Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей планирования производственной деятельности предприятия и продажи продукции на примере деятельности ОАО «КВЭН».
На реализацию поставленной цели направлено решение следующих задач:
•рассмотреть этапы построения плана производства и реализации продукции, факторы которые необходимо учитывать при составлении данных планов;
•дать характеристику деятельности исследуемого предприятия и проанализировать основные технико-экономические показатели предприятия;
•провести анализ выполнения предприятием плана производства и реализации продукции;
•составить план производства и реализации продукции и обосновать эффективность предлагаемых плановых мероприятий
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………….……………….…..2
1 Теоретические аспекты планирования производства
и реализации продукции……………………………………………………5
1.1 Планирование как инструмент принятия
управленческих решений………………………………………...…………5
1.2. Этапы построения плана производства и реализации продукции ....7
1.3. Факторы, которые необходимо учитывать при планировании
производства и реализации продукции…………………………………...10
2. Анализ выполнения плана производства и реализации
продукции ОАО «КВЭН»………………………………………………….18
2.1. Краткая характеристика предприятия ……………………………….18
2.2. Анализ выполнения плана производства ОАО «КВЭН»…………...21
2.3 Анализ выполнения плана реализации ОАО «КВЭН».……………... 26
3. Планирование производства и реализации продукции ……………….32
3.1. Построение дерева целей………………………………………….….. 32
3.2 Построение плана производства и реализации продукции ………….33
Заключение…………………………………………………………………..39
Список использованной литературы……………………………………….40
Доля оптовых продаж в Комсомольске составила всего 10%, что ниже плана на 4%. Следует отметить, что рынок Комсомольска ОАО «КВЭН» вышел только в 2010 году, открыв там филиал. Поэтому процент дистрибьюции в данном регионе пока незначительный и у компании есть реальные перспективы по усилению своей позиции на рынке Комсомольска.
Таким образом, можно сделать вывод, что слабым местом в дистрибьюции ОАО «КВЭН» являются розничные продажи. Чем дальше канал сбыта продукции удален от завода, тем хуже обстоит дело с розничным присутствием продукции предприятия на рынке. Также следует отметить слабое стимулирование сбыта в Комсомольске и низкий охват рынка в данном регионе продукцией завода.
Первое, что необходимо учитывать, при построении эффективной системы производства и реализации продукции это стратегические цели компании. Потому что именно с учетом этих целей и должна планироваться производственная и сбытовая деятельность предприятия. Только построенная на таких принципах система будет работать.
Таким образом, совершенствование планов производства и реализации ОАО «КВЭН» будит исходить от постановки целей и задач с деятельности компании на ближайшую перспективу. Дерево целей компании будет иметь следующий вид (рисунок 2).
Рисунок 2 – Дерево целей ОАО «КВЭН»
Одной из основных стратегических целей ОАО «КВЭН» является сохранение рыночной доли по позиции крабовых палочек и увеличение доли по рыбным колбасам. Исходя из этого, основными задачами при планировании производства и реализации продукции будут являться увеличение объемов производства и сбыта за счет активного продвижения продукции на региональные рынки.
Проведенный анализ выполнения ОАО «КВЭН» плана производства показал, что у предприятия есть резервы совершенствования плана производства за сет оптимизации структуры продукции, увеличения доли более рентабельной продукции. ОАО «КВЭН» рекомендуется найти новых поставщиков и возобновить выпуск кальмара. Даже с учетом транспортных расходов по доставке сырья с Камчатки, производство кальмара является высокорентабельным.
Таблица 9 – План производства ОАО «КВЭН» на 2011 год
Показатели |
Факт 2010 года |
План производства на 2011 г | |||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. | ||
Процент загрузки производственных мощностей по производству кальмара , % |
20% |
45% |
50% |
80% |
100% |
Плановый объем производства продукции из кальмара (кг), в том числе: |
28 764 |
64 719 |
71 910 |
115 056 |
143 820 |
|
5 610 |
12 623 |
14 025 |
22 440 |
28 050 |
|
23 154 |
52 097 |
57 885 |
92 616 |
115 770 |
Увеличение объемов производства в таблице 3.1 показано нарастающим итогом к уровню 2010 года. Т.е. если в 2010 году объем производства кальмара составил 28 764 кг, при использовании предприятием 20% производственных мощностей, то при составлении плана исходим из того, что в первом квартале предприятие будет использовать 45% производственных мощностей, во втором квартала 50%, в третьем 80% и к концу года выйдет на 100% производственную мощность. Таким образом, при составлении плана на 2011 год заложено поэтапное увеличение производственных мощностей, и выход на объем производства кальмара в размере 115 770 кг в год.
Далее рассчитаем плановую себестоимость производства кальмара. Мы не можем использовать данные за 2010 по себестоимости, поскольку возрастут расходы предприятия на исходное сырье, а также прочие переменные расходы предприятия исходя из увеличения объемов производства.
Таблица 10 - Смета себестоимости ОАО «КВЭН» по производству кальмара, тыс. руб.
Показатели |
Факт 2010 года |
План на 2011 год | |||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. | ||
1.Переменные затраты |
214 |
389 |
556 |
682 |
1078 |
|
183 |
320 |
480 |
560 |
925 |
|
31 |
69 |
76 |
122 |
153 |
2.Условно-переменные затраты |
87 |
194 |
216 |
216 |
315 |
|
27 |
61 |
68 |
68 |
135 |
|
11 |
24 |
26 |
26 |
53 |
|
7 |
25 |
25 |
25 |
25 |
|
8 |
8 |
12 |
12 |
12 |
|
32 |
72 |
80 |
80 |
80 |
|
2 |
5 |
5 |
5 |
10 |
Итого: |
305 |
583 |
772 |
898 |
1392 |
При калькуляции плановой себестоимости производства кальмара исходим из того, что порядка 80% затрат приходится на стоимость сырья. Расходы на сырье и транспортные расходы по доставке являются переменными расходами, поскольку зависят от объемов производства. Также при увеличении объемов производства кальмара предприятие будет нести условно-переменные расходы, к которым относится заработная плата производственного персонала, налоги на ФОТ производственного персонала, амортизация, электроэнергия и другие расходы. План себестоимости по производству кальмара представлен выше в таблице 10.
