Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 11:25, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в применении рейтинговой модели оценки кредитоспособности к предприятию ОАО «Байкалфарм».
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить литературу, описывающую кредитоспособность предприятий. Определить сущность кредитоспособности.
Определить различия между кредитоспособностью и платежеспособностью.
Описать модели оценки кредитоспособности предприятий-заёмщиков.
1. Общее положение….…………………………………………………………3
2. Резюме…………………………………………………………………………5
3. Виды товаров…………………………………………………………………5
4. Рынок сбыта услуги…………………………………………………………..6
5. Конкуренция на рынках сбыта товаров и услуг…………………………...6
6. План маркетинга………………………………………………………………..7
7. Организационный план………………………………………………………...8
8. Производственный план……………………………………………………….8
9. Финансовый план…………………………………………………………..…13
10. Риски………………………………………………………………………….17
Рисунок 1. Рейтинг ОАО «Байкалфарм» среди производителей водки и ЛВИ16.
ОАО «Байкалфарм» успешно реализует планы по увеличению доли своей продукции на рынках присутствия: более 65% рынка Бурятии, 25% рынка Иркутской области, 20% рынка Забайкальского края. Буквально за 1 год активных продаж в Красноярском крае удалось увеличить долю рынка до 8%. Собственные дистрибьюторы на перечисленных рынках в настоящее время осуществляют продажи в 70-90% торговых точек от общего их количества на территории (Республика Бурятия – 95%, Иркутская область – 70%, Забайкальский край – 85%, Красноярский край – 65%).
Рисунок 2. Динамика роста объемов продаж ОАО «Байкалфарм»17.
У Компании имеется 8-летний опыт создания системы прямых продаж на новых рынках сбыта. Как следствие, наличие в организационной структуре продаж собственных дистрибьюторов, находящихся на территориях, где осуществляются продажи алкогольной продукции собственного производства (Республика Бурятия – ООО «Дионис-С», ООО «Империал», Иркутская область – ООО «Ангарская водочная компания», Забайкальский край – ООО «Гермес», Красноярский край – ООО «Канская водочная компания»).
Кроме того, у компании есть собственная розничная сеть, состоящая из 50 магазинов: Республика Бурятия – 21 магазин, Забайкальский край – 7 магазинов, Иркутская область – 7 магазинов, Красноярский край – 12 магазинов. В 2011 году количество торговых точек собственной розничной сети планируется довести до 250 шт.
1. Развитая сбытовая структура: прямые контракты с 9 тысячами торговых точек во всех регионах присутствия (85% от общего числа лицензиатов);
2. Собственное производство: 2 завода в Республике Бурятия и Красноярском крае (суммарная мощность – около 4 миллионов декалитров в год);
3. Стабильно развивающаяся фирменная розничная сеть (250 торговых точек в 2011 году);
4. Собственная служба доставки (более 250 автомобилей);
5. Высокая доля рынка
на всех территориях
Таблица 2.1.
Динамика роста основных финансовых показателей ОАО "Байкалфарм", включая дочерние структуры19
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011П |
Выручка без косв. налогов, млн.руб. |
377 |
854 |
1 498 |
1 750 |
1 620 |
1 667 |
2 001 |
EBITDA, млн.руб. |
29 |
167 |
228 |
150 |
182 |
178 |
213 |
Чистая прибыль, млн.руб. |
20 |
102 |
124 |
22 |
13 |
14 |
17 |
Активы, млн.руб. |
314 |
703 |
1 301 |
1 449 |
1 429 |
1 527 |
1 604 |
Фин.долг, млн.руб. |
80 |
219 |
608 |
1 125 |
1 092 |
1 184 |
1 243 |
Собств.капитал, млн.руб. |
68 |
171 |
302 |
324 |
337 |
343 |
360 |
Собств.капитал/Активы |
22% |
24% |
23% |
22% |
24% |
22% |
22% |
Фин.долг/EBITDA |
2,7 |
1,3 |
2,7 |
7,5 |
6,0 |
6,7 |
5,8 |
Рентаб. по EBITDA |
8% |
20% |
15% |
9% |
11% |
11% |
11% |
В 2008 году ОАО «Байкалфарм» вышел на федеральный уровень, Компания стала работать с 60-ю дистрибьюторами в 40-ка субъектах РФ.
