Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 21:47, курс лекций
Лекция № 1. Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии
1. Теоретические основы бизнеса
2. Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием
3. Организация процесса бизнес-планирования на предприятии
4. Роль, практика и неиспользуемые возможности бизнес-планирования в РФ
4) органов власти,
определяющих потребности и
В бизнес-плане
оценивается перспективная
Существуют определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций, как, например, для одноточечной и многоточечной организации. Под одноточечной организацией понимается организация (юридическое лицо), состоящая из одного предприятия. Соответственно многоточечной будет организация, состоящая из двух и более предприятий. При планировании деятельности такой организации сначала разрабатываются планы для каждого предприятия, а затем эти планы сводятся в один бизнес-план. Если бизнес начинается впервые, то в план включаются лишь расчетные показатели. Если бизнес уже существует, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются показатели планируемого года. Бизнес-план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, – это наиболее сложный вид бизнес-плана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы бизнес-плана, увязанные с инвестиционным проектом.
Особенностью
Бизнес-план для
непроизводственных организаций отличается
тем, что вместо развернутого плана
производства в нем кратко излагается
планируемый перечень услуг (работ),
которые будут предоставляться.
На первом месте здесь – освещение
условий предоставления услуг (выполнения
работ), наличие лицензий, разрешений,
сертификатов, обеспечение прав потребителей.
Вместо плана производства в бизнес-плане
непроизводственной организации разрабатывается
оперативный план, в котором прогнозируются
средства, помещения и ресурсы, которые
будут необходимы для ведения
бизнеса в предстоящий период,
а также потребность в
Бизнес-план, как
никакой из других планов фирмы, имеет
внешнюю направленность, превращается
в своего рода товар, продажа которого
должна принести максимальный выигрыш.
Следовательно, в отличие от традиционного
плана экономического и социального
развития предприятия бизнес-план учитывает
не только внутренние цели предпринимательской
организации, но и внешние цели лиц,
которые могут быть полезны новому
делу. Кроме того, в бизнес-плане
основное внимание сосредоточено на
маркетинговых и финансово-
Более близок к бизнес-плану такой привычный, известный ранее российским предпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО). Главное отличие ТЭО от бизнес-плана – это то, что технико-экономическое обоснование – это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственно-технические аспекты проекта, а коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми. Кроме того, отличие бизнес-плана от ТЭО состоит в его стратегической направленности. Следовательно, можно говорить о гораздо более узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом. Бизнес-план постепенно вытесняет ТЭО из сферы предпринимательской деятельности.
Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3 – 5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:
1) в отличие от
стратегического плана бизнес-
2) стратегические
планы – это обычно планы
с растущим горизонтом времени.
3) в бизнес-плане
функциональные составляющие (планы
производства, маркетинга и др.) имеют
гораздо более весомое
В условиях рыночной
экономики функции ТЭО все
чаще выполняют инвестиционные проекты,
которые наиболее близки к бизнес-плану
по структуре и характеру
Инвестиционный проект целесообразно рассматривать во втором смысле. Бизнес-план организации иногда выступает по отношению к инвестиционному проекту как документ, представляющий собой планы разработки и реализации соответствующей части инвестиционного проекта.
Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес-проектов, не требующих значительных затрат и непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план может заменить инвестиционный проект. В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в предынвестиционной фазе делового планирования. Может также существовать бизнес-план организации, включающий планируемые результаты инвестиционного проекта, например, если инвестиционный проект реализуется на действующем предприятии (расширение производства, модернизация, реконструкция). В этом случае инвестиционный проект может быть включен в бизнес-план предприятия, который регулирует порядок использования свободных средств предприятия и заемных финансовых ресурсов в рамках инвестиционного проекта.
Таким образом, инвестиционный проект и бизнес-план могут быть близки по структуре. Структура бизнес-плана схожа с инвестиционным проектом, особенно в той его части, где проводится обоснование инвестиционного замысла.
Структура бизнес-плана:
1) титульный лист;
2) аннотация;
3) меморандум о конфиденциальности;
4) оглавление;
Затем его основные разделы.
