Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 20:19, дипломная работа
Бизнес-проект является одним из конечных продуктов того, что называют корпоративной культурой фирмы. План может принимать совершенно различные выражения. Это зависит от атмосферы, которая царит в организации, от взаимоотношений, которые складываются между сотрудниками, от распределения полномочий, от задачи и целей, которые ставит перед собой предприниматель и его команда… Поэтому моя работа важна и актуально на современном этапе развития предпринимательства и рынка косметики, в частности.
Целью данной выпускной квалификационной работы является планирование создания бизнеса на примере магазина «Л’Грасс».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...…………………………………..…….…………3
ОПИСАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПО РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА…………………………………………………………………………….5
Понятие и сущность бизнес-плана………………………………………………...……………………….5
Понятие и сущность бизнес-плана………………………………………………………………..5
Цели и задачи бизнес-плана……………………………………………………………………….7
Бизнес-планирование: функции и принципы………...…………………………………………..8
Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес-планировании……………………………………..11
Как не следует составлять бизнес-план………………………………………………………………......14
Классификация бизнес-планов и основные методики бизнес-планирования………………………….17
Классификация бизнес-планов………………………………………………………………..….17
Общая характеристика методик бизнес-планирования……………………………...................18
Информационные связи между разделами бизнес-плана……………………………………....22
Этапы разработки бизнес-плана и стратегическое планирование инвестиционного проекта……..…25
Выбор идеи и первоначальный этап бизнес-планирования……………………………………25
РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА КОСМЕТИКИ «Л’ГРАСС»…35
Меморандум о конфиденциальности…………………………………………………………………….35
Резюме……………………………………………………………………………………………………...36
Описание бизнеса……………………………………………………………………………………..…...37
Общая характеристика предприятия………………………………………………………...…..37
Описание товара…………………………………………………………………………………..37
Цели компании…………………………………………………………………………………...38
Анализ рынка и план маркетинга………………………………………………………………………...35
Общее описание рынка…………………………………………………………………………...41
Определение спроса на товар…………………………………………………………………….41
Анализ конкурентов………………………………………………………………………………41
Ценовая политика…………………………………………………………………………………42
План продвижения………………………………………………………………………………..42
План продаж……………………………………………………………………………………….43
Стимулирование продаж…………………………………………………………………………43
Производственный план…………………………………………………………………………………..45
Организационный план……………………………………………………………………………………48
Финансовый план………………………………………………………………………………………….51
План сбыта товаров……………………………………………………………………………….51
План финансовых результат………………………………………………………………….......51
Оценка эффективности……………………………………………………………………………………52
Период окупаемости……………………………………………………………………………...52
Риски……………………………………………………………………………………………….52
Стратегия финансирования и налогообложения………………………………………………………...55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………...……...57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..59
Два первых бизнес-плана были буквально напичканы фамилиями людей с высшим образованием, которые участвовали в деле, но, к сожалению, ни один из них не смог убедить инвесторов вложить денежные средства в представленные проекты. Авторы бизнес-планов старались доказать уникальность своего проекта, горели энтузиазмом, однако ни один из них не осветил в своей работе вопросы планирования, управления, маркетинга и пр., поэтому в результате оба проекта были отвергнуты.
Автор первого бизнес-плана работает сразу в нескольких крупных университетах страны. Он убежден в том, что его исследования и работы совершили технологический переворот в фундаментальной физике. Свои запросы с научной точки зрения он описал детально, и только мимоходом коснулся вопроса о том, как описанные им технические и научные открытия могут быть использованы в коммерческих целях. Ознакомившись с этим бизнес-планом, можно сделать вывод, что применение результатов изобретений в бизнесе автору кажется побочной стороной, даже, несмотря на то, что он надеется получить значительные суммы на исследования. Множество страниц посвящены идеям, которые лежат в основе новой технологии, но в бизнес-плане нет описания того, как результаты исследований будут превращены в прибыльное предприятие. Формальный прогноз необходимых средств прилагается в конце документа, но и он оказался простой отпиской без соответствующей аргументации.