Рисунок 3. Динамика основных показателей ОАО «Байкалфарм», млн.руб.
В связи с финансовым кризисом в Компании начала расти дебиторская задолженность и, как следствие, финансовый цикл. В связи с этим ОАО «Байкалфарм» пересмотрел стратегический план развития, в частности перестал работать с дистрибьюторами, которые испытывали финансовые затруднения. Это позволило удержать финансовый цикл и ликвидность Компании. Приоритетными направлениями для реализации остались 4 региона: Республика Бурятия, Иркутская область, Забайкальский и Красноярский край.
Рисунок 4. Динамика основных показателей ОАО «Байкалфарм», млн.руб20.
2.2. Рейтинговая оценка кредитоспособности ОАО «Байкалфарм».
ОАО «Байкалфарм» является крупнейшим предприятием Республики Бурятия. В последние два года данное предприятие активно расширяет производство и рынки сбыта. Расширение рынка сбыта (в настоящее время перспективным направлением принят Красноярский край) требует значительных затрат на маркетинг, рекламу, производство, открытие новых точек розничной торговли и другие. В условиях жесткой конкуренции для продвижения на Запад требуется создание инновационной технологии производства, что также требует немалых затрат научно-технического, производственного характера. Также ясно, что собственных средств у предприятия явно не хватит на покрытие расходов. В этом случае, ОАО «Байкалфарм» обратиться к привлечению заемного капитала. Именно для этого следует оценит кредитоспособность и разработать меры по ее повышению.
Для оценки кредитоспособности предприятия используем метод рейтинговой оценки. Так как он прост и в тоже время дает достаточно точный результат.
Для оценки финансовых
показателей требуется
Таблица 2.2.
Бухгалтерский баланс ОАО «Байкалфарм», млн.руб21.
Статьи |
31.12.2008 |
31.12.2009 |
31.12.2010 |
2011П |
Внеоборотные активы |
254 |
267 |
272 |
290 |
Оборотные средства |
714 |
595 |
642 |
651 |
Дебиторская задолженность |
372 |
482 |
505 |
543 |
Краткосрочные финансовые вложения |
56 |
28 |
43 |
42 |
Денежные средства |
53 |
57 |
65 |
78 |
Итого активов |
1449 |
1429 |
1527 |
1604 |
Капитал и резервы |
324 |
337 |
343 |
360 |
Долгосрочные обязательства |
434 |
311 |
517 |
543 |
Краткосрочные обязательства |
691 |
780 |
667 |
701 |
Итого пассивов |
1449 |
1429 |
1527 |
1604 |
Финансовые покатели деятельности ОАО «Байкалфарм» рассматривались раньше (см. таблица 2.1.)
Исходя из данных, указанных на таблицах 2.1. и 2.2, рассчитываются основные показатели деятельности ОАО «Байкалфарм» за период 2008 – 2010 гг., а также прогнозные показатели за 2011 год. (Таблица 2.3.)
Таблица 2.3.
Показатели деятельности ОАО «Байкалфарм»
Года Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011П |
Кмл |
0,1577 |
0,109 |
0,162 |
0,171 |
Ктл |
1,033 |
0,763 |
0,963 |
0,929 |
Кол |
0,696 |
0,727 |
0,919 |
0,945 |
Км |
0,216 |
0,208 |
0,207 |
0,194 |
Кн |
3,472 |
3,237 |
3,452 |
3,456 |
Ра |
0,015 |
0,009 |
0,011 |
0,011 |
Рп |
0,013 |
0,008 |
0,008 |
0,008 |
Получив данные по показателям за три последних года, а также по прогнозному 2011 году, можно дать им балльную оценку, расчет которой показан (Таблица 2.4).