1) резюме;
2) история бизнеса
организации (описание отрасли)
3) характеристика объекта бизнеса организации;
4) анализ бизнес-среды организации;
5) план маркетинга;
6) производственный план;
7) организационный план;
8) финансовый план;
9) оценка и страхование риска;
10) приложения.
Сразу же оговоримся, что данная структура бизнес-плана носит лишь рекомендательный характер и не претендует на роль образцовой. Перечень разделов и их содержание в каждом конкретном случае может дополняться или уточняться в зависимости от условий, в которых функционирует фирма.
Перейдем теперь к детальному рассмотрению структуры бизнес-плана и содержания его разделов.
Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают:
1) наименование проекта;
2) место подготовки плана;
3) авторов проекта, название и адрес предприятия, телефоны;
4) имена и адреса учредителей;
5) назначение бизнес-плана и его пользователей.
На титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности. Он составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использовании ее исключительно в интересах фирмы, представившей проект.
Также титульный лист может содержать требование о возврате автору бизнес-плана, если он не вызывает интереса инвестировать в его реализацию.
После титульного листа следует оглавление – формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта.
Бизнес-план может содержать аннотацию, в которой дается краткое описание цели и основных положений бизнес-плана (0,5 – 2 страницы). Аннотация может быть оформлена в последовательности, которая указана ниже.
1. Предприятие.
2. Адрес.
3. Телефон, факс.
4. Руководитель предприятия.
5. Суть предлагаемого проекта и место реализации.
6. Результат реализации проекта.
7. Необходимые финансовые ресурсы.
8. Срок окупаемости проекта.
9. Ожидаемая среднегодовая прибыль.
10. Предполагаемая
форма и условия участи
11. Возможные гарантии по возврату инвестиций.
В введении указываются задача составления бизнес-плана и круг лиц, которым он адресован.
Резюме (концепция бизнеса) – краткое изложение основных положений предполагаемого плана, т. е. информация о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся.
Концепция составляется после написания всех разделов бизнес-плана, так как содержит самое основное из всех его разделов.
В резюме указываются возможности для бизнеса, их привлекательность, важность для предприятия и региона, необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные), возможный срок возврата заемных средств, ожидаемая прибыль и ее распределение, условия инвестирования. Резюме должно содержать главную цель предполагаемого бизнеса и назначение разрабатываемого бизнес-плана.
Помимо выделения
главной цели (целей) бизнес-плана, указывается,
для кого он предназначен: для потенциального
инвестора или кредитора, возможных
партнеров по бизнесу или акционеров,
соучредителей, руководства предприятия
или самого предпринимателя (как
средство самоорганизации), государственных
или муниципальных органов
Таким образом, резюме содержит следующие данные:
1) идеи, цели и суть проекта;
2) особенности предлагаемых
товаров (услуг, работ) и их
преимущества в сравнении с
аналогичной продукцией
3) стратегию и
тактику достижения
4) квалификацию персонала и особенно ведущих менеджеров;
5) прогноз спроса, объемы продаж товаров (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год и т. д.);
6) планируемую себестоимость
продукции и потребность
7) ожидаемую чистую прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат;
8) основные факторы успеха (описание способов действий и мероприятий).
Данный раздел содержит
основные сведения о предприятии
и сфере его деятельности. Здесь
находят отражение главные
В разделе описываются
положительные и отрицательные
стороны местонахождения
Заканчивается раздел формулировкой миссии и целей деятельности предприятия и определением стратегии бизнеса.
В разделе бизнес-плана
«Характеристика объекта
1) потребности, удовлетворяемые товаром;
2) показатели качества;
3) экономические показатели;
4) внешнее оформление;
5) сравнение с другими аналогичными товарами;
6) патентная защищенность;
7) показатели экспорта и его возможности;
8) основные направления совершенствования продукции;
9) возможные ключевые факторы успеха.
Основное назначение товара – удовлетворение потребности клиента фирмы. В бизнес-плане отражаются область применения, перечень функциональных особенностей, факторы привлекательности товара. К факторам привлекательности товара относят ценность, возможность приобретения, цену, качество, экологичность, имидж, марку, форму, упаковку, срок службы др.