Материальные ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 20:21, реферат

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение структуры материальных ресурсов, документального оформления отпуска материалов на производственные и хозяйственные нужды, орга¬низации оперативного и бухгалтерского учета расхода матери¬альных ценностей и контроля за их использованием в производстве на изучаемом предприятии

Содержание

Введение………………………………………………………………………..4
Глава1 Учет наличия и движения материальных ценностей и организация контроля за их использованием……………………………………………..6
1.1 Понятие, классификация и оценка материальных ценностей………6
1.2 Документальное оформление поступления и расходования материалов…………………………………………………………………….10
1.3 Синтетический учет материальных ценностей…………………….14
1.4 Аналитический учет материальных ценностей……………………..19
1.5 Инвентаризация материальных ценностей………………………….22
Заключение ……………………………………………………………………26
Литература……………………………………………………………………28
Приложение ………………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

материальные ценности.docx

— 71.76 Кб (Скачать файл)
  • Счёт-фактура - налоговый документ, строго установленного образца, оформляемый продавцом товаров (работ, услуг), на  которого в соответствии с Налоговым Кодексом РФ возложена обязанность уплаты в бюджет НДС. Наличие счета-фактуры у покупателя, выписанного продавцом, служит основанием для уменьшения у покупателя суммы НДС к уплате в бюджет. Счёт-фактура содержит в себе информацию о наименовании и реквизитах продавца и покупателя, перечне товаров или услуг, их цене, стоимости, ставке и сумме НДС, прочих показателях. Необходимо внимательно следить за правильностью оформления счетов-фактур, так как при налоговой проверке налоговой инспекцией может быть отказано в уменьшении НДС у покупателя по счетам-фактурам, имеющим ошибки или недочеты. На основании полученных счетов-фактур налогоплательщиком НДС формируется «Книга покупок», а на основании выданных счетов-фактур - «Книга продаж».
  • Требование- накладная( ф. № М-l1)- применяется для учёта движения материальных ценностей внутри организации, их отпуска филиалам, расположенным за его пределами, и при продаже запасов. Накладная составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр предназначен для списания ценностей, второй- для оприходования ценностей принимающей стороной. Замена одних видов материалов другими, сходными по своим свойствам, также допускается только с разрешения руководителя и оформляется требованием- накладной указанной формы.


  • Карточка учёта материалов (ф. № M-17)- служит для учёта движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру. Карточки являются документом строгой отчётности и выдаются кладовщику под расписку. Материально ответственное лицо производит записи в карточках на основе первичных приходно- расходных документов в день совершения операции в натуральном выражении.
  • Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разработке и демонтаже зданий и сооружений(ф. № М-35)применяется для учёта материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств, пригодных для использования при производстве работ в самой организации.

Производственные запасы материалов пополняются за счет их поставок предприятиями  поставщиками или прочими организациями на основе договоров. В договорах предусматривается: наименование материалов, количество, цена, срок поставки, порядок расчетов с поставщиками, способ транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки. Предприятия - поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежные требования поручения и счета-фактуры, передают их или пересылают почтой покупателю, последние передают их в свой банк для оплаты. Оперативный учет выполнения договорных обязательств на предприятии осуществляет экспедитор, поэтому платежные требования-поручения и счета-фактуры в первую очередь поступают к нему. Он поверяет соответствие их договорам, регистрирует в журнале учета поступающих грузов (ф. № M-l), делает отметку в книге учета выполнения договоров и акцептует, т.е. дает согласие на оплату. После регистрации платежные документы получают внутренний номер (регистрационный) и передаются в бухгалтерию предприятия для оплаты. По мере поступления груза на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платежному документу. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из рас четного счета о списании денежных средств в пользу предприятия- поставщика.


В течение отчетного месяца бухгалтерия  предприятия получает платежные  документы поставщиков, акцептованные  экспедитором, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов предприятия. Это позволяет заключить расчеты, закончить их введу выполнения каждой стороной своих обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.3 Синтетический  учет  материальных ценностей

Для учета материалов применяют  следующие синтетические счета:

10 "Материалы"

15 "Заготовление и приобретение  материалов"

16 "Отклонение в стоимости  материалов"

На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической  себестоимости или по учетным  ценам. При учете материалов по фактической  себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.

