Значение И.П. Павлова в изучении высшей нервной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 04:34, реферат

Краткое описание

Вы́сшая не́рвная де́ятельность — это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. К этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение животных (в том числе и человека) в изменяющихся окружающих природных и социальных условиях.

Содержание

Высшая Нервная Деятельность (ВНД).
Типы высшей нервной деятельности.
Психологическая характеристика темперамента.
Рефлексы в учении И.П. Павлова.
Представление о Торможении и Раздражении.
Фазовые состояния типы и их виды.

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.docx

— 59.40 Кб (Скачать файл)

Сила нервных процессов характеризуется способностью к выработке условных рефлексов даже при действии сильных раздражителей: условно-рефлекторная деятельность не нарушается при действии сильных раздражителей. Сильная нервная система отличается способностью нервной клетки сопротивляться длительному действию посторонних раздражителей. Слабая нервная система характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение или торможение при действии сильных раздражителей -- нервные клетки переходят в состояние запредельного торможения.

Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. В слабой нервной системе и процесс возбуждения, и процесс торможения являются слабыми, характерная особенность слабой нервной системы -- быстро наступает состояние заторможенности. Слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители такая нервная система дает соответствующую реакцию.

Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения, т. е. пропорциональное соотношение этих процессов. Лабораторные исследования дали возможность установить, что у некоторых животных эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других животных этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения, или возбуждения. Показателем преобладания процессов возбуждения над процессами торможения является быстрое образование условных рефлексов и медленное их угасание, в частности, медленное угасание ориентировочного рефлекса. Показателем преобладания процессов торможения является медленное образование условных рефлексов и быстрое их угасание. Уравновешенность может быть по силе (работоспособность) и уравновешенность по динамичности (скорость замыкания положительных условных связей или скорость замыкания тормозных реакций). Одним из основных свойств высшей нервной деятельности является подвижность нервных процессов.

 

Подвижность нервной системы характеризуется сменяемостью процессов возбуждения и торможения. Скоростью начала и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (их иррадиация и концентрация), скоростью появления нервного процесса в ответ на раздражение, скоростью образования новых условных связей, выработкой и изменением динамического стереотипа (скорость и прочность образования динамических стереотипов, а если требует жизнь, то и ломка их).

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов торможения и возбуждения образуются четыре основных типа высшей нервной деятельности. По признаку силы нервных процессов И.П. Павлов различал сильных и слабых животных. Сильных в свою очередь он подразделял на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных. Сильные уравновешенные могут быть быстрыми (живыми) и медленными (спокойными).

Так была создана классификация типов высшей нервной деятельности.

Слабый тип.

Животные со слабой нервной системой не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Под действием сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов или они разрушаются. Нарушения приводят к заболеванию нервной системы. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения, особенно слабыми являются тормозные процессы (только 15--30 секунд нервная система слабых животных может переносить сильные торможения). При слабой нервной системе слабое раздражение может вызвать сильное возбуждение, сильное возбуждение может вызвать слабый ответ, или вызвать торможение, а возможен и срыв нервной деятельности, который вызывает шоковое состояние. При действии сильных раздражителей происходит задерживание выработки условных рефлексов и вообще отмечается низкая способность к их выработке. Одновременно с этим отмечается высокая чувствительность (т. е. низкий порог) на действия посторонних раздражителей.

Сильный неуравновешенный тип, отличаясь сильной нервной системой, характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов -- преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. В связи с этим у животных сильного неуравновешенного типа быстро образуются положительные условные рефлексы и медленно -- тормозные.

Сильный уравновешенный быстрый тип. Сильное раздражение вызывает сильное возбуждение. Процессы торможения и возбуждения уравновешены, но быстрота, подвижность, ведут к неустойчивости нервных связей, быстрой сменяемости нервных процессов.

