них внутренних комплексов, замкнутости и прочих осложнений личностного становления. Эти и другие обстоятельства ведут к тому, что при поступлении в школу дети с подобными личностными особенностями не могут наладить контакт с одноклассниками, учителями, не могут дать развёрнутый ответ на вопрос и, как следствие, часто попадают в разряд неуспевающих.
Чтобы избежать вышеизложенных проблем, в ГОУ «Детский сад № 2412 "Митюша"» СевероЗападного административного округа г. Москвы была апробирована система целенаправленного развития межличностных отношений дошкольников, базирующаяся на использовании игр коммуникативной направленности. Игры были подобраны таким образом, что они могли быть использованы и в процессе занятий с дошкольниками, и в свободное время.
Речевые игры коммуникативной направленности включались в мате риал учебных занятий: по развитию речи, введению в художественную литературу, синтезу искусств, риторике, математике, окружающему миру; на занятиях с психологом, логопедом; в свободную от занятий деятельность: прогулки, развлечения, праздники и досуги. Условно эти игры можно разделить по основным направлениям развития речи: для обогащения и закрепления словаря, развития грамматического строя речи; для развития диалогической речи, связной речи; для развития фонематического слуха и звуковой культуры речи; для совершенствования тонкой моторики рук; для развития психической сферы детей (внимания, памяти, мышления, восприятия, творческого воображения).
Опыт системного внедрения этих игр по всем направлениям работы с детьми проводился в детском саду в течение трёх лет и привёл к заметной позитивной динамике коммуникативной деятельности детей. Специальные творческие упражнения и игры по развитию речевой коммуникации способствовали сплочённости группы, организации совместных действий, проявлению чувства общности, установлению в группе атмосферы доверия и безопасности, внимательного и бережного отношения друг к другу. Дети в совместных играх применяли свой приобретённый коммуникативный и игровой опыт.
Целенаправленное развитие межличностных отношений отразилось на раскрытии индивидуальных возможностей каждого ребёнка: некоторые дети преодолели страх перед общением, легче устанавливали кон такты со взрослыми и другими детьми, узнавая и принимая моральноэтические нормы общества и нравственные критерии.
Речевые игры коммуникативной направленности улучшили не только речь детей, но и их способности общаться со взрослыми и сверстника ми, повысили их самооценку, сформировали уважительное отношение к товарищам. Занятия, на которых использовались игры коммуникативной направленности, стали более содержательными, а свободное время – более продуктивным, интересным и насыщенным.
Детский сад № 2412 работает по Комплексной программе «Детский сад 2100». Опыт применения игр коммуникативной направленности может быть использован в работе с детьми в рамках любой другой до школьной программы. В этом можно убедиться, ознакомившись с со держанием отдельных занятий и перечнем рекомендуемых коммуникативных игр, многие из которых придуманы специалистами данного детского сада.
Выражаем надежду, что наработки нашего учреждения окажутся полезными для сотрудников других детских садов.
Занятие по информатике для детей старшего дошкольного возраста
(тетрадь «Всё по полочкам»)
Тема «Последовательность собы тий».
Цели:
1. Учить расставлять
картинки с изображёнными
2. Формировать понятие «Отрицание».
3. Развивать речь детей.
Наглядность: муляжи овощей, цветные карандаши, рабочие тетради.
Ход занятия.
1. Работа с рисунками.
Педагог:
– Ребята, кто из вас помогает маме готовить на кухне? Что вы умеете делать? Помогите мне, пожалуйста, разобраться. Художник нарисовал к стихотворению «Овощи» картинки, но порядок их перепутал. Откройте тетради на с. 35. Посмотрите внимательно на рисунки и, когда я буду читать стихотворение, определите их правильную последовательность. Под каждым рисунком поставьте цифру: где первый рисунок, где второй и т.д.
Педагог, читая стихотворение, делает паузы, чтобы дети поставили порядковый номер к каждому рисунку.
2. Дидактическая игра «Я знаю пять названий овощей» для обогаще ния и закрепления словаря, грамматического строя речи.
Каждый ребёнок по очереди берёт мяч и, ритмично ударяя им об пол, произносит следующие слова: «Я знаю пять названий овощей, например: капуста, морковь, репа, картофель, редиска». Названий может быть больше пяти.
3. Подвижная дидактическая игра «НЕ». Формирование понятия «отрицание».
– Встаньте НЕмальчики.
– Поднимите руки НЕдевочки.
– НЕ сидите! (Дети встают, ложатся, прыгают, бегают.)
– Сядьте на корточки НЕслонята.
– Ребята, я знаю одного мальчика, которому всё время говорили: «НЕ делай то, НЕ делай это», и он запутался, что же ему НАДО делать. Давайте поможем ему! Я буду читать стихотворение Ю. Вронского, а вы будете объяснять и показывать жестами, что НАДО делать:
Завести велели мне новые
привычки:
Никогда девчонок НЕ
Дёргать за косички!
(Дети перечисляют действия: играть, дружить с девчонками, по жать руку, погладить.)
Никогда с братишкой НЕ
Драться за обедом!
(Надо спокойно сидеть и кушать.)
На уроках больше НЕ
Говорить с соседом.
(Слушать учителя, писать в тетрадях, читать книгу.)
– Молодцы, ребята, помогли мальчику!
4. Дидактическая игра «Угадай цвет».
Ведущий предлагает детям определить, какой цвет он загадал, если такого же цвета небо, василёк, колокольчик, вода в море. (Синий.)
Аналогично разгадываются другие цвета.
Далее дети делятся на группы: каждая получает карточку с определённым цветом и называет как можно больше предметов «своего» цвета. За правильный пример группе засчитывается очко. Победит та группа детей, которая наберёт больше всего очков.
5. Работа в тетрадях (с. 36).
6. Игра
за компьютером «Дальние
Дети, соединяя по порядку цифры, «рисуют» животное. Если последова тельность не нарушается, животное «оживает».