В соответствии с планом счетов утверждённый 31 октября 2000 года № 94н приказом Минфина  РФ, счёт 10 «Материалы» имеет следующие  субсчета: 10-1 «Сырьё и материалы»

10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»

10-3 «Топливо» 

10-4 «Тара и тарные материалы» 

10-5 «Запасные части» 

10-6 «Прочие материалы» 

10- 7 «Материалы, переданные в переработку  на сторону» 

10-8 «Строительные материалы» 

10-9 «Инвентарь и хозяйственные  принадлежности» 

10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»

10-11 «Специальная оснастка и  специальная одежда в эксплуатации».

При поступлении материалов дебетуют счет 10"Материалы" и кредитуют  следующие счета:

60 "Расчеты с поставщиками  и подрядчиками" - на стоимость  поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций.


76 "Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами" - на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным) организациям;

71 "Расчеты с подотчетными  лицами" - на стоимость материалов, оплаченных из сумм;

23 "Вспомогательные производства" - на расходы по доставке материалов  собственным транспортом и на  фактическую себестоимость материалов собственного производства;

20 "Основное производство" - на  стоимость возвратных отходов,  и другие счета. 

Материальные ценности, полученные от разборки списанных основных средств, и излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают по рыночной стоимости и приходуют по дебету счета 10 с кредита счета 91 "Прочие доходы и расходы". Материалы, полученные по договору дарения и безвозмездно, принимаются на учет по рыночной стоимости по дебету счета 10 с кредита счета 98 "Доходы будущих периодов". По мере списания безвозмездно полученных материалов на счета учета затрат и по другим причинам выбытия (на счета 20, 23, 25, 26, 97 и др. с кредита счета 10) их стоимость списывается со счета 98 в кредит, счета 91. 0тпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по учетным ценам. При этом составляют следующую бухгалтерскую проводку:

Дебет счета 20 "Основное производство" (материалы отпущены основному 

производству);

Дебет счета 23 "Вспомогательные  производства" (материалы отпущены

вспомогательным производствам).

Кредит счета 1 О "Материалы" или других счетов по учету материалов

Проданные материалы списывают  с кредита счета 1 О в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" .По дебету счета 91 отражают также расходы, связанные с продажей материалов.


При синтетическом учете материальных ценностей по учетным ценам дополнительно используют счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей ".

Счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" предназначен для учета заготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся к средствам в обороте (материалы, товары). В дебет счета 15 относят покупную стоимость материальных ценностей, по которым в организацию поступили расчетные документы поставщика, и другие расходы по приобретению материалов с кредита счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 23 "Вспомогательные производства", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и др. в зависимости от того, откуда поступили материальные ценности, от характера расходов по заготовке

и доставке материальных ценностей  в организацию.

Счет 16 "Отклонения в стоимости  материальных ценностей" предназначен для учета разницы в стоимости  приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах. Этот счет используют только в том случае, если на счетах 1 о, 11, 41 синтетический учет ведут по учетным ценам. Накопленные на счете 16 разницы между фактической себестоимостью приобретенных материально-производственных запасов и стоимостью их по учетным ценам списывают с кредита счета 16 в дебет счетов издержек производства или обращения или других счетов. В бухгалтерском балансе сальдо по счету 16 включается в стоимость материально-производственных запасов без отражения этой операции на счетах бухгалтерского учета. В коммерческой организации 000 «Агат» поступили материалы (зап. части, оборудование) от поставщика на сумму 30000 руб. ,В соответствии с документами в организации 000 «Агат» был выполнен журнал хозяйственных операций:


Таблица 1 Журнал хозяйственных операций коммерческой организации 000 «Агат»

 