Исходя из планируемого объема продаж и сметы себестоимости, составим план доходов и расходов по производству ОАО «КВЭН» кальмара.
Таблица 11 – План доходов и расходов ОАО «КВЭН» по производству кальмара на 2011 год, тыс. руб.
Показатели |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
Объем продаж, кг. |
52 097 |
57 885 |
92 616 |
115 770 |
Цена реализации, тыс. руб. / кг. |
0,024 |
0,024 |
0,024 |
0,024 |
Выручка от реализации |
1 250 |
1 389 |
2 223 |
2 778 |
Себестоимость |
583 |
772 |
898 |
1 392 |
Прибыль от реализации |
668 |
617 |
1 325 |
1 386 |
Из данных таблицы 11 следует, что при возобновлении производства кальмара ОАО «КВЭН» увеличит годовую выручку в среднем на 2 778 тыс. руб. При заданном уровне себестоимости дополнительная прибыль предприятия составит 1 386 тыс. руб. в год.
Долее рассмотрим совершенствование сбытовой политики ОАО «КВЭН» и составим план реализации.
Таблица 12 – Совершенствование плана маркетинга ОАО «КВЭН»
Планируемое мероприятие |
Ожидаемый эффект |
Расходы на маркетинг |
1.Увеличение плана розничных продаж |
Рост продаж на 65% по сравнению с 2010г. |
Бонусы магазинам 1% от объема продаж |
заключение договоров с розничной сетью на представление продукции завода | ||
стимулирование розничной сети на лучшую выкладку продукции завода | ||
2. Продвижение на рынок г. Комсомольска Рыбных колбас |
Рост оптовых продаж по рыбной колбасе на 25% |
Бюджет промоакций 2% от продаж |
проведение презентаций и промоакций | ||
проведение рекламной компании |
Бюджет рекламы 1205 тыс. руб. |
В качестве мероприятий по совершенствованию плана реализации ОАО «КВЭН» можно порекомендовать следующее:
План маркетинга будет содержать мероприятия представленные в вышеприведенной таблице 12.
Рассчитаем стоимостной эффект от реализации предложенных мероприятий по стимулированию сбыта ОАО «КВЭН» (таблица 13).
Данные таблицы 13 показывают, что реализация мероприятий по стимулированию сбыта, позволит ОАО «КВЭН» увеличить объем розничных продаж и объем продаж рыбной колбасы. Розничные продажи по сравнению с 2010 годом должны будут увеличиться на 108 834 кг. (276 271 кг - 167 437кг = 108 834 кг). Оптовые продажи Рыбной колбасы возрастут на 30 495 кг. (152 474 кг. - 121 979кг = 30 495 кг).
При заданном уровне цен выручка от реализации увеличится на 17 539 тыс. руб. (54 508 тыс. руб. - 36 969тыс. руб.).
Таблица 13 – Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий по стимулированию сбыта
Планируемое мероприятие плана маркетинга |
До мероприятий (факт 2010г.) |
После мероприятий (план на 2011 г.) | ||||
Объем продаж, кг |
Цена, тыс. руб./ кг |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
Объем продаж, кг |
Цена, тыс. руб./ кг |
Выручка от реализации, тыс. руб. | |
1.Увеличение плана розничных продаж на 65% |
167 437 |
0,125 |
20 929 |
276 271 |
0,125 |
34 534 |
2.Продвижение на рынок г. Комсомольска Рыбных колбас |
121 979 |
0,131 |
16 040 |
152 474 |
0,131 |
19 974 |
Итого: |
289 416 |
36 969 |
428 745 |
54 508 |
Рассчитаем общий
Для расчетов используем данные анализа второй главы дипломной работы и данные 14.
Таблица 14 - Расчет экономического эффекта от реализации планируемых мероприятий
Показатели |
До проведения мероприятий |
После проведения мероприятий |
Изменение (+,-) |
% |
Объем продаж, кг |
1 674 371 |
1 813 700 |
+139 329 |
108 |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
157 058 |
174 597 |
+17 539 |
111 |
Себестоимость, в т.ч., тыс. руб. |
101 308 |
108 400 |
+7 092 |
107 |
|
3 926 |
6 443 |
+2 517 |
164 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
55 750 |
66 197 |
+10 447 |
119 |
Рентабельность продаж, % |
35% |
38% |
3% |
107 |
Из данных таблицы 14 следует, что при реализации предложенных мероприятий по совершенствованию плана производства и плана реализации основные экономические показатели ОАО «КВЭН» изменятся следующим образом:
Как показывает мировой и отечественный опыт в области управления, существует самая тесная взаимосвязь между планом деятельности фирмы и эффективностью её деятельности. Хотя далеко не все руководители компаний признают необходимость формального планирования, ведущие специалисты всё же едины во мнении, что планирование приносит компании целый ряд неоспоримых преимуществ. Среди таких преимуществ необходимо выделить более чёткую координацию усилий фирмы, системное осмысливание ситуации, более точную постановку задач, более совершенные методы замеров достигнутого. Всё это в конечном счёте ведёт к росту сбыта и прибыли.