Лекции по "Бизнес-планирование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 21:47, курс лекций

Краткое описание

Лекция № 1. Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии
1. Теоретические основы бизнеса
2. Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием
3. Организация процесса бизнес-планирования на предприятии
4. Роль, практика и неиспользуемые возможности бизнес-планирования в РФ

Вложенные файлы: 1 файл

Бизнес-планирование.docx

— 60.83 Кб (Скачать файл)

Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших  сверху.

Сегодня большинство коммерческих фирм не имеет  официально принятых планов, нет и  необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и  т. д. Планирование подменяется разного  рода решениями собственника о тех  или иных направлениях хозяйственной  деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени  и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется  быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого  аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит и таких руководителей  в тупик.

Квартальная и годовая финансовая отчетность представляется в соответствии с  Приказом Министерства финансов, статистическая отчетность – по указанию Госкомстата  и т. д. Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет. О допущенных ошибках, просчетах и потерях предпринимательской деятельности становится известно лишь после составления квартального баланса. Однако и обстоятельные аналитические обзоры к балансам не составляются, поэтому своевременные меры для исправления ситуации не принимаются. Отчасти и по этой причине большинство предприятий оказалось в сложном финансовом положении (или вообще неплатежеспособными), включая предприятия торговли, общественного питания и других видов услуг, хотя в этих отраслях проблема неплатежей должна, казалось бы, беспокоить меньше всего.

Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению  с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка.

Таким образом, бизнес-планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

В общем случае бизнес-планирование предусматривает  решение стратегических и тактических  задач, стоящих перед предприятием.

Формальное  планирование, безусловно, требует  усилий, но оно обеспечивает и немалые  выгоды:

1) заставляет руководителей мыслить  перспективно;

2) обеспечивает основу для принятия  эффективных управленческих решений;

3) увеличивает возможности в обеспечении  фирмы необходимой информацией;

4) способствует снижению рисков  предпринимательской деятельности;

5) ведет к четкой координации  действий всех участников бизнеса;

6) позволяет предвидеть ожидаемые  перемены, подготовиться к внезапному  изменению рыночной обстановки.

3. Организация процесса бизнес-планирования на предприятии

Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования коммерческой организации.

Во-первых, коммерческая организация должна располагать  соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических  служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту  методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок (или компонент) процесса финансового планирования.

Во-вторых, для того чтобы разрабатывать  финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия  и внешняя информация.

Основой информационного блока (компонента) процесса бизнес-планирования являются:

1) экономическая информация (прогноз  процентных ставок, прогноз темпов  инфляции и т. д.);

2) учетная информация (информация  бухгалтерского учета (баланс, отчет  о прибылях и убытках, отчет  о движении денежных средств,  приложения к балансу) и управленческого  учета);

3) сообщения финансовых органов,  информация учреждений банковской  системы, информация товарных, валютных  бирж и прочая финансовая информация;

4) политическая информация и т.  д.

Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения, к которому относятся законы, указы Президента РФ, послания Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и др.

В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса. Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес-плана коммерческой организации, совокупность структурных подразделений, которые ответственны за исполнение бизнес-плана.

В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация  и обработка больших массивов информации. Программно-технические  средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок системы финансового планирования.

Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с  ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.

Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:

1) подготовительную стадию;

2) стадию разработки бизнес-плана;

3) стадию продвижения бизнес-плана  на рынок интеллектуальной собственности;

4) стадию реализации бизнес-плана.

Ключевыми моментом подготовительной стадии бизнес-планирования является формирование перспективной бизнес-идеи. Бизнес-идея – это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др. Источниками новых идей могут быть:

1) отзыв потребителей;

2) продукция, выпускаемая конкурентами;

3) мнение работников отдела маркетинга;

4) публикации федерального правительства  о патентах;

5) проводимые научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы.

Презентация бизнес-плана – это краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами. Компания и ее продукция, рынок – клиенты и конкуренты, маркетинговая стратегия, первоочередные финансовые задачи, команда, которая будет осуществлять этот план (ключевой управленческий персонал), необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены, размер, условия и сроки реализации инвестиции – это перечень основных освещаемых вопросов на презентации бизнес-проекта.