Этот случай является классическим примером энтузиазма автора, связанного с техническим прогрессом, при полном отсутствии коммерческой идеи.
Основные ошибки, допущенные при составлении этого бизнес-плана:
Оценив, предложенный бизнес-план, можно сделать вывод, что у автора проекта были только намерения проводить исследования, и не было программы действий. Блестящая сама по себе, технологическая инновация, и полная неосведомленность о том, как устроен рынок, что он собой представляет, и, в то же время, запрос существенных денежных средств не образуют даже подобия бизнес-плана, вызывающего интерес у инвесторов. Возможно, если изменить расстановку акцентов с технологии на потенциальный продукт и рынок, этот документ можно использовать, чтобы продать идею какому-либо действующему предприятию.
Второй бизнес-план, с коммерческой точки зрения, является более обоснованным. Однако, он также оказался несостоятельным, как и первый. План базировался на биологических технологиях, в которых большинство людей не имеют даже базовых знаний. Поэтому во время прочтения первых параграфов непонятно, о чем идет речь.
В итоге стало понятно, что рынок для продукта имеется, но в тексте применяется огромное количество сложных терминов, поэтому его сложно перевести на общедоступный язык. Избыточное употребление специальных терминов характерно не только для научных и технологических описаний. Инженеры, торговцы, мясники и булочники всегда используют слова со специальным значением. Зачастую такие слова используются, чтобы произвести впечатление на публику. Но основная задача автора бизнес-плана — не удивить читателя этого документа, а дать ему четкое представление о ситуации.
В третьем бизнес-плане речь шла о будущем биотехнологического предприятия. Избыток специальных терминов в бизнес-плане — не единственная проблема этой компании. Он продемонстрировал отсутствие реальных условий для решения проблем. Предприятие, изначально организованное для того, чтобы поставлять товары на рынок, из-за провалов в производстве, сокращения объема продукции и ухудшения ее качества, оказалось на грани банкротства. Спасла предприятие реорганизация, которая была проведена первоклассным специалистом - производственным инженером совершенно иного профиля. Теперь, по мнению авторов проекта, для развития производства необходимо дальнейшее вливание капитала. Даром судьбы был рынок товаров для компании. Считалось, что она будет бесконечно продавать все произведенное, что так будет всегда. В бизнес-плане нет ни слова о маркетинговой политике, системе финансового контроля, структуре управления. Нужно твердо усвоить, что никто и никогда не будет вкладывать денежные средства, до тех пор, пока не убедится, что вопросам контроля движения этих денежных средств уделено необходимое внимание и имеется полностью обоснованный план.
Часто говорят о том, что непросто найти людей с опытом и навыками в менеджменте. Бизнес-проекты оценивают, как правило, более всего по тому, как в них представлено управление. Этому разделу в плане уделяется больше внимания, чем любому другому, даже описанию товаров и услуг. Инвесторы требуют, чтобы были рационально распределены функции между разными уровнями управления, то есть менеджмент должен быть сбалансирован. Зачастую бизнес называют управляемым рынком или продуктом. Эти специальные термины отражают реальную картину. Управление рынком не говорит о том, что руководитель сам будет определять дизайн продукта, в одиночку реализовывать свои идеи и получать непомерное финансирование для производства, несмотря на протесты службы маркетинга и коммерческого директора. Все управляющие подразделения должны решать проблемы, тесно взаимодействовать и быть готовыми влиять на конкретные решения.
Такой подход и есть сбалансированное управление. Его схему нужно обязательно включать в бизнес-проект и постараться убедить банкира и других инвесторов, что этот баланс реально действует на предприятии.
