Исследование психологических причин конфликтности личности в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ причин конфликтности личности в компании ИМЭКС.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
сделать краткий аналитический обзор зарубежных и отечественных источников по проблеме конфликтов в организации;
определить понятийный аппарат рассматриваемого феномена;
оценить конфликтность в коллективе компании «ИМЭКС» методом тестирования;
выявить психологические причины конфликтности людей в условиях организации;
представить результаты практической части и разработать практические рекомендации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТОВ 6
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТА 6
1.2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОНФЛИКТА 15
2 ПОНЯТИЙНАЯ СХЕМА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ 17
2.1 ПРИЧИНЫ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ 17
2.2 КЛАССИФИКАЦИИ КОНФЛИКТА 22
2.3 СТРУКТУРА И УРОВНИ КОНФЛИКТА 27
2.4 ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ 37
2.5 ПОДХОД К. ТОМАСА К ИЗУЧЕНИЮ КОНФЛИКТНЫХ ЯВЛЕНИЙ 44
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ 49
3.1 ФОРМИРОВАНИЕ ВЫБОРКИ И ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 49
3.2 ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ И МЕТОДИК 50
3.3 ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 64

Вложенные файлы: 1 файл

конфл лич 3.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

5. Сотрудничество

            Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

            Анализируя стратегию  сотрудничества в конфликтном взаимодействии, следует учитывать некоторые обстоятельства.

-  Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

- Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Например, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации.

            Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия  сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему [16, с.92-101]

Типы  конфликтных личностей.

    Во многих учебных пособиях по конфликтологии описаны пять типов конфликтных личностей, которые приводятся в таблице 4.

Таблица 4 – Типы конфликтных личностей

Тип конфликтной личности Поведенческие характеристики
Демонстративный Хочет быть в  центре внимания.

Любит хорошо выглядеть  в глазах других.

Его отношение  к людям определяется тем, как  они к нему относятся.

Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью.

Хорошо приспосабливается  к различным ситуациям.

Рациональное  поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное.

Планирование  своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь.

Кропотливой, систематической работы избегает.

Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо

Ригидный Подозрителен.

Обладает завышенной самооценкой.

Постоянно требует  подтверждения собственной значимости.

Часто не учитывает  изменения ситуации и обстоятельств

Прямолинеен и  не гибок.

С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.

Почтение со стороны окружающих воспринимается как должное.

Выражение недоброжелательства  со стороны окружающих воспринимает как обиду.

Мало критичен по отношению к своим поступкам.

Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным  несправедливостям

Неуправляемый Импульсивен, недостаточно контролирует себя.

Поведение такого человека плохо предсказуемо.

Ведет себя вызывающе, агрессивно.

Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения.

Характерен высокий  уровень притязаний.

Несамокритичен.

Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других

Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь.

Недостаточно  развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами.

Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало уроков

Сверхточно Скрупулезно относится  к работе.

Предъявляет повышенные требования к себе.

Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается.

Обладает повышенной тревожностью.

Чрезмерно чувствителен к деталям.

Склонен придавать  излишнее значение замечаниям окружающих.

Иногда вдруг  разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели.

Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.).

Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях.

Слабо чувствует  реальные взаимоотношения в группе

«Бесконфликтный» Неустойчив  в оценках и мнениях.

Обладает легкой внушаемостью.

Внутренне противоречив.

Характерна некоторая  непоследовательность поведения.

Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.

Недостаточно  хорошо видит перспективу.

Зависит от мнения окружающих.

Излишне стремится  к компромиссу.

Не обладает достаточной силой воли.

Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих

 

        2.5  Подход  К. Томаса к  изучению конфликтных явлений

 
 
 

      В своем подходе к изучению конфликтных  явления К. Томас  делал акцент на изменение традиционного тогда отношения к подобным ситуациям, заключавшееся в создании некоего бесконфликтного пространства, а не в умелом управлении ими, поскольку находил наравне с негативной стороной и позитивное влияние столкновения интересов и мнений. В соответствии с этим К. Томас считал нужным сконцентрировать внимание на следующим аспектах изучения конфликтов и сопутствующих явлений: какие формы поведения в конфликтных ситуациях наиболее характерны  для людей и по каким соображениям; какие из них являются более продуктивными  и разумными, а какие стоит отнести к нерациональным и деструктивным; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение[34, с.36].

      Существуют  пять основных стратегий поведения  в конфликта. В основу их положена система, называемая методом Томаса - Килменна. Метод был разработан К.У. Томасом и Р.Х. Килменном в 1972 году. Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта. По мнению Хасана Б.И., « вариативность образов действий немедленно рождает болезненную трудность выбора,. Поскольку единовременно действие может быть совершено только одно, то и  выбор требуется однозначный… Необходимость однозначного разрешения или  линейная модель напрочь отбрасывает те диапазоны стратегий поведения в конфликте, которые предлагают, например, К. Томас. такой диапазон может быть реализован  лишь во внешнем взаимодействии буквально разных носителей».   [45, с.10]. Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой член коллектива хочет удовлетворить собственные интересы (действуя активно или пассивно) – напористость и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально) - кооперация. Если воспользоваться прямоугольной системой координат, то получится сетка Томаса - Килменна, позволяющая определить место и название для каждого из пяти основных стратегий разрешения конфликта. На абсциссе мы фиксируем уровень направленности на интересы других людей, вовлеченных в конфликт, а на ординате – уровень направленности на собственные интересы (рисунок 1,приложение).