Содержание хозяйственной операции

Сумма

Д-т

К-т

1.Поступили материалы от поставщика

30000

10

60

2.В т.ч. НДС

4576

19

60

3.Оплачен счет поставщика

34576

60

51

4.Списан НДС к возмещению  из бюджета

4576

68

19


Учётной политикой организации  000 «Агат» не предусмотрена обходимость применения счетов 15 « Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16   «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

В коммерческой организации 000 «Агат» подотчётному лицу были выданы денежные средства в размере 4000 руб., на при обретение материалов. Подотчётное лицо приобрело материалы на сумму 3500руб., а оставшаяся часть денежных средств была возвращена в кассу в размере 500 руб. На основании полученных данных в организации 000 «Агат» был составлен журнал хозяйственных операций:

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 Журнал хозяйственных операций коммерческой организации 000 «Агат»

Наименование хозяйственных операций

Сумма

Д-т

К-т

1.

Подотчетному лицу выданы денежные средства

4000

71

50

2.

Приобретены материалы подотчетным  лицом

3500

10

71

3.

Излишки денежных средств возвращены в кассу

500

50

71




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.4 Аналитический учет материальных ценностей

Аналитический учет ведется по каждому  материалу отдельно. Для правильного планирования потребности, рациональной организации аналитического учета и контроля за использованием материальных запасов предприятие 000 «Агат» может применять более детальную группировку по технологическим признакам. Все материалы подразделяются на группы (по свойствам), а внутри групп на сорта, типы и т.д. Каждому сорту, наименованию и т.д. приписывается номенклатурный номер, который заносят в номенклатурный справочник, представляющий собой систематизированный перечень материалов. В этом справочнике содержится полностью техническая характеристика каждого поименно в соответствии с действующими стандартами. Если в номенклатурном справочнике указана учетная цена за единицу каждого вида материалов, то его называют номенклатурой-ценником. Аналитический учет материалов организуется в соответствии с построением номенклатуры-ценника, а зарезервированный номенклатурный номер обязательно проставляется во всех приходных и расходных документах по учету материальных ценностей. Использование в учете вычислительной техники позволяет ввести в номенклатуру-ценник дополнительно такие показатели как норма запаса, естественная убыль, синтетический счет и т.д. Вся информация, содержащаяся в номенклатурах - ценниках, является условно постоянной и может храниться в памяти компьютера. По данным аналитического у ч ё т а можно следить за состоянием запасов каждого вида товарно-материальных ценностей, осуществлением расчётов с каждым поставщиком, подрядчиком, рабочим, дебитором, кредитором, подотчётным лицом и т.д.


В аналитическом учёте производственные расходы показываются по статьям и объектам калькуляции, что даёт возможность составлять отчётные калькуляции себестоимости выпускаемой продукции. Натуральные показатели аналитического учёта дают возможность определять результаты инвентаризации, выявлять излишки или недостачи. Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом, которого принимают на работу, как правило, по согласованию с главным бухгалтером предприятия.

Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета  материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном  выражении. Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований-накладных и др.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов.

Ведение учета материалов допускается  также в книге учета материалов, которая содержит те же реквизиты, что и карточки учета материалов.

При использовании оборотных ведомостей при меняют два варианта учета материалов.

При первом варианте в бухгалтерии  открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении.

При втором варианте все приходные  и расходные документы группируют по номенклатурным номерам, и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражении по каждому складу отдельно в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов. На основании указанных оборотных ведомостей составляют сводные оборотные ведомости.


Итоговые данные ведомостей движения материалов ежемесячно переносят  в сводную ведомость движения материалов, в которой приводятся также сведения об остатках материалов на начало и конец месяца в разрезе  групп материалов по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам. Данные сводной ведомости движения материалов и накопительных ведомостей ежемесячно сверяются с показателями аналитического учета, т.е. с оборотными и сальдовыми ведомостями.

Организации также могут составлять ведомость распределения материалов, в которой указывают корреспондирующие счета и субсчета по каждому направлению расхода материалов (в стоимостной оценке). В ведомости указывают транспортно-заготовительные расходы или отклонения между покупной стоимостью материалов и их учетной ценой.

Информация о работе Материальные ценности