Для повышения эффективности презентации  копию бизнес-плана потенциальным  инвесторам и партнерам высылают заранее, чтобы они имели возможность  прочесть его до начала переговоров. Во время презентации необходимо использовать наглядный материал (образцы  продукции, фотографии, графики, схемы  и т. д.). Презентация должна проходить  в форме диалога, а не лекции. Лучше, если презентацию проводит лично  руководитель предприятия с привлечением специалистов.

Презентация предшествует началу переговоров с  потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта. В ходе переговоров происходит согласования условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес-плана.

Процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами  проводится по определенной схеме, включающей, как правило, шесть этапов:

1) оценку характеристик компании-заявителя,  анализ отрасли его деятельности. Прежде всего устанавливается, относится ли отрасль, где этот проект будет реализовываться, к числу приоритетных для инвестора. Далее определяется положение фирмы-просителя на фоне своей отрасли;

2) анализ условий инвестиционного  соглашения (форму заимствования  и возврата кредита, залог,  гарантию возврата кредитных  средств);

3) анализ последнего баланса (определение  степени финансовой устойчивости  и ликвидности, оценку активов  и обязательств, проверку достаточности  собственного оборотного капитала, расчет уровня коэффициента покрытия). Обязательно определяется соотношение  «заемный капитал – собственный  капитал».

Этап  реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство.

Реализовать бизнес-план – означает выполнить  все рабочие задачи в фирме  и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию.

Планирование  реализации бизнес-проекта и составление бюджета включают следующие основные задачи:

1) определение типа рабочих задач  в фирме и вне ее;

2) определение логической последовательности  событий в рабочих задачах;

3) подготовку графика реализации  задач;

4) определение ресурсов для решения  задач;

5) подготовку бюджета реализации  и потоков средств, которые  обеспечат финансирование бизнес-плана;

6) документирование всех данных  реализации бизнес-проекта.

Таким образом, план реализации содержит график, объединяющий в последовательную схему  действий различные стадии реализации бизнес-плана:

1) финансовое планирование;

2) организационное оформление;

3) приобретение и передачу технологий;

4) подготовку заявочных документов;

5) представление предложений;

6) переговоры и заключение контрактов;

7) приобретение земли;

8) строительные работы;

9) установку оборудования;

10) закупку материалов и сырья;

11) предпроизводственный маркетинг;

12) обучение и назначение на должность;

13) запуск и начало производства;

14) поддержание и развитие производства.

Завершается аудит бизнес-плана принятием  или отклонением решения об его  инвестировании.

Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:

1) гибкости, означающей постоянную  адаптацию к изменениям среды,  в которой функционирует данная  организация;

2) непрерывности, предусматривающей  скользящий характер планирования;

3) коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);

4) интерактивности, подразумевающей  творческий характер планирования  и неоднократность проработки  уже составленных разделов плана;

5) многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;

6) участия, предполагающего важность  самого процесса планирования  с точки зрения вовлечения  в него всех возможных участников  будущей организации;

7) адекватности отражения реальных  проблем и самооценки в процессе  планирования.

4. Роль, практика и неиспользуемые  возможности бизнес-планирования в РФ

Зарубежная  практика управления предприятиями, достигшими значительных успехов в бизнесе, среди множества применяемых  методов менеджмента использует бизнес-планирование. Руководители этих предприятий освоили основные методологические подходы к бизнес-планированию и эффективно реализуют заложенную в них системную логику в повседневной управленческой деятельности. С помощью бизнес-планирования они научились выделять главные приоритеты развития, контролировать и эффективно управлять ресурсами, предвидеть вероятные изменения в бизнесе, решать вопросы финансирования. Систематически проводимые исследования деятельности зарубежных фирм показывают, что причинами абсолютного большинства банкротств компаний являются просчеты или отсутствие бизнес-планирования.

Информация о работе Лекции по "Бизнес-планирование"