Таблица 2.4.
Балльная оценка показателей ОАО «Байкалфарм»
Года Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011П |
Кмл |
6 |
6 |
6 |
6 |
Ктл |
9 |
9 |
9 |
9 |
Кол |
3 |
3 |
3 |
3 |
Км |
6 |
6 |
6 |
6 |
Кн |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ра |
4 |
4 |
4 |
4 |
Рп |
4 |
4 |
4 |
4 |
Сумма |
32 |
32 |
32 |
32 |
На третьем
этапе оцениваются
Проводится анализ данных факторов (данные по субъективным факторам остаются постоянны, поэтому рассматривать их в динамике не имеет смысла):
- срок действия предприятия – 20 лет;
- возвращение предшествующих ссуд – своевременно ;
- данные о руководстве предприятия – положительные ;
- наличие бизнес-плана – имеется;
= наличие резервных источников погашения - имеется;
- наличие постоянных
партнеров – постоянные
Эти данные также оцениваются по балльной системе (см. таблица 1.5.): Сумма = 15+15+10+6+6+10= 62 балла.
Рассчитав нужные коэффициенты, и на основании суммы набранных баллов по оценке финансового состояния и субъективных факторов определяется класс заемщика, согласно таблице 1.6.
Таким образом, ОАО «Байкалфарм» с суммарным количеством баллов – 94 балла присваивается класс «А» по шкале кредитоспособности. Это свидетельствует о стабильном положении предприятия на рынке. Для банка оно является достаточно кредитоспособным. Ухудшение динамики некоторых финансовых коэффициентов связано с проводимым предприятием расширением производственной базы, выходом на новые рынки сбыта (Красноярский край), внедрением новых технологий и разработкой новых товаров. Выход на новые объемы производства, проводится капитальный ремонт существующих основных средств. Заключаются новые договоры на оказание услуг, что обусловлено процессом развития предприятия, становится необходим новый количественный и качественный виток деятельности. Но для расширенного воспроизводства собственных средств у предприятия не хватает и расширение приходится осуществлять в основном за счет заемных источников, что приводит к напряжению в финансовом состоянии. В целом финансово-имущественное состояние предприятия не вызывает опасений, даже при условии значительных капиталовложений. Деятельность предприятия характеризуется: высокой деловой активностью; высоким уровнем менеджмента и маркетинга. Также ОАО «Байкалфарм» является крупнейшим предприятием в Улан-Удэ, да и в республике Бурятия, поэтому вероятность государственной поддержки в случае неблагоприятных условий высока. Также необходимо иметь ввиду, что с 2011 года, по словам генерального директора ОАО «Байкалфарм» Михаила Матханова, будет увеличиваться, так как первичные и единовременные затраты в области маркетинга произведены, новый продукт запущен и выход на новый рынок практически обеспечен. Достигнутые результаты не вызывают сомнения в погашении кредита. Данное предприятие является платежеспособным.
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ОАО «БАЙКАЛФАРМ».
Проанализировав
кредитоспособность ОАО «Байкалфарм»,
можно сделать следующие
Как видно, резервами для повышения показателя кредитоспособности являются: во-первых, рентабельность предприятия, а во-вторых, улучшение показателя финансовой независимости.
В данном случае рассмотрены 2 показателя, характеризующих рентабельность предприятия:
- рентабельность активов
- рентабельность продаж.
Показатель рентабельности напрямую зависит от величины чистой прибыли. Снижение чистой прибыли ОАО «Байкалфарм» связано со следующими обстоятельствами:
Так как все факторы, которые повлияли на снижение прибыли в последние 3 года, а также в прогнозном 2011 году, носят инвестиционный характер, эффект от которых не может быть виден сразу. Поэтому можно спрогнозировать рост прибыли в дальнейшем, в ходе реализации проекта.