Сильный уравновешенный спокойный тип. Нервные процессы отличаются малой подвижностью. Животные внешне всегда спокойны, ровны, трудновозбудимы. На основе изучения типов высшей нервной деятельности животных И.П. Павлов пришел к такому выводу: «Мы с полным правом можем перенести установленные на собаке типы нервной системы... на человека». Хотя свойства высшей нервной деятельности животных и человека совпадают, следует весьма осторожно и только после специальных исследований, подтверждающих тождество протекания данных нервных процессов у животного и человека, переносить эти свойства на человека, или, наоборот, свойства нервной системы человека переносить на животных. При этом следует всегда учитывать социальную обусловленность деятельности человека, его специфически человеческие особенности. Поскольку тип высшей нервной деятельности относится к природным наследственным данным, -- это врожденное свойство нервной системы, а следовательно, это не психическое, а физиологическое свойство.

На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т.е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет выражаться проявление типа высшей нервной деятельности. Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания.

Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека -- определяет подвижность нервных процессов, их устойчивость (динамика процесса восприятия, переключение и устойчивость внимания, диапазон мыслительной деятельности) -- но не определяет ни поведения и поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев. Установление типа высшей нервной деятельности людей связано с большими трудностями. «У многих создается мнение, что люди в самом деле разделяются по силе или подвижности нервной системы на резко ограниченные группы: «сильных» и «слабых», «подвижных» и «неподвижных». Но в действительности люди образуют по силе нервной системы такой непрерывный ряд, как например, по росту или весу... это только способ группировки людей по отдельному свойству». Этот способ имеет смысл для лучшего понимания вопроса о темпераменте, да и в практике он имеет большое значение.

 

В результате исследований Б.М. Теплов пришел к важным выводам, имеющим большое значение для педагогической практики. Он указывает, что в процессе воспитания следует искать не пути изменения нервной системы учащегося (этот процесс протекает очень медленно и пути его еще не достаточно изучены), а следует находить наилучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника. Затем ставится вопрос о том, какую нервную систему следует считать хорошей? Можно ли, например, считать плохой слабую нервную систему? Очевидно, -- подчеркивает Б.М. Теплов, -- все зависит от того, какой деятельностью занимается человек. Если в процессе труда нужно проявить большую выносливость, большую работоспособность, для такой деятельности больше подходит сильный тип нервной системы; там, где в процессе деятельности нужно проявить высокую чувствительность, реактивность, лучше справится слабый тип. Отсюда следует вывод, к которому приходит Б.М. Теплов, что положительные качества личности могут проявляться как при сильной, так и при слабой нервной системе, но они будут иметь известное своеобразие. В последнее время исследования особенностей нервной системы советские психологи связывают с основной деятельностью, профессией человека.

Опыт:

Так, в институте психологии Академии педагогических наук РСФСР проводилось исследование с группой квалифицированных работников-инженеров, работающих на пульте управления центральной энергосистемы. Эта профессия требует от человека очень быстрого решения сложных вопросов, связанных с переключением энергосистемы; в случаях аварии и неисправности системы от инженера требуется большое и концентрированное напряжение нервной системы. Была создана модель пульта управления и испытуемым предлагалось решать различные задачи, которые могут возникнуть в условиях их работы. Оказалось, что в ситуациях, требовавших проявить быстроту реакций, вызывавших большое и длительное напряжение нервной системы, некоторые испытуемые не могли работать -- у них возникало сильное торможение, их деятельность прекращалась.

Когда стали определять типы нервной деятельности испытуемых, выяснилось, что представители слабого типа не могли справиться с заданием, а представители сильного типа наиболее успешно решали предложенные им задачи. Это экспериментальное исследование показало, кто из специалистов более, а кто менее пригоден к данной деятельности, но в то же время подтвердило Павловское положение об огромной пластичности нервной системы человека. Исследование показало, что люди со слабым типом нервной системы в результате тренировки и практики могут успешно заниматься данной деятельностью, но она требует от таких людей больших усилий, напряжения, больших переживаний, тогда как у людей с сильным типом нервной системы эта деятельность протекает без напряжения, легко и успешно.