      При анализе конфликтов на основе рассматриваемой  модели нужно иметь в виду, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

содержания  предмета конфликта;

ценности  межличностных отношений;

индивидуально-психологических  особенностей личности.

     Особое  место в оценке моделей и стратегий  поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку. С.М. Емельянов дополняет двухмерную модель Томаса—Килменна третьим измерением — ценностью межличностных отношений (МЛО) [16, с.95]. Схематически она представлена на рисунке 2(см.приложение).

Стиль избегания, предполагающий уход из конфликта, связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Обычно в этом случае человек пытается стоять в стороне от конфликта, стремится стать нейтральным. Этот стиль используется, когда проблема не так важна, когда человек не хочет тратить силы на ее решение, когда человек чувствует себя неправым или когда другой человек обладает большей властью. Использование такого стиля может означать решение индивида дать конфликту возможность развиваться. Данный стиль также может быть связан с неприятием напряженности и расстройства. В отдельных случаях попытка избежать конфликта может снизить его интенсивность. Однако игнорирование несогласия может вызвать еще большее недовольство. При таком подходе к конфликту проигрывают обе стороны.

     Стиль конкуренции или разрешения конфликта  силой характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в устранении конфликта, однако, без учета позиций другой стороны. Это стиль типа «выигрыш-проигрыш». Для применения данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных целей. Он требует от человека использования волевых качеств. Однако у окружающих складывается неблагоприятное впечатление об индивиде, использующем этот стиль.

     Стиль сотрудничества отличается как высокой  степенью личной вовлеченности в него, так и сильным желанием объединить свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывает каждая из сторон. Люди, использующие данный стиль, обычно обладают следующими характеристиками:

     -рассматривают  конфликт как нормальное событие, помогающее и даже если им правильно управлять, ведущее к более творческому решению;

     - при этом проявляют доверие  и откровенность в отношении  других;

     - признают, что при таком взаимоудовлетворяющем  исходе конфликта, все его участники как бы берут на себя обязательство в рамках общего решения;

     - считают, что каждый участник  конфликта имеет равные права  в его разрешении и точка  зрения каждого имеет право  на существование;

     - полагают, что никто не должен  быть принесен в жертву в  интересах всех.

     Часто такие индивиды считаются динамичными натурами, о которых у других складывается благоприятное мнение.

     Стиль приспособления, побуждающий войти  в положение другой стороны, представляет собой поведение, в основе которого лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Этот стиль носит типа «невыигрыш - выигрыш» носит оттенок альтруизма. Данный стиль может выражать долгосрочную стратегию в целях развития у других ориентации на кооперацию по разрешению межличностного конфликта. Данный стиль помогает в стремлении реализовать желания других. Обладатели такого стиля в целом оцениваются окружающими положительно, однако воспринимаются другими как слабые натуры, легко поддающиеся чужому влиянию.

     Стиль компромисса заключается в таком поведении в ходе разрешения межличностного конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон. Реализация данного стиля связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки. Компромисс широко используется в разрешении конфликта и те, кто его использует, оцениваются окружающими в целом благоприятно. Это стиль типа «непроигрыш - невыигрыш». Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явные преимущества. 

     Таким образом, конфликт в трудовом коллективе - это осознанное противоречие между  общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений. Для разрешения конфликтов члены коллектива пользуются определенными стратегиями поведения, а именно стратегией соперничества, приспособления, избегания, компромисса и сотрудничества.

 

       3 Экспериментальное исследование психологических причин конфликтности личности в организации

       3.1 Формирование выборки  и описание этапов  исследования

       В компании «ИМЭКС» было проведено  исследование, направленное на изучение психологических причин конфликтности личности в организации.

     Исследование  проводилось в трудовом коллективе компании «ИМЭКС», состоящем из 14 человек, из них  2 женщины и 10 мужчин. В исследовании приняло участие 10 человек, четверо отказались от участия из-за отсутствия времени и других причин. Возрастной состав членов коллектива: от 20 до 35 лет.

     Образование: среднее, неполное среднее специальное,среднее специальное и высшее.

     Выборка была ограничена запросом (таблица 5).

 

   Таблица  5 - Сводная таблица первичных  данных по выборке

Пол Возраст Должность Образование
1 Муж 35 Ген.директор Высшее
2 Жен 30 Зам. директора Высшее
3 Муж 27 Главный инженер  Высшее
4 Муж 26 Старший мастер Среднее специальное
5 Муж 22 Менеджер по продажам Н/высшее
6 Муж 24 Менеджер по продажам Н/высшее
7 Муж 22 Менеджер по снабжению Среднее специальное
8 Муж 21 Монтажник Среднее
9 Муж 24 Водитель Н/среднее специальное
10 Жен 20 Стажер Н/среднее специальное

Информация о работе Исследование психологических причин конфликтности личности в организации