Назначение бизнес-плана и его основные элементы
Рисунок 2
Типология бизнес-планов по объектам бизнеса
Рисунок 3
Разрабатывая бизнес-план, инициаторы проекта используют методики или пособия, выбор которых в настоящее время достаточно широк. Большинство этих методик объединяет следующее:
В настоящее время, наиболее распространены зарубежные методики:
Таблица 3 — Основные характеристики зарубежных методик разработки бизнес-плана
№ |
Наименование |
ЕБРР |
МБРР |
МФК |
UNIDO |
п |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
11. |
Цель |
Убедить возможных инвесторов(кредиторов) в том, что проект экономически эффективен. |
22. |
Структура: |
|
22.1 |
Резюме |
Краткое изложение всех расчетов, которые приведены в последующих разделах плана (объем 2-3страницы). |
22.2 |
Описание компании |
На основе бухгалтерских балансов и отчетов за последние шесть кварталов, описывается финансово-экономическое состояние. Дается понимание того, что представляют собой структура самого предприятия, внеобротные активы, команда менеджеров, порядок работы на предприятии, кадровый состав, собственники, инфраструктура. |
22.3 |
Рынок |
Приводятся подробные результаты маркетинговых исследований рынка, на котором планируется реализация продукции. В обязательном порядке рассматриваются следующие вопросы: 1) описание рынка (географическое положение, емкость); 2) основные конкуренты, стратегия и тактика поведения на данном рынке; 3) поставщики, условия поставок, доля в объеме, цены на закупаемую продукцию; 4) потребители, доля в объеме продаж, условия, порядок и цены; 5) маркетинговые мероприятия,
выработанные самим |
22.4 |
Проект |
Техническое описание проекта, которое включает представление оборудования, технологических процессов и линий. В данном разделе говорится о производителях необходимого оборудования, условиях приобретения и поставки. |
22.5 |
Финансовый план: |
|
22.5.1 |
Финансирование проекта |
Доля участия заявителя и кредитора в проекте. |
22.5.2 |
Калькуляция проектных затрат |
Отмечается, на что именно нужно затратить средства по данному проекту. |
22.5.3 |
Доходы по проекту |
Представлены все текущие поступления и затраты в процессе реализации проекта. Производится расчет валовой, операционной и чистой прибыли. |
22.5.4 |
Чувствительность проекта |
Расчет проводится |
Расчет проводится | ||
22.5.5 |
Проектно-балансовая ведомость |
Полная — соответствует балансу |
Сокращенная |
Полная — соответствует балансу | |
22.5.6 |
Расчет денежных потоков |
Расчет проводится |
Расчет проводится | ||
22.5.7 |
Расчет внутренней нормы доходности |
Расчет проводится |
Расчет проводится |
Расчет проводится |
Различие между этими методиками в том, что в каждом из них внимание концентрируется на определенных моментах. Например, в методиках МФК, ЕБРР и UNIDO внимание, в основном, уделяется обоснованию экономической эффективности проекта, а методика МБРР сфокусирована на оценке ситуации на рынке, где предполагает действовать предприятие.
Приведем, факторы, от которых зависят выбор конкретной методики, глубина проработки плана и вариантность закладываемых в него решений:
Не столь принципиально, на какой методике остановиться — английской, американской, немецкой или какой-то другой. Самое главное, чтобы план содержал обязательные разделы, в которых анализируются конкретные аспекты проекта, показатели были достоверными и базировались на документах и расчетах, а также, чтобы план был понятен тому кругу лиц, которому он будет предоставлен.
Методика ЮНИДО получила наибольшее распространение на территории России — методика Организации по промышленному развитию ООН.
Подход к написанию типового бизнес-плана, который предложили эксперты ЮНИДО, позволяет не упустить важные моменты в описании текущей или планируемой деятельности компании и представить результаты, удобные для восприятия и западным, и отечественным финансистам. Эта методика выступает в роли единой базы, некоего универсального языка, который позволяет общаться между собой менеджерам компаний различных стран мира и специалистам в области инвестиционного проектирования, финансового анализа. На данный момент, большинство всех известных программных продуктов для бизнес-планирования основываются на методике ЮНИДО, например Project Expert, в основу которой заложена методика по оценке инвестиционных проектов и методика финансового анализа, которая определена международными стандартами IAS.