 

Обучение и воспитание могут восполнять недостатки типа высшей нервной деятельности, создавать благоприятные условия для жизнедеятельности человека, вырабатывая привычные формы его поведения. Это необходимо учитывать учителю и воспитателю, когда он обнаружит у своих учащихся, то или иное проявление типа высшей нервной деятельности. И.П. Павлов говорил о том, что пластичность нервной системы может изменяться, но, как указывает А.Г. Ковалев, эта пластичность, открывающая широкие возможности развития, не есть пластичность воска, который изменяет форму свою под влиянием однократных и незначительных воздействий на него. Пластичность нервной системы -- это пластичность стали, требующая больших усилий, многократных воздействий для изменения ее формы. Учителю начальной школы следует учитывать, что у учащихся младшего школьного возраста могут довольно отчетливо проявляться особенности типа высшей нервной деятельности.

Исследования ученых  показали, что в раннем детстве легко проявляются особенности нервной деятельности, но эти особенности не могут роковым образом определять дальнейшее развитие личности -- все зависит от воспитания. Приведем несколько примеров. Учитель должен учитывать, что у ребенка возбудимого типа следует вырабатывать умение тормозить себя, а не потворствовать его несдержанности. Надо систематически, организуя соответствующую деятельность и ставя в определенные условия, учить возбудимого ребенка сдержанности (т. е. тормозить его реакции). Тормозному (слабому) типу учащихся необходимо давать возможность больше действовать и больше проявлять свою активность. На уроке таких учащихся надо чаще спрашивать, полезно давать им поручения, которые требуют проявления большой активности и быстроты. Однако нельзя забывать, что дети слабого типа быстро выбывают из рабочего состояния (в отличие от сильного типа) и поэтому нельзя их доводить до состояния глубокой утомляемости, когда уже наступает стадия охранительного торможения.

Систематические упражнения, тренировка в действиях и поступках укрепляют слабую нервную систему учащихся, повышают их работоспособность. Люди слабого типа нервной системы тяжело привыкают к новой обстановке, к новым условиям, к новой деятельности, избегают всего нового. Эти свойства слабого типа нервной системы учителю следует помнить при работе с учащимися I класса. Особенно внимательно должен относиться учитель к новым учащимся, поступающим в школу в середине учебного года. Очень часто учителя свойственную детям слабого типа заторможенность принимают за неумение, отсутствие знаний. Учитель должен помнить, что дети со слабым типом нервной системы трудно переносят резкие и сильные воздействия -- чрезмерная строгость и повышенные требования к таким учащимся еще больше затормаживают их, т. е. их работоспособность понижается.

 

 

3. Психологическая характеристика темперамента.

 

Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности является основой учения о темпераменте человека. Высшая нервная деятельность является физиологической основой темперамента.

 

Темперамент -- это проявление типа высшей нервной деятельности в поведении, в деятельности человека.

Особенности сильного уравновешенного подвижного типа -- физиологическая характеристика сангвинического темперамента. Сильный уравновешенный медлительный тип нервной деятельности соответствует флегматическому темпераменту; особенностям сильной неуравновешенной нервной деятельности -- холерический темперамент; особенностям слабой нервной деятельности -- меланхолический темперамент.

 

  1. Рефлексы в учении И.П. Павлова

 

Рефлекс — стереотипная реакция организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, осуществляются посредством рефлекторной дуги.[1]

Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы.Рефлекторной дугой называют путь, по которому сигналы от рецептора идут к исполнительному органу.

Здесь есть три главных элемента. Во-первых, непременный внешний агент, производящий раздражение. Затем определенный нервный путь, по которому внешний толчок дает о себе знать рабочему органу. Это — так называемая рефлекторная дуга, цепь из воспринимающего нерва, центральной части и центробежного или относящего нерва. И наконец, закономерность: не случайность или капризность, а закономерность реакции. При известных условиях — это непременно всегда происходит. Понятно, что не надо понимать это в смысле абсолютного постоянства, что никогда не бывает условий, когда агент не действует. Разумеется, есть условия, при которых действие может быть замаскировано».

Информация о работе Значение И.П. Павлова в изучении высшей нервной деятельности